Раздел 4.4. объекты физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения

Для занятий ФКиС в Республике Беларусь имеется широкая сеть СиФОС, которая из года в год расширяется.

Важной вехой в дальнейшем развитии объектов СиФОС явилось действие соответствующих положений Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте».

Государство финансирует строительство и эксплуатацию СиФОС, а также участвует в развитии материальной базы ФК и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха населения за счет местных бюджетов. Органы государственного управления ФК и спортом способствуют привлечению для этих целей денежных средств и материальных ресурсов с других источников, если это не противоречит законам Республики Беларусь.

Объекты СиФОС и занимаемые ими территории независимо от подчиненности являются достоянием государства и приватизации не подлежат.

В зависимости от численности работающих для предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности органом государственного управления устанавливаются нормативы минимальной обеспеченности их основными СиФОС. Предприятия, учреждения, организации могут передавать имеющиеся спортивные сооружения на баланс местных исполнительных комитетов.

Не допускаются проектирование, строительство новых и реконструкция имеющихся детских дошкольных учреждений и учебных заведений без плавательных бассейнов и спортивных залов. Не допускается также ликвидация СиФОС до создания равноценных сооружений в пределах данного жилого района».

Основными задачами по совершенствованию массовой физкультурно-оздоровительной работы на СиФОС являются:

1. Расширение возможностей СиФОС по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Наличие стабильного плана массовых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в каждом спортивном сооружении.

3. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для работы в спортивных сооружениях.

4. Введение раздела по использованию спортивных сооружений в планы социально-экономического развития городов, районов.

В зависимости от характера использования СиФОС, они делятся на три вида: учебно-спортивные, предназначенные только для учебно-тренировочного процесса (характерной чертой этих сооружений является отсутствие или наличие незначительного числа мест для зрителей); демонстрационные (особенность их заключается в наличии посадочных мест для зрителей. Сюда относятся стадионы, дворцы спорта и др.), а также СиФОС для активного отдыха населения, расположенные по месту жительства, массового отдыха и оздоровления людей.

По своим архитектурно-конструктивным особенностям СиФОС подразделяются на объемные и плоскостные, крытые и открытые. Они могут быть комплексными или предназначенными для занятий одним видом спорта.

Все СиФОС подразделяются на несколько видов:

1. СиФОС – сооружения (помещения), размеры которых соответствуют требованиям нормативных документов к параметрам СиФОС.

2. Спортивные площадки – плоскостные сооружения для определенных видов игр и занятий, оборудованные раздевалками и душевыми.

3. Спортивные корпуса – отдельно стоящие здания, основным элементом которых является спортивный зал. Число залов не ограничено. В сочетании с залом (залами) может размещаться бассейн. В случае, если зал предназначен для тенниса, применяется название «крытый тенистый корт».

4. Универсальные спортивно-зрелищные (демонстрационные) залы (Дворцы спорта и др.) – крытые сооружения на 1000 и более зрителей. Размеры основной площадки зрительного зала позволяют проводить соревнования по всем видам спортивных игр либо как минимум вмещают хоккейную коробку с размерами, определяемыми правилами соревнований. Универсальность зала достигается благодаря возможности его трансформации.

5. Базы подготовки национальных и региональных команд по видам спорта, учебно-тренировочные базы республиканских центров олимпийской подготовки по видам спорта – комплексы, включающие спортивные сооружения, медико-восстановительные центры, спальные корпуса, пищеблоки, досуговые учреждения для проведения длительных сборов национальных и региональных команд.

6. Управления (объединения) спортсооружений, спортивные комбинаты, физкультурно-оздоровительные комбинаты – организационные формы объединения различных спортивных сооружений независимо от особенностей их территориального размещения в единый хозяйственный комплекс в интересах обеспечения эффективной работы.

СиФОС представляют собой единую систему и подразделяются по функциональному назначению на 6 типов:

1) обеспечивающие занятия по программам детских дошкольных учреждений и учебных заведений;

2) обеспечивающие занятия в процессе труда в режиме рабочего времени, а также во внерабочее время;

3) обеспечивающие подготовку к службе в Вооруженных Силах, процесс военной службы и поддержание уровня физической подготовленности для выполнения специальных видов работ (в гражданской авиации, монтажа оборудования, ЛЭП и т.п.);

4) обеспечивающие лечебно-профилактическую работу среди населения (ЛФК в поликлиниках, услуги санаториев, домов отдыха, профилакториев);

5) обеспечивающие занятия физическими упражнениями в режиме отдыха;

6) обеспечивающие подготовку спортсменов высокого класса и проведение соревнований.

Строительство СиФОС производится в основном по типовым проектам.

Оптимальная система СиФОС города может быть представлена в виде четырех основных ступеней, формирующих всю ее сеть[223].

