Модуль 1. Учебная (ознакомительная) практика студентов второго курса
УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
для ООП «050100 Педагогическое образование»
профиль «Правоведение»
(квалификация – бакалавр)
Рабочая учебная программа
Екатеринбург 2011
Рабочая учебная программа «Учебная и производственная практикаТеория и методика обучения праву»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. 51с.
Составитель: Шереметьева О. Ю., канд. педагогических наук, доцент кафедры права и методики его преподавания, УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры права и методики его преподавания УрГПУ
Протокол от _____________, №__. Зав. кафедрой_________________ В.Н.Ильченко
Руководитель учебного подразделения _________________________ Г.С. Тумалевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
Настоящая программа разработана в целях повышения уровня организации учебной и производственной практик и порядка защиты их результатов.
Программа практики включает: 1) цели, задачи и содержание практики; 2) организация практики и методические указания по ее проведению; 3) требования к отчету по практике и порядок его защиты.
Основными видами практики студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования являются: учебная и производственная.
При прохождении практики студент обязан:
- выполнить индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
- подготовить и защитить в установленные сроки отчет по практике.
Методическое руководство практикой и контроль за ее прохождением осуществляется кафедрой Права и методики преподавания. Непосредственное руководство практикой студентов возлагается на квалифицированных специалистов по месту прохождения практики.
1. Цели практики:
· первичное общее знакомство студентов с различными типами современных школ, структурой профессиональной деятельности учителя права и его профессиональным обликом;
· диагностирование уровня сформированности их интереса к будущей профессии, педагогической направленности;
· приобретение опыта и практических умений и навыков деятельности в области обучения праву и правовой просветительской деятельности, необходимых для завершения формированию большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.
· развитие специфических
· профессионально-значимых качеств личности будущего учителя.
Практика студентов направлена на формирование профессионально-значимых качеств будущего специалиста в области правоведения в процессе освоения таких направлений его деятельности, как: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, организационно-управленческая деятельность и непосредственно связана с овладением будущими специалистами функциональными обязанностями организатора внеклассной (внеучебной) работы (по предмету), организатора семейного и правового воспитания и просвещения, преподавателя права.
2. Задачи практики:
- выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной работы с детьми с учётом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;
- подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по праву и обществознанию, правовому просвещению с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- использование современных научно обоснованные приёмов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- выполнение анализа и обобщение передового педагогического опыта, использования его в самостоятельной педагогической деятельности;
- подготовка к выполнению функций классного руководителя;
- отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;
- общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфика учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов;
- развитие творческого начала в педагогической деятельности студента;
- выработка потребностей в непрерывном профессиональном самообразовании и самосовершенствовании;
- приобретение студентами основных умений анализировать и решать педагогические ситуации;
- формирование приемов адекватного самоанализа и самооценки в процессе выполнения основных функций учителя, в том числе формирование умений прогнозировать результаты своей работы, намечать возможные собственные затруднения и затруднения учащихся, выявлять и оценивать реальные пути их преодоления.
Данные задачи педагогической практики соотносятся со следующим видами профессиональной деятельности:
· ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной
практики деятельности образовательных учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования, класса, группы, путём наблюдения, бесед с руководителем образовательного учреждения, его заместителями, классными руководителями, преподавателями, учителями, воспитателями, заведующими детским садом;
· овладение методикой наблюдения учебно-воспитательного процесса, соотнесения наблюдаемого с изучаемым теоретическим материалом;
· отбор в процессе наблюдений других форм общения студентов с преподавателями, учителями и воспитанниками, школьниками, студентами фактического материала как объекта педагогического и психологического анализа на соответствующем академическом занятии и выборке умений и навыков такого анализа;
· воспитание профессиональных качеств будущего учителя, организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
· приобщение студентов к практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений, необходимых для успешного осуществления воспитательной работы с учащимися;
· установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, и практикой;
· общение с детьми, изучение из возрастных особенностей, специфика учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов; изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
· развития творческого начала в студенте, осуществление профессионального
самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
· выработка потребностей в непрерывном профессиональном самообразовании и самосовершенствовании;
· выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;
· вооружение студентов методами самодиагностики и самосознания, а также
методами изучения ребенка. Выявление его особенностей, мотивов и т. п.;
· вооружение студентов основными умениями анализировать педагогические
ситуации, использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
· развитие у студентов навыков анализа и обобщения передового педагогического опыта, Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для
решения задач в профессиональной области.
