Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания. Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в российской школе на разных этапах существования системы образования. На государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности на уроках истории.

В республиканской программе развития образования на 2009-2013 годы отмечено: приоритетами развития образования в Республике Башкортостан с учетом современных реалий социально-экономической, социально-политической и общественной жизни являются: обеспечение разностороннего развития подрастающего поколения, воспитание патриотов страны, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высоким чувством ответственности, нравственной культурой; обеспечение исторической преемственности поколений. Несмотря на то, что прошло 200 лет со дня Отечественной войны 1812 года мы говорим о ней, помним героев этой войны, гордимся подвигами защитников Отечества. История на сегодняшний день – единственный школьный предмет, благодаря которому мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.

Отечественная война 1812 года – общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе и наших земляков – башкир. Все поднялись на защиту. Победоносная для России Отечественная война 1812 года продолжает волновать умы и сердца наших современников. Отечественная война - один из самых драматических и вместе с тем самых значительных по своим последствиям моментов русской истории. В ней всё захватывает и всё заставляет работать научную мысль. В ней и в тех событиях, которые из неё развернулись, найдут неисчерпаемый кладезь и художник, и социолог, и политик, и дипломат. Спустя два века мы находим неопровержимые подтверждения сказанному. Война 1812 года не являлась войною только Франции или Наполеона с Россией. Это была по существу европейская война, в которую были втянуты почти все государства Европы, но в которой главная роль принадлежала Франции и России. Наполеон, держа под пятой 72 миллиона населения Западной и Центральной Европы, двинул против России «Великую армию» - более полумиллиона солдат, 1372 орудий. Вторжение в наше Отечество полчищ Наполеона, угроза самой независимости России вызвало у россиян чувство величайшего патриотизма, готовность к самопожертвованию в борьбе за Родину. Не мало и героев – земляков. Действуя в составе корпуса, башкирские воины постоянно находились «в делах против неприятеля». Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русской армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине.

Сразу после войны 1812 года в образовании того времени появились изменения когда свободолюбивые настроения стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространялась запрещенная литература: стихотворения Пушкина, Грибоедова и поэтов-декабристов — Рылеева, Одоевского и других, в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство, желание посвятить себя служению родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали учащимся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности. Большую роль в распространении антиправительственных настроений играло преподавание отечественной истории. Яркие впечатления от героических эпизодов народной войны 1812 года заставляли по-новому осмысливать вопрос о роли народа в истории Русского государства. В некоторых учебных заведениях иносказательно толковались история и литература античных народов, проповедовались республиканские и антикрепостнические идеи. Подчеркивалось свободолюбие греков и римлян, указывалось, что «свободой Рим возрос, а рабством погублен» (Пушкин). В ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, казаков, солдат и крепостных рабочих царское правительство установило аракчеевский режим. В царских указах было в это время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах, в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях. В целях усиления религиозного воспитания в школах Министерство народного просвещения было преобразовано в 1817 году в Министерство духовных дел и народного просвещения (оно было снова реорганизовано в 1824 году). Главой единого министерства был назначен А. П. Голицын, он же был президентом Российского библейского общества. Целью министерства являлось «основать народное воспитание на благочестии согласно с актом «Священного союза». «Священный союз» объединил в 1815 году крупные европейские государства для подавления революций и свободомыслия народов. Но, несмотря на предпринятые попытки умолчать о героизме русского народа в Отечественной войне 1812 года мы и сегодня говорим о ней.

На уроках истории Отечественной войне уделяется по программе мало времени как по истории России, так и в региональной истории, но после войны 1812 года написано об Отечественной войне очень много художественных произведений, которые воспитывают патриотизм. Патриотизм, на наш взгляд, это готовность отдать жизнь за свободу родины, это долгое и верное служение ей, это борьба против косности и застоя. Любовь к Родине, восхищение её историей, ратными подвигами ее сыновей, великими историческими деятелями, трудовыми свершениями народа воспитываются на уроках истории и культуры Башкортостана.

Исторический путь нашего многонационального народа — это путь свершений и побед, а если история бросала вызов, то лучшие люди России всегда находили достойный ответ.

Л.А. Луцкая,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ

(с. Красный Ключ, Нуримановский район РБ)

Отечественная война 1812 года

(урок истории, 8 класс)

Цели и задачи:

1. Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.

2. Продолжать развивать умения анализа исторических источников, развивать логическое мышление учащихся.

3. Воспитывать чувства гордости героической историей своей Родины.

Оборудование и материалы:учебник Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.С.Кузнецова, В.А.Рогожкин «Российская история XIX - начало XX века», карта “Отечественная война 1812 года», схема “Бородинское сражение”, отрывки из источников: «Известия о военных действиях 1812-1814 гг.»

Ход урока:

Организационный момент.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром –
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)

Вопросы: Ребята, кто знает, о каком знаменательном событии говорится в этом стихотворении? Что вы об этом знаете? Как называется эта война?

2) Изучение нового материала:

1. Начало войны.