Первая (низшая) ступень физкультурно-оздоровительной сети предназначена для ежедневных занятий. Она должна располагаться в пределах 5–7 мин ходьбы от дома. К сооружениям для ежедневных занятий относятся: комплексные физкультурные площадки для гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, настольного тенниса, общей площадью 1200 м2. Зимой территорию площадок используют как каток для массового и фигурного катания, хоккея и как дорожку для ходьбы на лыжах.

Вторая ступень физкультурно-оздоровительной и спортивной сети предназначена для систематических занятий взрослых, проводимых самостоятельно или в спортивных секциях. В спортивные комплексы этой ступени входят спортивные поля и площадки для массовых видов спорта, спортзалы для гимнастики и спортивных игр, открытые и закрытые бассейны для плавания, стрелковые тиры и хозяйственные блоки, до которых можно добраться пешком или с помощью транспорта за 15–20 мин.

Третья ступень физкультурно-спортивной сети состоит из двух комплексов: спортивного – для организованных занятий в секциях и физкультурного – для самостоятельных занятий общей физической подготовкой и спортом. Спортивный комплекс включает в себя футбольное поле с легкоатлетической дорожкой (конькобежной дорожкой, катками для фигурного катания и хоккея), легкоатлетический манеж, крытый бассейн для плавания и тренировочный каток с искусственным льдом. Физкультурный комплекс состоит из плоскостных спортивных сооружений и бассейна открытого типа. Все это должно находиться также в пределах 15–20-минутной ходьбы или транспортной доступности.

Четвертая (высшая) ступень спортивной сети – сооружения по всем основным видам спорта для спортсменов I разряда, мастеров спорта и спортсменов малочисленных видов спорта (борьба, бокс, тяжелая атлетика), расположение в пределах 30-минутной транспортной доступности. На большей протяженности могут находиться только уникальные спортивно-зрелищные сооружения (Дворцы спорта, общегородские стадионы, искусственные катки, крытые бассейны больших размеров и др.).

Следует учесть, что кроме перечисленного, в систему должны войти спортивные сооружения учебных заведений, расположенных в пределах населенных пунктов, которые частично могут быть использованы для массовой ФК и спорта.

Объекты СиФОС подразделяются на 5 категорий:

Высшая категория – основные параметры сооружения по размерам и оснащенности позволяют обеспечить учебно-тренировочную работу спортсменов высшей квалификации – членов национальных команд страны по видам спорта, а также проведение соревнований по международным правилам (чемпионатов мира и Европы, Кубков мира и Европы, других международных соревнований).

1-я категория – основные параметры сооружения по размерам и оснащенности позволяют обеспечить учебно-тренировочную работу среди спортсменов высшей квалификации и проведение международных и республиканских соревнований в соответствии с правилами их проведения.

2-я категория – основные параметры сооружения по размерам и оснащенности позволяют обеспечить учебно-тренировочную работу спортсменов массовых разрядов и проведение национальных и региональных соревнований по видам спорта (чемпионатов и первенств страны, области, города).

3-я категория – основные параметры сооружения по размерам и оснащенности позволяют обеспечить проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий или массовых соревнований.

4-я категория – параметры сооружения позволяют обеспечить проведение физкультурно-оздоровительной работы.

Площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол, гандбол, теннис, футбол и др.) представляют собой плоскостные сооружения, имеющие специальное покрытие, разметку и специальное оборудование. Такие площадки могут быть отдельными для каждого игрового вида спорта (ручные игры) и комплексными, когда на одной площадке имеется разметка для каждого из видов, при условии, что размеры площадки позволяют это сделать. При определении габаритов спортивных площадок необходимо знать их игровые и строительные размеры. Игровые размеры устанавливаются правилами игр. Строительные же размеры больше игровых на величину зон безопасности (от 1,5 до 3 и более метров). Покрытия для площадок на открытом воздухе для ручных игр чаще всего бывают земляными или глинистыми и дощатыми. В крытых сооружениях для ручных игр покрытие бывает дощатым или из тарафлекса. Поле для игры в футбол имеет травяной покров (в футбольных манежах – различного вида искусственное покрытие). Для игры в теннис используется три вида покрытий – земляное (специальная смесь), травяное и хард (различного вида искусственные покрытия).

Волейбольная площадка имеет игровые размеры – 9х18 м. Площадка делится пополам средней линией, от которой на расстоянии 3-х м по обе стороны проводятся линии нападения. Оборудованием площадки служат две стойки высотой 2,55 м, отстоящими от наружных боковых линий не менее чем на 1,5 м., между которыми туго натягивается сетка размером 9,5х1 м. Верхний край сетки для игры мужчин устанавливается на высоте 2,43 м, а для женщин – 2,24 м.

