Деятельность социальных служб
Общие социальные службы создаются в общине. Они получили развитие от существовавшей прежде службы семейной опеки, поэтому основная сфера их деятельности – семья и ее окружение. В семье могут возникать сложные конфликтные ситуации, которые требуют привлечения других специальных служб: помощи молодежи, социального обеспечения, охраны здоровья или других. Общие социальные службы имеют дело, как правило, со многими группами специалистов и широким спектром проблем, для решения которых может быть задействовано одновременно несколько различных специальных служб.
В задачи общих служб входит выяснение причин сложившейся сложной ситуации в семье, информирование о возможностях оказания профилактической помощи при устранении (или предотвращении), например, межличностных конфликтов. В решении проблем и задач общих социальных служб принимают участие социальные работники или социальные педагоги, в функции которых входят: информирование, консультирование, анализ и оценка ситуации, оказание непосредственной помощи. Они используют методы индивидуальной, социально-групповой помощи и различные приемы социальной терапии.
В последние годы социальные работники общих служб чаще посещают клиентов на дому, но отклоняют, как правило, так называемые «контрольные обходы» квартир. Посещение клиентов в домашних условиях по заявке рассматривается как форма сервиса. Такая форма обслуживания способствует проведению открытых, доверительных бесед и освобождает клиентов от страха перед официальными инстанциями.
Так как социальные работники и социальные педагоги постоянно и в течении длительного периода работают в определенных городских кварталах и поэтому хорошо знают ситуацию в своем районе, они являются хорошими помощниками и партнерами сотрудников отделов служб социального планирования.
Для достижения качественного социального обслуживания в городских районах сотрудники общих социальных служб должны постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать с бригадой специалистов, систематически проводить консультации. Немецкие специалисты отмечают, что пока еще не разработан надежный измерительный инструментарий для определения необходимого объема работы сотрудников социальных служб. Неудовлетворительным является и существующее соотношение социальных работников и численности населения в городских районах. Десятилетия продолжается дискуссия по оптимальному определению соотношения размера территории района и необходимого количества социальных служб в нем. На сегодняшний день каждая община (коммуна) определяет своими критериями необходимое ей количество общих социальных служб и число сотрудников в них.
На практике общие социальные службы во многих землях страны организационно взаимосвязаны с другими специальными социальными службами (бюро помощи молодежи, отделом социального обеспечения, охраны здоровья и т.п.). Но кроме того, существуют и самостоятельные в организационном отношении общие социальные службы.
Наряду с общими социальными службами в Германии большую роль в социальной сфере играют особые или специальные службы социальной помощи. Как правило, их задачи ограничены определенным кругом проблем, и создаются они нередко в связи с запросами клиентов.
В целом по стране существует три вида специальных социальных служб:
а) созданные внутри общих социальных служб как результат, реакция на потребность, возникшую в районе;
б) действующие за пределами общих служб для решения особых проблем в городе или сельской местности;
в) не связанные по своим задачам с общими социальными службами. К таким организациям относятся социальные службы на предприятиях, в армии, сельской больнице и др., которые не связаны с местными органами социального управления.
Большой интерес представляет деятельность социальных служб на предприятиях, концернах, фирмах, где функции социальной работы возлагаются на ряд служб: социально-правовую и финансовую службу, медико-социальную службу, кадровую службу, службу непрерывного образования и повышения квалификации, службу социального обеспечения, службу руководящих кадров и стратегического менеджмента, службу работы с общественностью и средствами массовой информации и др.
Все эти службы взаимодействуют и кооперируются для создания, сохранения и развития основного капитала предприятия – кадрового состава, выдвигая основным принципом деятельности социальное партнерство, благодаря которому удается добиться подъема экономики, социальной стабильности на каждом предприятии и в стране.
Социальные службы предприятий эффективно решают задачи реализации социальных функций, осуществляя анализ, учет и использование ресурсов трудового коллектива, управляя социализацией, охраной здоровья, политикой, пенсионным обеспечением, социальным самоопределением и адаптацией сотрудников.
Производственная адаптация находится в центре внимания социальных служб предприятия. Процесс адаптации, включения новых работников в производство и коллектив постоянно и целенаправленно управляется и регулируется службой персонала и стратегического менеджмента. Эта служба помогает раскрыть и реализовать творческо-трудовой потенциал, способствует саморазвитию, образованию и самоопределению каждого сотрудника.
Проблема кадрового обеспечения является важной в деятельности социальных служб предприятия, но в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры она может быть связана с вопросами переструктурирования, переориентации и сокращения, а значит переподготовки кадров, обеспечения рабочих мест для различных социальных групп и особенно для социально незащищенных. Развитие таких аспектов социальной работы, как рациональная организация труда, достижение коллективом высокого профессионализма, оптимальное использование фонда рабочего времени, обеспечение чувства удовлетворения у каждого сотрудника предприятием и рабочим местом, влияет на экономическую эффективность производства.
Серьезная работа всех социальных служб на предприятии, овладение работниками этих служб социальными технологиями являются необходимыми условиями достижения коллективом каждого предприятия и обществом в целом высокого профессионализма и компетентности.
В Германии социальные службы существуют также в судах и тюрьмах. Это службы помощи молодежи, в составе которых действуют социальные работники, решающие две основные задачи: оказание помощи молодым правонарушителям после выявления преступления, но до возбуждения уголовного дела; и организация реабилитации правонарушителей, в отношении которых суд не вынес решения о тюремном заключении.
Реализуя первую задачу, социальные работники службы судебной помощи молодежи выясняют социальные условия жизни молодого правонарушителя, изучают его личность, социально-психологические обстоятельства преступления и представляют письменный отчет прокурору и судье, а также предлагают меру наказания. Доказано, что заключение под стражу почти всегда негативно сказывается на дальнейшем развитии подростков, поэтому социальные работники предлагают такие меры, которые бы в будущем удерживали подростка от правонарушений, но не ограничивалиегосвободу стенами исправительных учреждений.
Вторая задача реализуется через комплекстак называемых «амбулаторных мероприятий». Это привлечение правонарушителей к работе в домах престарелых, домах инвалидов, больницах, включение их в курс социального тренинга; организация совместного проживания правонарушителей с социальным работником. Помимо организации этих мероприятий, социальные работники оказывают правонарушителям и другие виды помощи, такие, как индивидуальные беседы, беседы с семьей, помощь в трудоустройстве, поиске жилища, финансовых затруднениях, регулировании вопросов страхования, правильном расходовании денег, регулировании долгов, проведении психиатрических исследований и психологической экспертизы.
В тюрьмах важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками; помочь советом родственникам заключенного в решении проблем, связанных с его арестом и лишением свободы; помочь заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе, насколько это возможно, подыскать жилье и работу.