Уровни знаний подростков здорового образа жизни
№ | Вопросы для подростков | оценка | Уровень | ||||||||
+ | + | х | х | х | х | х | х | х | 5,5 | средний | |
+ | + | х | х | х | х | + | х | + | высокий | ||
+ | + | х | х | х | х | х | х | х | 5,5 | средний | |
+ | + | + | + | + | х | х | + | + | высокий | ||
+ | + | + | + | + | х | х | + | + | высокий | ||
- | х | - | х | х | х | х | - | х | Низкий | ||
х | х | х | х | х | х | + | х | х | средний | ||
+ | х | + | + | х | х | + | х | + | высокий | ||
х | х | х | х | х | х | х | х | х | 4,5 | средний | |
+ | + | + | х | + | х | + | + | + | высокий |
Таким образом, результаты заключительной диагностики показали, что среди подростков:
Таблица 9
Результаты повторной диагностики показали, что среди подростков:
№ | УРОВНИ | Кол–во детей | % |
Низкий 0-3 баллов | 5% | ||
Средний 4-6 баллов | 30% | ||
Высокий 7-9 баллов | 65% |
При проведении повторной диагностики подростки вели себя уверенно. Они четко давали ответы на поставленные вопросы, приводили примеры, многие школьники обосновывали свои ответы. Логично, последовательно доказывали правильность своего ответа, не смотря на то, что у каждого старшеклассника была своя версия доказательства.
Сравнивая результаты уровня знаний подростков об организме человека, о здоровом образе жизни в начале и конце исследования можно заметить, что у старшеклассников прослеживается значительная динамика в объеме и качестве знаний по данной теме. Подростки, у которых уже был высокий уровень, повысили свои результаты. Даже те дети, которые показывали при первичной диагностике низкий уровень, сделали большой скачок в своем развитии и на заключительном этапе показали более высокие результаты.
Результаты диагностики старших школьников позволяют сделать вывод о том, что благодаря спланированной системе мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у школьников, основным звеном, которого являются мероприятия игрового характера, уровень знаний в этой области значительно возрос.
Таким образом, были получены высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает предполагаемые нами результаты программы об эффективности усвоения школьниками знаний, умений и навыков здорового образа жизни с использованием игровых технологий, что способствует самопознанию и формированию осознанного ценностного отношения к своему здоровью, сохранению и укреплению организма.
Выводы по второй главе
1.Анализ базы исследования по формированию здорового образа жизни старших школьников показал, что в МБОУ гимназия №131 проводится определенная работа по формированию здорового образа жизни. Вместе с тем имеется недостатки методик и программных мероприятий по здоровому образу жизни. Замеры уровня сформировали представление о здоровом образе жизни, подтвердив недостаточную работу по данному направлению. В исследовании приняли участие 50 детей старшего школьного возраста. Проведенное исследование обозначило «проблемное поле» в представлениях о здоровом образе жизни школьников МБОУ гимназия №131.
2.Разработанная и реализованная программа по формированию здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» позволила, повысить уровень здорового образа жизни через цикл мероприятий связанных с пропагандой ЗОЖ. Подготовив и реализовав программу «Здоровый я – здоровая страна» позволила закрепить постановочные навыки и умения.
3.Повторный опрос позволил выявить повышение уровня знаний в формировании здорового образа жизни старших школьников.
Заключение
Формирование культуры здорового образа жизни подрастающего поколения – важнейшая задача всех звеньев образовательно-воспитательного процесса. Важность приобщения школьников к ЗОЖ обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской среде, во-вторых – снижением уровня физической и двигательной подготовленности детей; в-третьих – демографической ситуацией в нашей стране. В перечне причин, определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование учреждений образования и культуры и многие другие.
Формирование здорового образа жизни является одним из основных содержательных аспектов деятельности культурно-досуговых учреждений и важнейшим условием жизни человека.
Анализ теоретических аспектов позволил уточнить понятия « здоровье» здоровый образ жизни», функции, задачи и особенности. Анализ позволил уточнить психолого-педагогические и физиологические особенности старших школьников с целью учёта данных особенностей при разработке программы.
Анализ работы деятельности учреждений культуры по формированию здорового образа жизни позволил выявить наиболее эффективные технологии и формы работы, а так же их содержание по данному направлению. К таким технологиям можно отнести игровые технологии СКД. В основе игровых технологий формирования здорового образа жизни детей старшего школьного возраста лежат основные виды игровой деятельности: спортивные, сюжетно-ролевые, художественные, дидактические, обучающие.
Анализ базы исследования по формированию здорового образа жизни показал, что в МБОУ гимназия №131 проводится определенная работа по формированию здорового образа жизни. Вместе с тем имеется недостатки методик и программных мероприятий по здоровому образу жизни. Замеры уровня сформировали представление о здоровом образе жизни, подтвердив недостаточную работу МБОУ гимназия № 131 по данному направлению. В исследовании приняли участие 50 детей старшего школьного возраста. Проведенное исследование обозначило «проблемное поле» в представлениях о здоровом образе жизни воспитанников МБОУ гимназия №131.
Разработанная и реализованная программа по формированию здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» позволила, повысить уровень здорового образа жизни через цикл мероприятий связанных с пропагандой ЗОЖ. Подготовив и реализовав программу «Здоровый я – здоровая страна» позволила закрепить постановочные навыки и умения.