Баскетбольная площадка имеет игровые размеры – 15х28 м. Площадка делится пополам средней линией, на каждой из половин площадки размечается 3-х секундная зона, которая окрашивается в другой цвет, и линия 3-х-очкового броска. Площадка оборудуется двумя щитами на специальных стойках размером 1,8х1,2 м с кольцами диаметром 45 см. Кольцо на щите устанавливается на высоте 3,05 м от пола.

Игровые размеры гандбольной площадки – 20х40 м. Площадка делится пополам средней линией, на каждой из половин площадки радиусом 6 м размечается и окрашивается в другой цвет площадь ворот, в 7 м от лицевой линии размечается линия штрафного броска и радиусом 9 м пунктирно линия свободного броска. На лицевых линиях устанавливаются ворота высотой 2 м и шириной 3 м из деревянных стоек и перекладины сечением 8х8 см.

Теннисная площадка (корт) имеет длину 23,74 м и ширину 10,973 м для парной игры и 8,23 м для одиночной игры. Корт делится пополам посередине сеткой, которая натягивается между стойками высотой 1,06 м и имеет высоту у стоек – 1,066 м, а в центре – 0,914 м. На обеих сторонах корта в 6,401 м от сетки между боковыми линиями для одиночной игры проводятся линии, а между ними проводится средняя линия.

Поле для игры в футбол в соответствии с международными стандартами может быть длиной от 100 до 110 м и шириной от 64 до 75 м. Поле делится пополам средней линией, от центра радиусом 9,15 м размечается центральный круг. На обеих половинах поля размечается штрафная площадь – 33х16,5 м. В четырех углах поля радиусом 0,5 м размечаются сектора для углового удара. В 11 м от лицевых линий размечается точка для исполнения пенальти. На лицевых линиях устанавливаются футбольные ворота шириной 732 см и высотой 244 см.

Основным спортивным сооружением для легкой атлетики является стадион, имеющий беговые дорожки, сектора для прыжков и метаний. Для бега на стадионе имеются замкнутые беговые дорожки, состоящие их прямых участков и поворотов (виражей). По внутренней окружности длина беговой дорожки на стадионе составляет 400 м. Ширина беговой дорожки – 1,25 м. Общее количество беговых дорожек на стадионе от 4 до 8. Полосы беговой дорожки отделяются друг от друга линиями шириной 5 см. Линия справа от бегуна входит в ширину полосы. Покрытие беговых дорожек – земляное или искусственное (тартан, рекортан и т.п.). Места для легкоатлетических прыжков (в длину, тройного, в высоту и с шестом) представляют собой плоскостные сооружения, включающие зону разбега (дорожку или сектор) и место для приземления прыгуна. Длина дорожки для разбега при прыжках в длину и тройного на крупных стадионах должна быть 45 м. Иногда она может быть уменьшена. Ширина дорожки для разбега – 1,25 м. Ямы для приземления, заполненные мелкозернистым песком, обычно имеют размеры 3х6 м или 4,25х6 м. Для прыжков в высоту имеется сектор для разбега с углов 150 градусов и радиусом 15 м. Яма для приземления размером 3х6 м представляет собой место, заполненное легким упругим материалом. Для прыжков с шестом дорожка для разбега должна быть не менее 25 м. Для упора шеста в конце дорожки для разбега устанавливается специальный ящик. Для стоек, поддерживающих планку на высоте прыжка, устраиваются фундаменты, на которых монтируется каретка для коррекции положения стоек и планки при прыжках. Для толкания ядра имеется круг для толкания и сектор для приземления ядра. Круг для толкания имеет внутренний диаметр 2135 мм. Сектор для приземления ядра может быть с различным покрытием: газон, спецсмесь, резинобитум, рекортан. Для метания молота диаметр внутреннего круга – 2135 мм, а для метания диска – 2500 мм. В целях безопасности вокруг круга для метания молота или диска устанавливаются специальные ограждения. Сектором для приземления молота или диска специальные места на метательном стадионе или футбольное поле. Место для метания копья имеет дорожку для разбега шириной 4 м и сектор для приземления снаряда (с углом 29 градусов).

Сооружением для плавания (прыжков в воду, синхронного плавания, водного поло) является бассейн. Бассейны бывают открытые и крытые. Для бассейнов наиболее распространенными являются размеры ванны 25х10 м, 25х15 м, 50х21 м. Ширина ванны бассейна зависит от количества дорожек для плавания (их количество колеблется от 4 до 8). Ширина одной дорожки – 2,5 м. На торцевом бортике по осям дорожек устанавливаются стартовые тумбочки (со стороны глубоководной части ванны при глубине не менее 1,8 м). В наиболее современных бассейнах на бортиках бассейна практически наравне с водной гладью устанавливаются решетки, пропускающие воду и гасящие волну. Для выхода из ванны на бортиках устанавливаются вертикальные лестницы из нержавеющей стали. Под вышками и трамплинами для прыжков в воду глубина бассейна зависит от высоты вышки (трамплина): высота вышки (трамплина) до 3 м – глубина бассейна не менее 3,5 м, высота вышки до 5 м – глубина бассейна не менее 4 м, высота вышки до 10 м – глубина бассейна не менее 5 м. Для водного поло в бассейне устанавливается плавучая разметка границ поля размером 30х20 м. Посредине более коротких сторон площадки устанавливаются ворота шириной 3 м и высотой 0,9 м.