В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись в пределы России. На следующий день в своем рескрипте Александр 1 написал следующие строки: «Граф Николай Иванович, французские войска вошли в пределы нашей Империи. … Я для сохранения мира истощил все средства…. …Все старания мои были безуспешны. Император Наполеон в уме своем положил твердо разорить Россию. Предложения самые умеренные остались без ответа. Внезапное нападение открыло явным образом лживость подтверждаемых в недавнем еще времени миролюбивых обещаний. И потому не остается мне иного, как поднять оружие и употребить все врученные мне провидением способы к отражению силы силою. Я надеюсь, на усердие моего народа и храбрость войск моих…Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве моем»

Вопросы: скажите, каков характер этой войны со стороны Франции, со стороны России? Вспомните, кто входил в состав французской армии? Чем можно объяснить участие в армии Наполеона представителей многих народов?

Задание 1: рассмотрите карту “Отечественная война 1812 года”, расскажите о расположении русской армии в начале войны. (Обсуждение)

Большинство военных советников считали, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому предполагалось дать сражение вблизи границы силами 1-й армии. Наполеон же двинулся на Москву. Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай-де-Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственно верную тактику – любой ценой сохранить войска.

2. Отступление русской армии.

В начале августа под Смоленском произошло сражениею Несмотря на то, что французам удалось взять город, они потеряли около 20 тыс. солдат.

Вопросы: Почему в начале войны русские войска вынуждены были отступать? Сравните готовность к войне Франции и России.

3. Бородинское сражение.

Задание 2: пользуясь схемой в учебнике на странице 49, объясните, почему М. И. Кутузов выбрал место сражения именно Бородинское поле?

Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в 5.30. утра.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 27 августа (8 сентября)1812

… Сражение было общее, и продолжалось до самой ночи: потеря с обеих сторон велика; урон неприятельский, судя по упорным атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма нашу превосходить. Войска ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА сражались с неимоверною храбростью: батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами… ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, в воздаяние знаменитых заслуг Генерала от Инфантерии, Князя Голенищева-Кутузова, Всемилостивейше произвел его в Генерал-Фельдмаршалы, и пожаловал ему 100. 000 рублей; всем же войскам, бывшим в сем достопамятном сражении, по 5 рублей на человека.

Вопросы к документам: Чьей победой закончилось Бородинское сражение? Как император Александр 1 отблагодарил Кутузова и все войско?

Потери обеих армий на Бородинском поле были велики, как никогда, - около 60 тыс. французов и их союзников и 44 тыс. русских.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 4 (16) сентября 1812.

…После сражения того армия была весьма ослаблена… не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностью принять неприятеля. …В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться пропустить неприятеля войти в Москву…Осмеливаюсь донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того с армиею делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние прикрывать пособия, в обильнейших наших Губерниях заготовляемые. …Теперь в недальнем расстоянии от Москвы собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества.

Вопрос к документу: Почему Кутузов настоял на том, чтобы оставить Москву, столицу государства, неприятелю и вывести войска?

Из воспоминаний А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.

…К вечеру густой дым поднялся из середины города …Огонь, однако, успокоил наши опасения. Французская армия вступала в ад и не могла пользоваться средствами Москвы. Мысль эта утешала нас, и ночь, освещенная гибелью нашей столицы, сделалась роковой скорее для Наполеона, нежели для России. Приближалась зима. Голод и недостаток всех предметов обмундирования и артиллерийских запасов увеличивались…Упадок дисциплины возрастал вследствие необходимости каждому заботиться о своем продовольствии. Упадок духа, опасения и ропот овладели, наконец, этой армией, привыкшей к быстрым успехам и богатству средств Германии и Италии….

Вопрос: Какие последствия вызвал пожар для французской армии?

4. Рассказ учителя о Тарутинском маневре.

5. Партизанская война.

Выступление учащегося: “Герой партизанской войны - Денис Давыдов”

Из воспоминаний Д. В. Давыдова “О партизанской войне”.

«Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее честь и существование; но не знают еще они всех слоев лавы, покоящихся на дне ее. …Единое мановение царя нашего — и застонут поля неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо подвижной конницы…Не разрушится ли, не развеется ли, не снесется ли прахом с лица земли все, что ни повстречается, живого и неживого, на широком пути урагана, направленного в тыл неприятельской армии, запятой в то же время борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире по своей храбрости, дисциплине и устройству? Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь подымется!»

Вопрос к документу: О какой лаве говорит Давыдов?

6. Гибель “Великой армии”

Воспоминания А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.

«Наконец, небо, казалось, взяло на себя месть за Россию. Поднялся ужасный ветер и принес 25-градусный мороз. Неприятельские лошади, не подкованные на зимние шипы и выбившиеся из сил, падали непрерывно и оставляли в наших руках обозы, парки и артиллерию. Несчастные Французы в лохмотьях, голодные, застигнутые стужей, почти более не сражались и гибли от лишений. Ненасытный голод обратил их прежде смерти в скелеты, и эти обезображенные тени тащились друг за другом, высматривая, где бы поесть падали или отогреть свои полузамерзшие тела. Длинный след трупов, окоченевших от холода, обозначал путь и страдания армии, выставленной Европой».

Заключение.

Задание: В чем состоит историческое значение Отечественной войны 1812 года? Ответ запишите в тетрадь.

4) Домашнее задание:Написать эссе на тему: “Самая интереснаястраница Отечественной Войны 1812 года»

Р.М. Мирхайдаров,

учитель математики ООШ д. Баш-Ильчикеево (Салаватский район)

Наши рекомендации