Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Основными задачами стадии возбуждения уголовного дела является быстрое и осуществляемое в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства реагирование на поступающие в правоохранительные органы сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, создание необходимых предпосылок для успешного производства расследования по ним. От того, насколько своевременно, законно и обоснованно принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, во многом зависит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, вынесение в отношении них законного и справедливого приговора суда, возмещение потерпевшим причиненного преступлением материального и морального ущерба, а также предотвращение случаев незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности, необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан.

Прокурорский надзор является важным средством обеспечения законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела. Однако действующий УПК РФ не является достаточной правовой базой для осуществления надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Общие положения УПК РФ о прокурорском надзоре на этой стадии раскрываются в ведомственных актах - в Приказах Генпрокуратуры РФ.

Анализируя нормы глав 19 (Поводы и основания для возбуждения уголовного дела) и 20 (Порядок возбуждения уголовного дела), мы видим два аспекта проявления роли прокурора в обеспечении законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела: 1) проверка соблюдения требований закона о приеме сообщений о преступлениях и 2) надзор за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.

Такое понимание роли прокурора в обеспечении законности и прав человека на стадии возбуждения уголовного дела достаточно узко, однако отражает реальное положение вещей: наибольшее количество нарушений закона и прав человека допускается именно при получении, регистрации сообщений о преступлениях, а также при принятии итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела.

Необходимость контроля за соблюдением законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела вызвана целым рядом нарушений закона и прав граждан, имеющих место на рассматриваемой стадии. Так, необходимо обеспечение недопущения:

- нарушений учетно-регистрационной дисциплины при работе с сообщениями о преступлениях (укрытие преступлений от учета, рассмотрение сообщений о преступлениях в административном порядке);

- попыток должностных лиц, производящих предварительную проверку информации о преступлениях, фальсифицировать фактические данные для осуществления необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела;

- проведения следственных действий до возбуждения уголовного дела, например, производства обыска, выемки, допроса;

- осуществления процессуальных действий, формально не называемых следственными, но, целью которых является получение доказательств. Например, в практике встречается не предусмотренное УПК РФ процессуальное действие «истребование необходимых материалов», под которые маскируются фактически проведенные обыски, принудительное получение до возбуждения уголовного дела продуктов жизнедеятельности человека (образцов крови, мочи, слюны). В большинстве случаев такие действия оформляются документами, не предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством (протоколами изъятий, различными актами и т.п.) Володин Д. Отказ в возбуждении уголовного дела // Законность №12 2005..

Наши рекомендации