Сооружением для гребли академической и гребли на байдарках и каноэ является гребной канал, который может быть искусственным или устраиваться на естественном водоёме (озере). Длина канала – 2000 м. Канал разделяется на 6 дорожек. Инвентарем служат лодки (парные – одиночки, двойки, четверки и распашные – двойки, четверки, восьмерки, с рулевым (кроме одиночки) и без него), а также байдарки (одиночки, двойки и четверки) и каноэ (одиночки, двойки и четверки).

Для лыжного спорта на пересеченной местности прокладываются трассы со спусками, подъемами и равнинными участками шириной не менее 6 м разной протяженности. Для биатлона кроме лыжной трассы предусматривается стрельбище для стрельбы стоя и лежа по мишеням, расположенным в один ряд на расстоянии 50 м. Для проведения крупных соревнований по лыжным гонкам и биатлону может быть оборудован лыжный стадион с зонами старта и финиша и трибунами для зрителей. Для прыжков на лыжах с трамплина устанавливаются трамплины с различной расчетной мощностью (оптимальной для прыжка) – К-90, К-120. Могут быть и тренировочные трамплины с меньшей расчетной мощностью. Трамплин состоит из горы разгона, горы приземления и площадки остановки.

Для хоккея с шайбой и фигурного катания оборудуется каток размером 61х30 м, который по периметру ограждается бортами высотой 1,2 м. Хоккейная площадка делится пополам средней линией, от которой параллельно ей по обе стороны на расстоянии 9 м проводятся две линии. В 3,5 м от лицевых бортов параллельно средней линии проводятся линии, на которых по центру устанавливаются хоккейные ворота размером 1,83х1,22 м. Толщина льда должна доходить минимально до 20 см., а при оборудовании катка на естественном водоеме – не менее 15 см.

К объектам физкультурно-оздоровительного назначения относятся ФОКи, ФОЦы, КСК[224].

ФОК – единый производственно-хозяйственный комплекс сооружений, объектов, включающих спортивные и тренажерные залы, бассейны, душевые, сауны, лечебно-физкультурные и массажные кабинеты, пункты проката, дорожки здоровья и т.п., и является первичным звеном в системе жилищно-коммунального хозяйства республики[225].

Городской (районный) ФОК создается по решению областного исполнительного комитета и по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Он в своей производственно-хозяйственной деятельности непосредственно подчиняется управлению жилищного хозяйства городского (районного) исполкома.

ФОК действует на основании Положения о государственном производственном предприятии, наделен правом юридического лица, имеет уставной фонд, а также расчетный счет в местном отделении банка. ФОК наделяется оборотными и основными средствами, имеет право создавать у себя специальные фонды в порядке, установленном законом и Положением.

Методическое руководство ФОКом осуществляют городской (районный) отдел здравоохранения и городское (районное) управления (отделы) образования, спорта и туризма.

ФОК и его службы осуществляют различные виды платных услуг для населения, способствуют профилактике заболеваний, укреплению здоровья, повышению физического развития и физической подготовленности различных категорий населения.

Услуги, предоставляемые ФОКом, утверждены приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Среди них – занятия в физкультурно-оздоровительных группах различной направленности (ОФП, здоровья, ритмической и атлетической гимнастики, оздоровительного бега и закаливания, аэробики и шейпинга и т.д.), прием кислородных коктейлей, вдыхание оздоровительных аэрозолей, лечебный массаж, серия душей (струевой, дождевой, игольчатый, Шарко, веерный, шотландский и т.д.), различные ванны (жемчужные, кислородные, хвойные, горчичные, морские, скипидарные, валерьяновые и др.), гимнастика с использованием механотерапевтических аппаратов, парафиновые и озокеритовые аппликации, грязи общие и местные и т.д.

Для решения задач ФК на производстве, связанных с оздоровлением работающих, восстановлением во время работы и после нее, профилактикой неблагоприятных производственных факторов, профессионально-прикладной физической подготовки, на предприятиях создаются ФОЦы.

Программу оздоровительных и восстановительно-профилактических мероприятий составляет инструктор-методист по производственной гимнастике и физкультурно-оздоровительной работе совместно со специалистами других служб предприятия, деятельность которых связана с охраной труда (физиологом, психологом, медицинскими работниками и профсоюзным комитетом).

