Технология организации наблюдений как источника познания окружающего мира

Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в по-знании их через различные формы восприятия – зрительное, слу-ховое, тактильное, обонятельное и др.Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых пред-ставлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями позволяет научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориен-тироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаи-мосвязи растений, животных с явлениями неживой природы.

По определению П.Г. Саморуковой, наблюдение – это специ-ально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие деть-ми объектов и явлений природы. Его целью может быть усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры, внешнего строения предмета, причин изменения и развития объ-ектов (растений и животных), сезонных явлений [2].Участие разнообразных органов чувств в процессе наблюде-ния обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитате-ля и детей, чтобы полученные знания были усвоены.В отечественной психологии определены особенности наблю-дения, отличающие его от восприятия.

Так, Б.Г. Ананьев характеризует наблюдение следующими чертами:1) произвольность и планомерность;2) организованность и целенаправленность;3) обусловленность его всеми видами восприятия;4) тесная взаимосвязь с мышлением и речью.

Л.В. Занков выделяет такие особенности наблюдения, как полноту восприятия частей и свойств объектов в соответствии с задачами наблюдения, умение подметить малозаметные черты в предмете или явлении.Правильно организованные наблюдения учат ребенка не толь-ко смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождается самостоятельное суждение, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.В дидактике существуют различные классификации наблюде-ний.

Э.И. Залкинд выделяет следующие виды наблюдений:

1. По длительности:– эпизодические (младшая группа);– длительные (ведутся в течение многих дней, а иногда и не-дель, например, наблюдение за развитием лягушки, за рос-том растений).

2. По организации:– плановые (по плану воспитателя);– возникшие по инициативе детей.

3. По месту проведения:– в естественных условиях (в парке, лесу) (чаще проводятся в старшем дошкольном возрасте);– в искусственных условиях.

4. По количеству участников:– индивидуальные (чаще в младших группах);– коллективные (наибольшего эффекта достигают наблюдения в подготовительной группе, т.к. дети уже способны относить слово воспитателя, обращенное ко всем, лично к себе);– групповые наблюдения (по подгруппам – в младшей исредней группах).

5. Сравнительные наблюдения. Применяются чаще в старшей группе, т.к. дети не только видят особенности, вычленяют основ-ные признаки, но и устанавливают взаимосвязи между ними. У них достаточно опыта, чтобы заметить новое, заметить проис-ходящие в природе изменения, проследить развитие, установить простейшие, последовательные и причинные связи явлений. Уси-ливается роль мышления и речи.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют три вида наблюде-ний:

1. Распознающее. Основная познавательная задача такого на-блюдения – ответить на вопрос: что это или кто это, каково оно, каковы его основные свойства, проявления, взаимодействия с ок-ружающими. Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях:– когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоя-щей продуктивной деятельностью (трудовой, изобрази-тельной, бытовой);– при ознакомлении с новыми для него предметами и явле-ниями. В ходе распознающего наблюдения используются различные способы обследования, участвуют все анализа-торы, активно используется речь.

2. Длительное наблюдение за изменением и развитием объ-екта строится на основе использования различных способов обследования и различных видов восприятия, усиливается роль памяти (необходимо помнить прошлое состояние объекта). Длительные наблюдения проводятся за развитием какого-либо животного. Например, развитие бабочки из гусеницы. Воспитателю следует подготовить все необходимое оборудование: миски с кормом и водой, оборудование для ухода за живыми организмами.

3. Воссоздающее наблюдение имеет целью определить по от-дельным признакам предмет в целом или целостную картину явления. Это происходит на основе ранее полученных знаний (например, определить по цвету почвы ее влажность; по цвету ягод –их спелость). Мышление занимает ведущее место, сенсорика от-ходит на второй план. Большую роль играет воображение, при-поминание, обобщение [3].

