Методические рекомендации по выполнению проектного задания

Уважаемые студенты!

Проектное задание на тему «Разработка плана классного руководителя (с учетом целей, задач работы с классом, направлений деятельности и возможности взаимодействия классного руководителя с участниками образовательного процесса: коллегами, родителями учащихся и др.)» связано со вторым этапом педагогической деятельности учителя – этапом целеполагания.

Цель данного задания состоит в том, чтобы отработать умения, необходимые будущему учителю при планировании и в дальнейшем осуществлении взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями с целью решения профессиональных задач.

Для эффективной работы в этом направлении будущий учитель должен уметь:

· выявлять возрастные и индивидуальные особенности школьников;

· формулировать цели и задачи работы с отдельными учениками и с классом;

· планировать воспитательную деятельность с классом;

· проектировать направления деятельности классного руководителя;

· проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами;

· организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах;

· осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников.

Обратите внимание на тот факт, что выполнение данного проекта должно привести вас к созданию конечного продукта – плана классного руководителя.

В ходе работы над проектом вам рекомендуется использовать следующий алгоритм.

1. Выберите одну из предложенных психолого-педагогических характеристик классов (см. Приложение к проекту). Представьте, что вы являетесь классным руководителем этого класса и вам предстоит спроектировать план воспитательной работы с учащимися данного класса на предстоящий учебный год.

2. Проанализируйте психолого-педагогическую характеристику класса. Особое внимание обратите на:

§ возрастные особенности школьников;

§ дифференцированность класса (по уровню обученности, обучаемости, по уровню мотивации, по темпу деятельности);

§ интересы и увлечения учащихся класса вне учебных занятий;

§ общую картину межличностных отношений в классе;

§ индивидуальные особенности отдельных учащихся, их восприятие другими детьми;

§ взаимоотношения между учащимися класса и их родителями;

§ интерес родителей школьников к учебным достижениям их детей.

3. Основываясь на анализе психолого-педагогической характеристики, определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе на предстоящий учебный год.

4. Сформулируйте цели и задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

5. Составьте план работы классного руководителя на одну четверть. В качестве образца оформления используйте нижеприведенные варианты таблиц планов воспитательной работы.

I вариант

Основные направления и задачи Содержание работы (по разделам) Формы и методы Сроки проведения Исполнители Отметка о выполнении

II вариант

Содержание планирования Календарные сроки проведения дел
СЕНТЯБРЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
1. Организационная работа 1. Воспитательно-организационные задачи        
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя и актива (в начале недели)        
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) 1. Познавательная деятельность        
2. Ценностно-ориентировочная деятельность        
3. Трудовая деятельность        
4. Общественно-полезная деятельность        
5. Художественная деятельность        
6. Физкультурно-спортивная деятельность        
7. Деятельность свободного общения        
8. Деятельность по профилю класса        
3. Методическая работа 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса        
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся        
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом        
4. Работа с родителями        

III вариант

Недели Виды деятельности
Общественная Познава-тельная Трудовая Художест-венная Спортив-ная Ценностноориента-ционная Коммуни-кативная
             
             
и т.д.              

IV вариант

План воспитательной работы на ___ четверть 2012/2013 учебного года

_____ класс(классный руководитель _______________________)

Месяц Учебно-воспитательная работа     Нравственно-эстетическое воспитание Научно-познавательная работа Культурно-массовая работа Спортивно оздоровительная работа Трудовое воспитание Работа с родителями Индивидуальная работа Самоуправление
С Е Н Т Я Б Р Ь                    

6. При планировании конкретных мероприятий для данного класса по направлениям деятельности постарайтесь, чтобы эти мероприятия были в разных формах (классный час, беседа, викторина, экскурсия, дискуссия и т.п.). Кроме того, для каждого мероприятия необходимо сформулировать тему (например, классный час на тему «Как мы общаемся друг с другом» или «Что такое дружба?»).

7. Особое внимание следует обратить на такое направление деятельности классного руководителя, как взаимодействие с родителями. Поэтому прежде чем планировать конкретные мероприятия, опишите, в каких формах классный руководитель может осуществлять взаимодействие с родителями школьников.

Мероприятия в рамках данного направления также должны быть представлены в разных формах с указанием темы или вопроса, которому они посвящены (например, родительский лекторий на тему «Как воспитывать подростка»).

Спланируйте несколько мероприятий, связанных с вопросом здоровьесбережения школьников.

8. Составив план воспитательной работы, проверьте:

· насколько данный план учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся вашего класса;

· соответствуют ли выбранные вами направления деятельности и конкретные мероприятия тем целям и задачам работы с классом, которые вы сформулировали в начале проекта;

· насколько разнообразны формы и тематика спланированных вами мероприятий и учитывают ли они особенности вашего класса.

Приложение к проекту

Наши рекомендации