Строительство и оборудование ФОЦ осуществляется на средства предприятия, ассигнованные на охрану труда.

Структура ФОЦ предприятий неоднородна. Существуют центры механотерапии, восстановительно-профилактические, оздоровительно-восстановительные, центры психорегуляции, зоны отдыха и др. Некоторые предприятия имеют более развернутую структуру центров, где работа по оздоровлению трудящихся проводится как с помощью средств ОФП, так и в комплексе с другими средствами восстановления и профилактики, в основном медико-биологическими и гигиеническими.

Вопросы срочного восстановления (в процессе трудовой деятельности, после работы) решаются в центрах, которые находятся на территории предприятия и учреждения, при цехах и отделах. Расстояние от рабочих мест до внутрицеховых мест отдыха не должно превышать 75 м.

ФОЦ различают по количеству сооружений, специально оборудованных комнат, помещений, залов, их размерам и площади. Площадь места отдыха (по нормам СНиП) определяется в зависимости от его характера и оборудования из расчета от 1 до 3 м2 на одного человека, но в целом не менее 9 м2.

Пропускная способность ФОЦ определяется количеством рабочих и служащих, ощущающих утомление в режиме рабочего дня или к концу смены.

Занятия в ФОЦ проводят специалисты разных профессий. Тренировку оздоровительной, профилактической, восстановительной и профессионально-прикладной направленности ведут инструкторы-методисты по производственной гимнастике и физкультурно-оздоровительной работе, занятия реабилитационного характера – медицинские работники или методисты ЛФК, сеансы психологической разгрузки – психологи или специалисты отделов НОТ. Технические работники следят за исправностью тренажеров и специальной аппаратуры.

ФОЦ предприятий в соответствии с решаемыми ими задачами подразделяются на три типа: оздоровительно-профилактические, восстановительно-профилактические и комплексные.

Оздоровительно-профилактические центры решают задачи оздоровления трудящихся средствами ФК с использованием тренажеров и другой техники, профилактики неблагоприятных факторов производства и профзаболеваний, профессионально-прикладной физической подготовки.

Восстановительно-профилактические центры предприятий решают основные задачи: восстановления в процессе труда или сразу после окончания работы, а также профилактики неблагоприятных факторов труда и профессиональных заболеваний.

Комплексные ФОЦ в отличие от специализированных призваны решать широкий круг задач: оздоровление рабочих и служащих, восстановление общей и профессиональной работоспособности в процессе труда и по его окончании, профилактика неблагоприятных факторов труда, развитие и поддержание на высоком уровне профессионально важных физических и психических качеств, реабилитация.

КСК – это территориальное многофункциональное, творческое объединение учреждений культуры, спортивных организаций, которое с помощью разноведомственных организаций – учреждений образования, предприятий торговли, быта, общепита, учреждений здравоохранения, а также общественных организаций под руководством общественного координационного Совета проводит комплексную культурно-воспитательную и физкультурно-оздоровительную работу среди населения, а также организацию свободного времени в соответствии с общественными потребностями и личными интересами людей.

В составе КСК имеются учреждения культуры (библиотеки, музеи, парки и т.п.), стадионы, спортивные залы и площадки. Решения об их создании, формировании счетов и организации финансирования культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы утверждаются исполкомами местных Советов.

В г. Молодечно основой для создания КСК послужило достижение в городе высокого уровня работы учреждений культуры и спортивных организаций. Анализировались следующие показатели: посещаемость массовых мероприятий, число коллективов художественной самодеятельности, заслуживших звание «народный»; численность участников постоянно действующих самостоятельных объединений, коллективов и кружков. Проведенный анализ показал, что наиболее слабым звеном в работе учреждений культуры и спорта города по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом являются посещаемость мероприятий, охват горожан всеми видами самостоятельного творчества, а также недостаточность проводимых мероприятий, особенно в летнее время по месту жительства населения.

Вместе с тем, привлекая большое количество людей к мероприятиям общегородского масштаба, не удалось обеспечить массовости в проведении мероприятий учреждениями культуры и спортивными организациями, недостаточной была координация усилий разноведомственных учреждений. Иными словами, практика работы учреждений культуры и спорта, недостатки в гласности проводимых мероприятий настоятельно диктовали необходимость изменения сложившейся формы руководства культурными и спортивными учреждениями. Проблема стала решаться с созданием городского КСК. В своем составе он объединил 3 дома культуры, спортивные сооружения, культурно-спортивные базы предприятий и организаций, краеведческий музей, кинотеатр, парк культуры и отдыха, музыкальное училище и музыкальную школу. В тесном контакте с КСК работали жилищно-эксплуатационные службы, предприятия торговли и службы быта, выполняющие определенные функции при организации досуга, и ряд др. Работой КСК руководил общественный координационный Совет в составе 28 человек. Это работники горисполкома и профсоюзные деятели, руководители и представители предприятий и организаций города. Председателем координационного Совета КСК был утвержден заместитель председателя Молодечненского горисполкома. В структуре КСК – 6 секций: организационно-методическая, культурно-массовая, секция по развитию клубов и любительских объединений, по работе с детьми, по внедрению в быт праздников и обрядов, оздоровительная.