Будущие учителя права должны четко представлять основные виды деятельности, которые им придется выполнять во время учебной и производственой практики, а в дальнейшем в своей работе: анализировать содержание программы образовательных областей «Право», «Обществознание» учебники, различные средства обучения, и на этой основе с учетом возрастных особенностей учащихся отбирать необходимый материал для урока или другого вида занятий с учащимися; планировать свою работу и учить планировать учебную работу учеников, организовывать различные виды деятельности учащихся, помогать их выполнять и управлять ими, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся, учить их оценке и самооценке.
Аналитическую деятельность студент-практикант должен осуществлять с условием, что учебный материал и средства обучения анализируются с целью научить ученика самостоятельно разбираться в учебном материале, развивать его интеллектуальные способности, эмоциональные и волевые возможности.
Важный вид деятельности будущего учителя правовоедения - тематическое и календарное планирование учебного материала, планирование уроков, занятий кружка или факультатива. На основе четко сформулированных целей обучения и поставленных учебных задач, учитель конструирует урок, занятие, основные моменты которого находят отражение в конспекте или развернутом плане урока.
Студент-практикант овладевает таким видом деятельности как организация деятельности учащихся на уроках и других видах занятий и управление этой деятельности на разных ее этапах. Этот вид деятельности включает в себя организацию учащихся на слушание учителя и товарища, чтению учебников и научно-популярной литературы, к решению разнообразных технологических задач, к самостоятельной работе с различным учебным материалом, к подготовке рефератов, докладов и выполнению творческих проектов.
С целью подготовки к педагогической практике проводятся установочные конференции по методике преподавания права, педагогике и психологии.
Место в структуре ООП
Учебная и производственная (педагогическая) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100. «Педагогическое образование».
Учебной и производственной (педагогической) практике предшествует изучение дисциплин профессионального цикла (Б.З) профессионального и вариативного компонентов ФГОС ВПО, и прежде всего таких дисциплин, как «Психология» и «Педагогика», «Методика обучения и воспитания в правовом образовании», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная физиология и здоровый образ жизни», «Теория государства и права», «Всеобщая история государства и права», «Конституационное право Российской Федерации», а также дисциплин профиля и курсов по выбору студентов.
Учебная и производственная (педагогическая) практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной/учебной (название вида) практики:
- знание теоретических основ дисциплин «Психология», «Педагогика»,
«Методика обучения и воспитания в правовом образовании» и др., в т.ч. педагогических систем и технологий, основных методов, приемов и средств обучения и воспитания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, внеурочной и внеклассной работы, образовательных программ и учебников по праву, санитарных правил и норм, требований техники безопасности к организации учебно-воспитательного процесса.
- знание предметного (технологического) содержания в объеме, необходимом для преподавания в ДОУ, основной, старшей, в том числе и профильной школе, в ОУ начального и среднего ПО;
- умение применять предметные, психолого-педагогические и методические знания при планировании системы уроков/занятий по праву в расзилных ОУ, при написании конспекта урока, при планировании внеклассной воспитательной и профориентационной работы;
- владение грамотной, логически верно и аргументировано построенной устной и письменной речью формах монолога и диалога;
- владение навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет, работы в программных средах Microsoft Office, в т.ч. создания электронных учебных: материалов;
- осознание личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности учителя технологии и готовность к профессиональной рефлексии.
Содержание и объем производственной (педагогической) практики, в принципе, соответствуют реальным требованиям образовательного учреждения, в котором она организуется. По своему содержанию производственная (педагогическая) практика является ведущим дидактическим и воспитательным принципом производственной (методической) деятельности, в которой каждый студент имеет свое рабочее место, а его участие в процессе обучения включает все основные компоненты деятельности специалиста.
Ее задачи, содержание, организационная форма, методическое оснащение специфичны для каждого из студентов, но в целом они должны способствовать овладению студентом основами профессиональных умений, навыков на базе полученных теоретических знаний, а также понятий о роли и месте теории в практической деятельности специалиста высокой квалификации. В совокупности они должны помочь студенту в формировании профессионально значимых качеств.