С.Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени [4].Деятельность наблюдения не дана человеку от рождения. Она постепенно формируется на протяжении жизни человека, расши-ряя свой объем, изменяя характер, переходя от однопланового к многоплановому наблюдению. Начальным этапом формирования наблюдения является дошкольный возраст.В психолого-педагогической литературе имеется ряд работ, посвященных развитию и становлению наблюдения. Г.С. Филиппюк исследовала особенности развития наблюдения за жи-выми объектами у дошкольников. В задачи исследования входило:

1. Выяснить, в какой мере дети разного дошкольного возраста способны к наблюдению.

2. Выявить своеобразие наблюдения у детей на других этапах дошкольного детства.

В ходе эксперимента автор сделала следующие выводы:

1. Процесс наблюдения уже у детей дошкольного возраста может быть преднамеренным, целенаправленным и осознанным. Младшие дошкольники становятся способными к наблюдению с момента овладения речью (3–4 года). Процесс восприятия становится произвольным, целенаправленным под влиянием самого объекта (поэтому он должен быть живым, подвижным, привлекательным, вызывать эмоциональный отзыв, интерес к нему, стремление узнать, что или кто это).

2. Наблюдения младших дошкольников нуждаются в руководстве со стороны взрослых.

3. Особенности наблюдения дошкольников:– Дети дошкольного возраста способны принимать постав-ленную перед ними задачу. Однако малыши не осознают ее как познавательную, лишь следуют за воспитателем, отвечая на его вопросы и выполняя его задания. Дети средней группы осознают задачу, а старшие не только осознают, но и творчески подбирают пути для ее осуществления.– В дошкольном возрасте у детей можно сформировать умение следовать плану наблюдения. Дети младшей группы отклоняются от него в силу особенностей их внимания и восприятия. Дети средней группы иногда могут его придерживаться, хотя и отступают от него под влиянием разных отвлекающих обстоятельств. Старшие дошкольники точно придерживаются плана.– Дошкольники могут подмечать существенные признаки, знание которых необходимо им для узнавания и различения предметов окружающего мира. Дети обращают внимание на индивидуальные качества объектов, подмечая различные детали. Уже в дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным процессом. Осмысленность проявляется в том, что дети, наблюдая, сопоставляют предметы между собой или с теми представлениями, которые у них сформи-рованы в прошлом, пытаются делать выводы, умозаключения на основе наблюдения.– Постепенно у детей появляется умение подмечать новое в предмете, видеть произошедшие с объектом изменения.– Процесс наблюдения у дошкольников обычно бывает эмоционально окрашен. Причем положительное эмоциональное состояние у ребенка и его заинтересованность способ-ствуют более правильному, детальному наблюдению.

4. У детей дошкольного возраста можно сформировать ум-ние наблюдать при определенных условия, а именно:– если обучать детей деятельности наблюдения, развивать у них стремление замечать новое в объекте;– если объект наблюдения является эмоционально воздейст-вующим (ярко окрашенным, подвижным). Развитая деятельность наблюдения дошкольников характери-зуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умение отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, ис-пользовать освоенные способы познания в новых условиях.

Организуя наблюдения, педагог должен принимать во внима-ние следующие рекомендации:

1. Четко формулировать перед дошкольниками общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

2. Создать условия для возможно более эффективного наблю-дения: продумывать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей. Важно, чтобы растение или жи-вотное было в хорошем состоянии, чистым и здоровым. Живот-ных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. Вос-питателю следует подготовить все необходимое оборудование: миски с кормом и водой, оборудование для ухода за живыми ор-ганизмами.Если наблюдение проводится в естественных условиях вне ДОУ, педагог посещает это место заранее, определяет, где будут стоять дошкольники, чтобы объект наблюдения был всем виден, хорошо освещен и т.п.

3. Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми. Например, дети последовательно рассматривают деревья, кустарники, травы. Воспитатель дает им план наблюдения:– найдите среди растений леса деревья, рассмотрите у них ствол, определите его цвет, сравните обхват ствола у разных деревьев; сосчитайте, сколько крупных ветвей отходит от ствола;– найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев: назовите особенности, которые есть у всех кустарников;– найдите среди растений травянистые, сравните их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем отличаются.

4. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы – слух, вкус, обоняние. Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами; вспомнить, какие летние звуки природы сейчас отсутствуют. Можно определить, как пахнет в осеннем лесу, сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды рябины, спелые и не тронутые морозцем. Использо-вание разных ощущений помогает детям составить полную характеристику природного объекта.

5. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в ходе наблюдения. Это выполнение рисун-ков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспи-тателем.

6. В результате каждого наблюдения у дошкольников должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

А.И. Васильева [1] разработала методику руководства наблю-дениями-занятиями, выделив в его структуре четыре основных этапа:

Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить де-тей к предстоящему наблюдению, вызвать интерес к живому объ-екту, а также уточнить, что в данном объекте уже известно детямо нем. Здесь возможны рассматривание иллюстраций, демонст-рация диафильмов, чтение книг, работа в уголке природы. На-пример, в средней группе накануне занятия по ознакомлению с птицей воспитатель может внести в группу пустую клетку, спро-сить, чей это дом.

Второй этап – начало наблюдения. Его цель – сосредоточить вынимание ребят на объекте, поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, можно начать с проблемной ситуации. Например, на демонстрационный стол ставится миска с молоком, веревочка с бантиком лежит рядом, воспитатель пред-лагает детям догадаться, для кого все это нужно, выслушивает ответы детей, подчеркивает правильные и предлагает начать за-нятие.

Третий этап – основной. Условно его можно разделить на не-сколько частей.

Первая часть: наблюдение за объектом в целом. Ее цель – создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями.

Цель второй части– изучение объекта, формирование представлений об особенностях его внешнего вида, питания и т.д. В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения.

Третья часть – обследование, интерпретирующее, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установле-ние причинных связей и отношений между наблюдаемыми пред-метами и явлениями, их частями и свойствами.

Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследова-ния предмета, которыми дети пользовались.Правильное построение структуры процесса наблюдения, обу-чение детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности. Воспитатель руководит процессом наблюдения и восприятием детей в соответствии с обобщенной схемой обследования пред-мета.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМ

В процессе восприятия дети, следуя указанию педагога (или самостоятельно), отмечают:

1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным (белку сравнивают с кроликом, кошку с собакой, лошадь с коровой и т.д.);

2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питания на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая различие и сходство;

3. Особенности в назначении и роли данного животного в природе (забота человека о животном; принадлежность данного животного к определенной группе: домашние и дикие; хищные и травоядные; всеядные; птицы; насекомые; рыбы; звери);

4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося лич-ного опыта и знаний.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЕМ

В процессе наблюдения за растением дети отмечают:

1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;

2. Особенности ухода и содержания данного растения сравни-тельно с уже знакомыми: требование растения к теплу, освеще-нию, воде; принадлежность растения к определенной группе (де-ревья, кустарники, растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения);

3. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося лич-ного опыта и знаний.

Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурой и алгоритмом обследования, вос-питатель осуществляет руководство восприятием детей по сле-дующим направлениям:– направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);– объяснение, напоминание методики наблюдения (плана);– руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом;– обсуждение результатов наблюдения;– использование полученных результатов наблюдения в изо-бразительной деятельности, в играх и других видах дея-тельности.

Конспект наблюдения за сирийским хомячком в старшей группе

Цель: учить детей различать особенности внешнего вида хомячка (маленький зверек, на голове уши треугольной формы, глаза черные, как бусинки, ноги короткие, маленькие, на лапках по 5 пальцев, шерсть мягкая, рыжеватая); познакомить с особенностями поведения (ловко лазает, когда ест, пищу берет передними лапками, прячет пищу в за-щечные мешки). Сообщить детям способы ухода (кормить два раза в день, чистить клетку по мере загрязнения). Воспитывать заботливое отношение и желание ухаживать за хомячком. Активизация словаря: сирийский хомячок, защечные мешки, впа-дает в спячку, лазает, шерсть рыжевато-золотистого цвета.