С созданием КСК работа по культурному и спортивному обслуживанию населения стала более интересной и содержательной, повысилось ее качество. Все это способствовало укреплению общественного порядка в населенных пунктах, разумной организации свободного времени населения.

Средства, используемые в рекреационно-оздоровительных центрах, описаны в разделе 4.1.

Контрольные вопросы и темы для закрепления материала

1. Общая характеристика объектов СиФОС (основание для создания, кому подчиняются, финансирование, задачи объекта).

2. Виды спортсооружений: учебно-спортивные, демонстрационные, для активного отдыха, плоскостные, объёмные, крытые, открытые и др.

3. Ступени, формирующие восемь СиФОС.

4. Категории СиФОС.

5. СиФОС для спортивных игр.

6. СиФОС для лёгкой атлетики.

7. СиФОС для плавания.

8. СиФОС для гребли.

9. СиФОС для лыжного спорта.

10. СиФОС для хоккея и фигурного катания.

11. Назначение, оборудование и функционирование ФОКа.

12. Назначение, оборудование и функционирование ФОЦа.

13. Типы ФОЦа, решаемые ими задачи.

14. Назначение, оборудование и функционирование КСК.

Рекомендуемая литература

1. Булгаков, А.М. Строительство плоскостных спортивных сооружений: уч. пос. / А.М. Булгаков. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 124 с.

2. Вилькин, А.Я. Организация работы центров психофизической регуляции на производстве / А.Я. Вилькин, А.Г. Фурманов. – Минск: БГОИФК, 1989. – 26 с.

3. Гагин, Ю.А. Спортивные сооружения: учебник / Ю.А. Гагин. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 186 с.

4. Кистяковский, А.Ю. Проектирование спортивных сооружений: мет. пос. / А.Ю. Кистяковский. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 87 с.

5. Литвинович, В.М. Организация и экономика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В.М. Литвинович, О.А. Гусарова, Н.Ф. Денисенко. – Минск: БГУФК, 2008. – 117 с.

6. Середин, А.А. Спортивные сооружения: учебное пособие / А.А. Середин. – Минск: БГПУ, 2002. – 42 с.

7. Спортивная энциклопедия Беларуси. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2005. – 497 с.

8. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. – С. 53–64.

9. Фурманов, А.Г. Организация и содержание производственной физической культуры в комплексных физкультурно-оздоровительных центрах предприятий: Методические рекомендации / А.Г. Фурманов, А.Я. Вилькин. – Минск: БГОИФК, 1988. – 48 с.

Приложение А

Примерное содержание индивидуального плана

Индивидуальный план

прохождения педагогической практики

студента _____группы ____ курса факультета _______________________

________________________________________________________________

(Ф. И. О. студента)

Содержание работы Сроки выполнения Отметки о выполнении (роспись руководителя)
1. Ознакомление с работой школы
4.1. Принять участие в беседе с директором (завучем) учреждения образования    
4.2. Пройти инструктаж у учителя (преподавателя) ФК и здоровья по правилам техники безопасности во время занятий по ФК    
4.3. Ознакомиться с материальной базой школы для занятий ФК, с педагогическим и ученическим коллективом школы    
4.4. Ознакомиться с классно-урочной системой обучения по отдельным учебным предметам, планированием и структурой разных типов уроков    
4.5. Вести наблюдения открытых уроков учителей ФК и здоровья, принять участие в их обсуждении    
4.6. Вести педагогические наблюдения на уроках ФК и здоровья в прикрепленных классах    
4.7. Принять участие в работе организационно-методических сборов    
2. Учебная работа
2.1. Провести не менее 5 уроков ФК и здоровья в качестве помощника учителя (стажера)    
2.2. Провести в прикрепленном классе не менее 7 уроков ФК и здоровья в качестве учителя    
2.3. Провести не менее 3-х учебно-тренировочных занятий в секции    
3. Учебно-методическая работа
3.1. Составить годовой план-график учебной работы    
3.2. Составить план-график учебной работы на учебную четверть    
3.3. Составить не менее 3 планов-конспектов учебно-тренировочных занятий    
3.4. Составить планы-конспекты уроков по физическому воспитанию: - для прикрепленного класса – 12 конспектов - для старших школьников – 1 конспект - для школьников среднего звена – 1 конспект - для младших школьников – 1 конспект    
4. Исследовательская работа
4.1. Провести хронометраж плотности урока ФК и здоровья, сделать анализ плотности и целесообразности распределения нагрузки    
4.2. Составить по показателям ЧСС пульсовую кривую и дать оценку динамике нагрузки на уроке    
4.3. Провести педагогический анализ урока в письменной форме    
5. Внеклассная физкультурно-оздоровительная, спортивная и агитационно-пропагандистская работа
5.1. Провести не менее 3-х занятий в спортивных секциях    
5.2. Провести внутришкольные спортивные соревнования    
5.3. Составить не менее 2-х планов-конспектов воспитательных мероприятий по формированию ЗОЖ    
5.4. Составить сценарий спортивно-массового мероприятия    
6. Составить отчет по практике    
7. Защитить результаты практики    