Имея в качестве приоритетной учебно-познавательной цели овладение будущим специалистом умениями и навыками своей профессиональной деятельности, практика сохраняет в себе черты, органически присущие процессу обучения и воспитания. Производственная практика включает в себя весь блок целевых установок учебной практики. Однако в новых условиях они осуществляются на качественно новом уровне и преследуют главную цель - создать необходимые предпосылки для решения учебно-воспитательных задач при высокой степени самостоятельности студентов.
В период педагогической практики студент полностью подчиняется режиму рабочего дня и внутреннего распорядка учебного заведения, принявшего его на практику, выполняя указания и поручения наравне со всеми сотрудниками.
Прохождение производственной (педагогической) практики является необходимой основой для успешной подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена. На государственном экзамене студент должен показать не только знание теоретических основ изученных дисциплин, но и готовность применять полученные знания для решения конкретных педагогических ситуаций.
1.3.Требования к результатам
Процесс прохождения учебной и производственной практик направлен на формирование следующих компетенций.
Общепрофессиональные компетенции:
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК 5);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
В области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- готов к обеспечению охраны и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК 7).
В области культурно-просветительской деятельности:
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК 8);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК 9);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК 10);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК 11).
В области дополнительных профессиональных компетенций:
- способен понимать значение истории и теории государственно-правовых отношений, роль права в системе нормативного регулирования (ПК 12);
- владеет знаниями о конституционно-правововом статусе человека и гражданина; конституционных основах государственной власти и системе государственных органов; основах судебной власти и правосудия в РФ (ПК 13);
- владеет знаниями административного законодательства РФ и готов применять их в своей профессиональной деятельности (ПК 14);
- владеет знаниями гражданского и гражданско-процессуального законодательства РФ и готов применять их в своей профессиональной деятельности (ПК 15);
- владеет знаниями трудового законодательства и готов к обеспечению охраны и защиты трудовых прав (ПК 16);
- владеет знаниями уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства; об основных методах криминологического исследования и готов применять их в своей профессиональной деятельности (ПК 17);
- владеет знаниями семейного законодательства РФ и готов применять их в своей профессиональной деятельности (ПК 18);
- способен использовать знания о системе и методах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК 19);
- владеет методиками психологического анализа и коррекции преступного поведения несовершеннолетних (ПК 20).
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1)Знать
- систему учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
- структуру и содержание преподавания базовых и элективных курсов в образовательной области «Правоведение» в различных типах и видах общеобразовательных учреждениях;
- теоретические основы проведения психолого-педагогического исследования;
- содержание, формы и методы внеклассной и внеурочной работы учителя права;
2)Уметь
- использовать нормативные правовые документы в деятельности учителя экономики и обществознания и классного руководителя;
- проводить уроки/занятия права и обществознания с использованием разнообразных технологий, методов, приемов и средств обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, применять различные типы и формы организации и проведения урока права;
- проводить психолого-педагогический анализ и самоанализ урока;
- видеть последствия собственной педагогической деятельности и нести ответственность за ее результаты;
- взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, учителями и родителями) на основаниях толерантности, диалога и сотрудничества;
- использовать разнообразные методы и методики психолого-педагогического исследования для изучения отдельных учащихся и ученического коллектива;
- планировать, организовывать и проводить внеурочные и внеклассные мероприятия культурно-просветительской и профориентационной направленности для школьников;
- презентовать результаты собственной педагогической деятельности.
3) Владеть
- навыками использования разнообразного технологического оборудования кабинета права и обществознания, в т.ч. электронных изданий, ресурсов и учебных материалов для повышения эффективности учебного процесса;
- навыками профессионального общения в учебных и внеучебных ситуациях;
- прочным сознанием социальной значимости будущей профессии и устойчивой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- умением анализировать собственную педагогическую деятельность, профессиональной рефлексией.