Организация занятия: дети сидят полукругом; хомячка рассматри-вают на столе, покрытом клеенкой; приготовить клетку, предметы ухода за хомячком, лесенку для лазания и спальный домик, разные виды корма.

Ход занятия:

Воспитатель проводит вводную беседу о том, каких животных угол-ка природы дети знают, любят ли они их и как ухаживают за ними. Затем сообщает цель занятия: «Сегодня у нас появится новый обита-тель уголка природы, мы понаблюдаем за гостем и поучимся ухаживать за ним». Педагог вносит хомячка, выпускает его на стол и дает детям 1–2 минуты на самостоятельное рассматривание.– Кто знает, как называется этот зверек? Где вы его видели раньше? Да, верно, это сирийский хомячок. Его зовут Фомка. Он будет жить у нас в уголке природы. – Посмотрите внимательно на Фомку. Какой он по величине? (не-большой зверек). Какой формы его тело? (овальное). Давайте рассмот-рим голову Фомки и расскажем о ней (маленькая, круглая). Воспитатель предлагает сравнить голову и туловище по величине. – Что больше: туловище или голова? (туловище). – А теперь Дима расскажет нам, что он видит на голове у Фомки (маленькие черные глаза, как бусинки, маленькие уши и усики). – Давайте посчитаем, сколько ног у хомячка (четыре). Одинаковой ли они длины? Обратите внимание на то, как хомячок передвигается (бегает, ходит, лазает). Как вы считаете, почему Фомка бегает, а не пры-гает? Этим вопросом воспитатель подводит детей к пониманию зависимо-сти способа передвижения животного от строения конечностей. Затем педагог дает детям задание посчитать количество пальчиков у хомячка на передних и задних ногах (по пять). – Костя, есть у Фомки хвостик? (да, он такой маленький, что его почти не видно). – Чем покрыто тело хомячка? (шерстью). – Какая шерсть на ощупь? – Дети гладят хомячка и определяют мягкость и шелковистость шерсти. 196– Какого цвета шерсть? (закрепляется выражение: рыжевато-золотистая). Воспитатель помещает хомячка в клетку, опускает лесенку. – Что делает Фомка? (да, он очень любит лазать, двигаться). – Наш гость очень проголодался, давайте покормим его. Воспита-тель открывает тарелочки с разным кормом и предлагает рассмотреть его. Дети по очереди ставят тарелочки с кормом в клетку. Если хомячок набьет защечные мешки, объясняет, что за щеками у него есть мешки, куда он прячет пищу и переносит ее себе в нору. «Носят, носят хомячки за щеками сундучки, Что увидит хомячок, сразу спрячет в сундучок». – О каких сундучках говорится в стихотворении? Педагог предлагает посмотреть, как хомячок берет пищу лапками. – Вспомните, какое животное так же держит пищу? (белка). Если гость начнет умываться, следует обратить внимание детей на это. – Хомячки очень чистоплотные животные. Воспитатель сообщает правила ухода за хомячком. – Чтобы Фомка хорошо себя чувствовал, нужно каждый день мыть кормушку и поилку мочалкой и вытирать тряпочкой (показывает). В клетке надо устроить гнездо. Вместе с детьми педагог ставит в клетку спальный домик. Поясняет, что внутри него Фомка из сена и тряпочек устроит себе гнездо, где бу-дет спать. Там ему будет тепло и уютно. Клетку с хомячком убирают в уголок природы. Воспитатель рассказывает, что на воле хомячки живут в глубоких норах под землей. Нора имеет два выхода. Состоит из двух отсеков-комнат. В одной находится кладовая для запасов, в другой живет сам хозяин. Хомячок очень ловко копает нору, передними лапами подгре-бает землю под себя, а задними с силой отбрасывает ее назад.В конце занятия педагог дает детям задание: 1) составить рассказ для родителей о Фомке; 2) понаблюдать, будет ли Фомка лазать по лесенке,умываться, сделает ли себе гнездо, будет ли прятать корм в защечные мешки. Примечание: комментарии воспитателя должны быть динамичны-ми, необходимо сопровождать словом все особенности поведения объ-екта, обращать на них внимание детей.