Приложение Б

Документация планирования учебного процесса

Основными документами учебного планирования в общеобразовательной школе принято считать годовой план-график прохождения материала, поурочный четвертной план на каждую параллель классов и план-конспект урока. Планированию подлежат: задачи, средства, определяющие черты организации и методики учебно-воспитательной работы. Оно должно быть целенаправленным, комплексным, систематичным, конкретным, реальным, вариативным, наглядным.

Годовой план-график составляется для прикрепленного класса на основании программы по ФК учащихся общеобразовательной школы и сетки учебных часов.

Рациональная последовательность прохождения программного учебного материала в течение учебного года определяется методическими принципами ФК.

ПЛАН-ГРАФИК

распределения учебного материала

по ФК

на______________ учебный год для учащихся______ класса

УТВЕРЖДАЮ

учитель ФК

__________ Ф. И. О.

«____»___________20 ___г.

Требования и содержание материала программы Четверти учебного года и номера уроков
1 четверть
                                 
1.Требования к знаниям _______________________ _______________________                                  
2.Требования к двигательным умениям и навыкам _______________________ _______________________ _______________________                                  
3.Развитие физических качеств _______________________ _______________________                                  
4.Контроль физической подготовленности (тестирование) _______________________ _______________________                                  
Домашнее задание                                  

Методист__________ Практикант__________

(подпись) (подпись)

Приложение В

Поурочный четвертной план составляется на основании годового плана-графика. Он предусматривает дальнейшее, более детальное планирование занятий, последовательное изложение содержания каждого урока. Ставятся конкретные задачи, необходимые для проведения специальных занятий; определяется последовательность обучения двигательным умениям и навыкам, выбираются средства и методы для развития физических качеств учашихся.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК

распределения учебных занятий по ФК

на ____ четверть для учащихся___________ классов

УТВЕРЖДАЮ

учитель ФК

___________Ф. И. О.

«____»_________20___

Части урока (продолжи-тельность) Содержание материала уроков Номера уроков, время, планируемое на выполнение заданий, задачи обучения и дозировка нагрузок в мин
и т.д. до конца четверти
Подготов. часть 10–15 мин Построения, перестроения. Рапорт, сообщение задач урока. Строевые упражнения. Разновидности ходьбы. Разновидности бега. Выполнение ОРУ (с предметами, без предметов и др.).                  
Основная часть 25–30 мин Формирование знаний (названия тем). «Основы видов спорта». Развитие двигательных способностей. Тестирование. Контроль домашних заданий.                  
Заключительная часть 3–5 мин Упражнения на восстановление. Упражнения на внимание. Подведение итогов урока.                  

Методист ___________ Практикант____________

(подпись) (подпись)

Приложение Г

Составление плана-конспекта урока

В процессе ФВ в учреждениях общего среднего образования различают уроки, направление на освоение и разучивание нового учебного материала, уроки смешанного типа (совмещение на одном занятии изучения нового материала и совершенствование ранее освоенного с преимущественной направленностью на развитие физических качеств) и контрольные уроки.

При разработке плана-конспекта необходимо учитывать структуру урока (подготовительную, основную и заключительную части). В разных частях урока происходят объективные функциональные изменения в жизнеобеспечивающих системах организма, которые необходимо учитывать при выполнении физических упражнений.

В подготовительной части урока решаются задачи подготовки функционального состояния организма к предстоящей физической нагрузке. Выбор упражнений в подготовительной части урока по характеру и структуре нагрузок должен соответствовать основной части урока.

В основной части урока решаются задачи по развитию физических качеств; формированию двигательных умений и навыков, расширению ДА учащихся, обучению ДД.

В заключительную часть урока подбираются упражнения, направленные на решение задач по восстановлению функциональных возможностей организма после физических нагрузок. Характер упражнений зависит от нагрузки, выполняемой в основной части урока, а также индивидуальных особенностей занимающихся.

Урок длится 45 мин, при этом на подготовительную часть отводится 10–15, основную – 25–30, а заключительную – 3–5 мин. Планы-конспекты уроков должны соответствовать четвертным и годовым планам-графикам. В конспекте урока формулируются образовательная, воспитательная и оздоровительная задачи, именно столько, сколько может быть реально решено в проводимом уроке.