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебной и производственных практик составляет 24 зачетных единицы. Из них 3 З.Е. – учебная (ознакомительная) практика на 1 курсе, 9 З. Е. – производственная (воспитательная практика) на 3 курсе и 12 З. Е. – производственная (педагогическая) практика на 4 курсе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практические | ||||
1. | Модуль 1. Учебная (ознакомительная) практика (1 курс) (300 баллов – 100 %) ОПК 3, 4, 5, 6. ПК 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12. | |||||
1.1. Вводные этап. Установочная конференция | ||||||
1.2. Основной этап учебной (ознакомительной) практики | ||||||
1.3. Заключительный этап. Итоговая конференция | ||||||
2. | Модуль 2. Производственная (воспитательная) практика (3 курс) (400 баллов – 100%) ОПК 3, 4, 5, 6. ПК 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. | |||||
2.1. Вводные этап. Установочная конференция | ||||||
2.2. Основной этап производственной (воспитательной) практики | ||||||
2.3. Заключительный этап. Итоговая конференция | ||||||
3. | Модуль 3. Производственная (педагогическая) практика (4 курс) (640 баллов – 100%) ОПК 3, 4, 5, 6. ПК 1-20. | |||||
3.1. Вводные этап. Установочная конференция | ||||||
3.2. Основной этап производственной (педагогической) практики | ||||||
3.3. Заключительный этап. Итоговая конференция | ||||||
Итого: 1340 баллов – 100 % усвоения всех Д.Е. |
Оценка по каждому из модулей предполагает следующую пропорцию:
90% и более - оценка «отлично»;
75% и более - оценка «хорошо»;
60% и более - оценка «удовлетворительно»
<60% - оценка «неудовлетворительно»
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Учебную и производственную практики студенты могут пройти в различных образовательно-просветительских учреждениях (школах, гимназиях, лицеях, школах-интернатах, колледжах, техникумах, профессиональных лицеях, а так же в других культурно-просветительских организациях).
Возможные варианты организации практики
Практика в городе.
1 вариант.Практика студентов приходит в базовых школах факультета. Студент заработную плату в школе не получает.
2 вариант.Практика студентов проходит по месту их трудоустройства (либо они уже работают в этой школе, либо их берет директор на испытательный срок). Студенту назначается 0,25 - 0,5 ставки учителя на время педагогической практики. Он оказывает требуемые директором педагогические услуги и получает заработную плату за проработанное время в школе.
Практика в области.
Практика в области на выпускном курсе может быть организована следующим образом:
- студенты распределяются на практику в образовательные учреждения области;
- заявки на студентов делают директора школ;
- студенты-целевики проходят практику по месту своего направления.
Условия для направления студента на практику в образовательные учреждения области:
1. С места будущей практики студентов директором образовательного учреждения отправляется гарантийное письмо (образец бланка гарантийного письма имеется в приложении).
2. Студент оформляет заявление на имя декана факультета, в котором укачивается адрес учреждения, где студент намеревается проходить практику.
3. Оценка практики проводится по двум показателям:
- по характеристике школы;
- по экспертной оценке отчетности студента, проводимой групповым руководителем практики.
На каждом курсе практика включает три этапа – вводный, основной и заключительный. Вводный и заключительный этапы проходят на базе факультета.
На вводном этапе проводится установочная конференция, в которой принимают участие студенты, преподаватели вуза (факультетский и групповой руководители практики, преподаватели педагогики, психологии, школьной гигиены). Факультетский руководитель знакомит студентов с программой практики, их правами и обязанностями, обеспечивает программно-методическими материалами. Групповые руководители характеризуют учреждения, где будет проходить практика, распределяют студентов по группам с учетом их индивидуальных особенностей (по 4-6 чел.), назначают координаторов-студентов, осуществляющих связь группы с преподавателями вуза и педагогами ОУ.
Групповые руководители согласуют с администрацией ОУ и учителями сроки и программу педагогической практики.
Заключительный этап педагогической практики включает проведение итоговой конференции, в подготовке которой принимают участие студенты и преподаватели вуза. Конференция может быть проведена в форме деловой игры, моделирующей пресс-конференцию с педагогическим коллективом ОУ. Основная ее цель - создать у студентов как можно более полное представление о современных образовательных учреждениях разного вида и типа, характере и направленности протекающих в них инновационных процессов. При подготовке конференции каждая из малых групп выдвигает «своего» директора, завуча, организатора внеклассной воспитательной работы, учителя права, классных руководителей и др. Их задача - кратко охарактеризовать то или иное направление в работе ОУ, ответить на вопросы. Выявляется и поощряется та группа, которая сможет дать наиболее полную и объективную характеристику ОУ. Ответы групп оценивают групповые руководители и учителя.
Оценка за практику предполагает составление и оформление отчетов (5 стр./час, 100 баллов max.), выполнение исследовательского проекта (1 стр./час, 200 баллов max), оформление презентации (10 слайдов/час, 40 баллов max).
Модуль 1. Учебная (ознакомительная) практика студентов второго курса.