Многолетняя практика убеждает в эффективности следующе-го подхода к организации деятельности наблюдения дошкольников, предложенного С.Н.Николаевой. Его суть – проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и опреде-ленное содержание. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, на-дежное их усвоение.Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему знаний о растениях или жи-вотных, которые живут по соседству с ним.Цикл наблюдений, как организационно-методическая форма педагогического процесса, имеет ряд достоинств:– каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать де-тям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившие-ся представления;– достоинством цикла является и его протяженность во вре-мени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок;– многоразовое (но с разным содержанием) обращение к од-ному и тому же объекту на протяжении 1–3 месяцев фор-мирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных на-блюдениях без побуждения и руководства воспитателя;– и, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневнойжизни в разные режимные моменты экономит время для занятий, делает работу с детьми разнообразной.

При организации циклических наблюдений С.Н. Николаева считает важными следующие моменты:

1. Компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим, без больших разрывов во времени. Содержание, «наслаиваясь», укрепляет единую систему знаний об объекте.

2. Преобладание визуального источника знаний над словесным.

3. Охват наблюдениями всех детей. Каждое наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия (чтобы объект делал то, что мы на-блюдаем) [4].

Приведем в качестве примера циклические наблюдения за птицей для детей II младшей группы:

1. Знакомимся с птицей. Цель: познакомить детей с птицей уголка природы, сообщить ее название; обратить внимание на то, что она красивая, веселая, живет в клетке; бойко скачет, щебечет.

2. Чем птица питается? Цель: показать детям, что птицу кормят зерносмесью (зерна мелкие, разного цвета), тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. У птицы есть клюв. Им она клюет корм и пьет воду.

3. Птицу кормят каждый день. Цель: в течение нескольких дней (пя-ти) демонстрировать детям, что птицу надо каждый день утром кор-мить.

4. Что птичка делает в клетке? (Задание детям для самостоятельного наблюдения). Цель: побуждать детей к самостоятельным наблюдениям – учить замечать различные действия птицы, называть их словами.

5. Кто заботится о птице? Цель: обратить внимание детей на то, что птица в клетке не может сама себя накормить. О ней заботятся воспита-тели и дети: дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку.

6. Какие части тела есть у птицы? Цель: уточнить особенности внешнего вида птицы: у нее есть туловище, голова, ноги, хвост, крылья. На голове глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке; крыльями машет.

7. Как птица купается? Цель: показать дошкольникам, как птица ку-пается в воде. Для этого поставить в клетку купалку. Птица ногами за-лезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться.

Вопросы и задания для актуализации знаний

1. Раскройте сущность наблюдения.

2. Почему наблюдения способствуют решению задач экологического образования?

3. Обоснуйте значение наблюдения в процессе развития личности до-школьника.

4. Каковы главные характеристики цикла наблюдений?

5. Какими достоинствами обладает цикл наблюдений как технология экологического образования дошкольников?

6. Проанализируйте конспекты наблюдений за живыми объектами в разных возрастных группах, представленные в книгах: Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 1998; Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1988.1997. Составьте циклические наблюдения за любым животным уголка природы; напишите номер, название и цель каждого наблюдения.

Литература для самостоятельной работы

1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 1972.2. Методика ознакомления детей с природой / Под ред. П.Г.Самору-ковой. – М., 1992.3. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.Само-руковой. – СПб., 1998.4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольни-ков. – М., 1999.

Наши рекомендации