Обучение ДД – длительный процесс, включающий ознакомление, разучивание, совершенствование, закрепление и контроль.

В процессе обучения учащихся технике выполнения физических упражнений и развития у них физических качеств, должны решаться воспитательные задачи (воспитание воли, выдержки, взаимопомощи, коллективизма и пр.).

В плане-конспекте урока должны быть отражены не только основные упражнения, но и последовательность подведения занимающихся к овладению ими. Физические упражнения, а также содержание теоретических сведений о них записываются в той последовательности, в которой предполагается их проведение на уроке.

В графе «Дозировка» указываются методы нормирования нагрузки (количество повторений, дистанций (в метрах), вес отягощений, продолжительность времени и пр.).

В графе «Организационно-методические указания» отмечаются методы организации (фронтальной, групповой, индивидуальный, КТ) и техника выполнения упражнений, а также предупреждение возможных ошибок, порядок выполнения заданий во времени: одновременно или поочередно, по группам или одно за другим, слитно или раздельно. В методических указаниях могут быть обозначены методы, применяемые при обучении.

УТВЕРЖДАЮ

учитель ФК

________________ Ф. И. О.

«____»___________20 ___г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА __________________________________

для учащихся _______ класса

Основные задачи урока_________________________________________________

_____________

__________________________

Инвентарь______________________________________________________________

Место проведения_______________________________________________________

Часть урока Содержание материала Дозировка Организационно-методические указания
       
       
       

Урок проводил студент ______________

Педагогические замечания о проведении урока_______________________________

_____________

_____________

_____________

Оценка за урок_________________

Подписи __________________

(учитель)

__________________

(методист)

Приложение Д

Хронометрирование урока

Хронометрирование урока дает возможность определить рациональное распределение учебного материала по частям, отдельным упражнениям и заданиям, раскрыть последовательность чередования необходимой работы и отдыха, а также дать представление об общей моторной плотности урока и об эффективности организации урока.

Студент разрабатывает: протокол хронометрирования, хронокарту плотности урока и текстовый анализ плотности урока.

Технология хронометража. Для наблюдения выбирается ученик, наиболее добросовестно выполняющий задания педагога. На протяжении всего урока хронометрист наблюдает за действиями одного ученика, во время проведения игр за командой. Приступая к хронометрированию, необходимо ознакомится с содержанием предстоящего урока.

Секундомер включается одновременно со звонком и до окончания урока не останавливается. Фактическое начало урока определяется командой дежурного по классу («смирно») для рапорта учителю о готовности учащихся к занятию. Время от звонка до фактического начала урока следует считать простоем. Показания секундомера заносятся в специальный протокол. При хронометрировании заполняются только первые две графы – «Виды деятельности» и «Показатели секундомера» и фиксируется лишь время начала вида деятельности, которое для последующего вида служит окончанием (возможен вариант хронометрирования, когда фиксируется время окончания вида деятельности). Протокол хронометрирования следует вести подробно, фиксируя в минутах и секундах показатели секундомера при различных видах деятельности. Когда раздается команда на выход из зала или учитель прощается с классом, студент фиксирует время фактического окончания урока. Последнее показание секундомера составляет общую должную продолжительность урока и вписывается в последнюю строку протокола.

При обработке протокола хронометрирования вычисляют длительность отдельных действий, записанных в первой графе. Для этого из каждого последующего времени вычитают предыдущее, а разность разносят по соответствующим графам («Выполнение упражнения», «Вспомогательные действия», «Объяснение и показ учителя», «Пассивный отдых», «Простой»). Полученные данные суммируются и заносятся в протокол. Затем в абсолютных, а затем и в относительных величинах (в процентах к общей продолжительности урока) определяется время, затраченное на каждый вид деятельности. Суммированные данные заносятся в хронокарту. Для облегчения расчетов, рекомендуется перевести в секунды сумму времени по каждой графе. Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и нерациональных затрат времени должна равняться общей продолжительности урока.

Хронометраж завершается анализом и оценкой общей и моторной плотности занятия с учетом задач и содержания урока. При анализе следует выделить причины низкой плотности (недостатки в организации и методике проведения урока, неподготовленность условий, слабая дисциплина учеников, длительные ожидания очереди и др.) и дать предложения по устранению отмеченных недостатков, указать пути повышения общей и моторной плотности урока.

Общая плотность урока складывается из следующих показателей: отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всей продолжительности урока (ОП = время урока за вычетом простоев х 100% / 45 мин).

Моторная плотность урока – это отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока (МП = двигательная деятельность ученика х 100% / 45 мин).

ПРОТОКОЛ

хронометрирования урока,

проведенного «___»___________ 20___г.

Студентом ____________, класса ___________

Наши рекомендации