Тема 7.2. Интеллектуальные игры в досуговой деятельности

Интеллект (с лат. – познание, понимание, рассудок)

К интеллектуальным играм относятся: словесные игры, загадки, квизы, викторины, ребусы, кроссворды и т.д.

Словесные игры: Вербальные (словесные, от латинского слова верба – «слово») игры.

Они не требуют сложных атрибутов, но в жизни очень важно бывает вовремя и к месту вспомнить нужное слово. Речь будет выразительнее, обретет новые краски, не говоря уже о том, что и узнать можно больше.

Словесные игры основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от их значений.

Словесные интеллектуальные игры

Анаграммой называют слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово или словосочетание.

Её изобретателем считают греческого грамматика Ликофрона, жившего в III веке. Итак, путем перестановки букв в слове «лето» можно получить «тело», в слове «гора» - «рога».

Псевдонимы писателей, фамилии и имена литературных героев нередко образованы путем перестановки букв.

Метаграммы –это загадки, основанные на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв.

Многим известна задача о превращении слова «муха» в слово «слон» путем последовательной замены одной буквы. Эту игру изобрел автор книги «Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл и назвал её «Пары слов».

Ход игры: пишется слово. Пониже на том же листе пишут другое слово с точно таким же числом букв. Теперь нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее.

Правила этой игры очень просты: всегда берутся только существительные и каждый раз можно менять только одну букву. Обычно берут пары слов, связанных по смыслу друг с другом. Например: ночь - день, рыба - море. Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – День

Логогриф– (в переводе с греческого - «сеть», поставленная для слова, «словесная сеть»). Это загадка, для решения которой нужно отыскать искомое слово и образовать от него новые путем прибавления или исключения букв. Например: Пилот – плот.

Акростих– (это слово греческое, в переводе на русский язык означает краестишие). Так называется стихотворение, в котором начальные буквы каждой строчки, образуют какое-либо слово или фразу.

Летит по космосу комета

Её павлиний яркий хвост

На миллионы тянет верст

Однако про комету эту

Что думает Глазков – поэт?

- Комета, скажет он, - ракета,

Естественно, иных планет. (Леночке)

Запрятанное слово или фраза могут располагаться не только в начале строк, но и в середине и в конце. В таком случае употребляются уже другие названия – телестих, мезостих.

Моноритм

Ведущий предлагает участникам игры одно слово. Участники по очереди сочиняют одну строку стихотворения. Всё стихотворение должно строиться в рифму заданного слова.

Холодеет жар камина

Смолкли звуки пианино

Отзвучала каватина…

Где ж иных небес картина,

Белый лебедь Лоэнгрина?

Тавтограмма – это стихотворение, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.

Петр Петрович пошел погулять

Поймал попугая – понес продавать

Просил полтину -

Получил половину.

Шарады, это загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например: пар-ус, вино-град.Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) её образующих, а в конце дается объяснение целого слова. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей облегчает отгадывание целого слова. Шарада по-своему характеру ближе всего к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

Например:

Первый слог мой – предлог

Второй достоин порицанья.

А вместе все животного названье.

(О-лень, олень)

Буриме

В переводе с фр. – «рифмованные окончания». Это литературная игра, в которой сочиняют стихи, чаще шуточного характера, на заданные тематически несхожие, неожиданные и не связанные по смыслу рифмы.

Изобретателем буриме считают французского чудаковатого поэта Дюло, жившего во времена царствования Людовика 14. Как он заявил друзьям, что у него украли или он затерял 300 сонетов. Такое огромное количество произведений вызвало сомнение. Тогда Дюло дал объяснение: украли, собственно, не стихи, а рифмы к будущим стихам. Друзья посмеялись над поэтом и в шутку решили написать сонеты на приготовленные Дюло рифмы. От сонетного буриме они затем перешли к другим его видам

Правила буриме:

  • Рифмы выбирают из слов, трудно сочетаемых, неожиданных;
  • Рифмы должны отличаться разнообразием
  • Рифмы нельзя ни изменять во времени и падежах, ни переставлять

В настоящее время в досуговых программах буриме нашли широкое применение. Организаторы праздника заранее печатают рифмы на листочках в соответствии с темой программы.

Кроссворд –это игра-задача, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток словами, которые надо прежде разгадать по их значению. Главная задача разгадывающего – заполнить белые клетки фигуры по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз) словами, значение которых дается под сеткой кроссворда. Каждая клетка предназначена только для одной буквы.

Загадкахарактеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

В основе всех определений одни и те же признаки:

  • по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
  • описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
  • как правило, это описание лаконично;
  • загадки часто присущ ритм.

Это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный, животный мир, явления природы, предметы быта.

Ребусомназывают изображение какого-либо предмета или слова, или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков. Названия изображенных в ребусе предметов, слов нужно читать в именительном падеже единственного числа.

Викторина – Это интеллектуальная игра, построенная на интересных и занимательных вопросах.

У нас в стране викторина получила свое имя при следующих обстоятельствах. В 1928 году редакция журнала « Огонек» подготовила к печати первую серию игры в вопросы и ответы. Уже сделали набор, сверстали полосу, а названия еще не было. Работал в то время в редакции журналист Виктор Микулин, на котором лежало ответственность за выпуск номера. Редактор М. Кольцов приписал к имени Микулина (Виктор – от латинского «победитель») три буквы и получилось: викторина.

Формы проведения викторин:

- устная форма. Ведущий зачитывает вопросы, а несколько ассистентов наблюдают, кто из участников первый готов дать ответ. Если участник дает неправильный ответ, то отвечает другой или ведущий.

- письменная форма. Участники получают листы, записывают номера вопросов и на каждый из них дают ответ. Вопросы могут задаваться ведущим устно, и быть написаны. Листы с ответами собираются ассистентами и подводят итоги.

- заочная форма. В нее входят вопросы, требующий знакомства с различными источниками, пособиями. Задания выполняются за определенный срок, затем ответы сдаются в письменном виде, анализируются и участникам сообщаются результаты.

Вывод:Интеллектуальные игры направлены на развитие умственных способностей аудитории – смекалки, логического мышления, эрудиции, способствуют формированию познавательных интересов, и поэтому их использование и применение, необходимое условие для правильной организации культурно-досуговой деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2. Богослувская З.М. Развивающие игры. – М.: Просвещеие, 1991.

3. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.

4. Третьякова Н.В. Методы и технологии развлекательно-игровой деятельности. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение интеллектуальной игре.

2.назовите основные виды интеллектуальных игр.

3.Раскройте содержание словесных игр.

Наши рекомендации