Повторный опрос позволил выявить повышение уровня знаний в области формирования здорового образа жизни. Повторная диагностика по направлениям «творческая интерпретация понятия «здоровья» и «выявление поведенческого отношения подростков к проблемам здоровья» показала положительную динамику в представлениях ребят о здоровом образе жизни и отношению к нему. На основании полученных результатов, можно утверждать, что программа «Мы здоровое поколение» будет эффективна и действительно поспособствует формированию здорового образа жизни детей старшего школьного возраста МБОУ гимназия №131. Таким образом цель была достигнута, поставленные задачи выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Список используемой литературы
Алимова, Т.
Профилактическая программа формирования здорового образа жизни в гимназии / Т. Алимова, И. Комарова, И. Умняшова // Воспитание школьников : Теоретический и научно-методический журнал. - 2007. - N8. - С. 11-15. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Белова, Н. И.
Парадокс здорового образа жизни учащейся молодежи / Н. И. Белова // СОЦИС : ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. - 2008. - №4. - С. 84-86. - Библиогр.: с. 86. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 86
Бордуков, М.И.
Студенты о своем физическом и психическом здоровье / М.И. Бордуков, А.С. Рыбаков // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N7. - С. 20-23. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Бояркина, Ю.
Культура здоровья как фактор развития социально-демографической ситуации в современном российском обществе / Ю. Бояркина // Вопросы культурологии. - 2007. - N7. - С. 29-33. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Васильков, В. А.
Управление процессом формирования здоровьесберегающей образовательной и социальной среды / В. А. Васильков // Воспитание школьников : науч.-метод. журн. - 2010. - №6. - С. 15-20 : табл. - Библиогр.: с. 20 (7 назв.). - ISSN 0130-0776. - Библиогр.: с. 20 (7 назв.)
Великанова, Е. В.
Молодежные общественные объединения: традиции, педагогические проблемы, состояние, перспективы развития / Е. В. Великанова // Мир науки, культуры, образования : научный журнал. - 2010. - N 1 (20). - С. 218-221.
Герасимова, И.А.
Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ / И. А. Герасимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2014. - N 3. - С. 128–133.
Галимов, Г. Я.
К проблеме целостного педагогического процесса / Г. Я. Галимов // Высшее образование сегодня. - 2007. - №12. - С. 37-39. - Библиогр.: с. 39 (11 назв.). - Библиогр.: с. 39 (11 назв.)
Гендин, А.М.
Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность / А.М. Гендин, М.И. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N7. - С. 15-19
Голиков, Н.А.
К вопросу о культуре здоровья и качестве жизни студентов как субъектов современного образования / Н.А. Голиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2007. - N6. - С. 77-81
Голохвастова, С. А.
Формирование валеологической культуры обучающихся как основы здоровой жизнедеятельности / С. А. Голохвастова // Среднее профессиональное образование : Теоретический и научно-методический журнал. - 2010. - N 3. - С. 19-20
Горносталев, М.Д.
История и генезис взглядов и подходов к пропаганде здорового образа жизни в культурно-досуговых учреждениях / М.Д. Горносталев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2008. - N1. - С. 102-107
Горносталев, М.Д.
Понятие "здоровый образ жизни" в современной педагогической науке / М. Д. Горносталев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 183-186
Горносталев, М.Д.
Социальное партнерство как способ оптимизации деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи / М. Д. Горносталев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 183-185
Дрибинсий, П.
Воспитание ценностного отношения к здоровью / П. Дрибинсий // Воспитание школьников : науч.-метод. журн. - 2008. - №8. - С. 28-33. - Библиогр.: с. 32-33. - ISSN 0130-0776. - Библиогр.: с. 32-33
Дружинин, В.П.
Специфика формирования условий здорового образа жизни подростков в "Школе здоровья" / В. П. Дружинин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2009. - N 3. - С. 144-147. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Дубинин, А.
Студенческий спорт: престиж страны, здоровье нации / А. Дубинин, М. Горецкая // Ректор ВУЗа. - 2008. - № 7. - С. 74-79 : фото.цв.
Дудкина, Ю.И.
Мониторинг отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2015. - N 2. - С. 219–225
Ерофеев, М. Б.
Здоровьесберегающая роль внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий / М. Б. Ерофеев // Воспитание школьников : науч.-метод. журн. - 2009. - №10. - С. 13-17. - Библиогр.: с. 17. - ISSN 0130-0776. - Библиогр.: с. 17
НБ АлтГАКИ
Замураева, М.А.
Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза / М. А. Замураева // Высшее образование в России : науч.-пед. журн. М-ва образования и науки РФ. - 2015. - N 6. - С. 124–130. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Зарипова, Т. Ю.
Школа здоровья / Т. Ю. Зарипова // Воспитание школьников : науч.-метод. журн. - 2008. - №4. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10. - ISSN 0130-0776. - Библиогр.: с. 10
Захарова, Н.А.
Здоровье как культурная норма и современная Россия / Н. А. Захарова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 81-83
Ирхин, В.
Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов / В. Ирхин, Н. Жернакова // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 88-93
Кокорина, О.Р.
Адаптация к условиям профессионального образования как фактор здоровьесбережения личности / О. Р. Кокорина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2008. - N 4. - С. 134-138
Кокорина, О.Р.
Гуманистическая направленность здоровьесберегающего образования / О. Р. Кокорина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2011. - N 6. - С. 131–134. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Комарова, И.Г.
Факторы формирования культуры здоровья у будущих специалистов / И. Г. Комарова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2008. - N 4. - С. 163-166
Коробейников, А.А.
Взаимосвязь образования и здоровья как абсолютных ценностей / А. А. Коробейников // Философские науки : Научный образовательный просветительский журнал. - 2009. - N 11. - С. 99-109
Кривошенина, И.В.
Формирование у учащейся молодежи ценностей здорового образа жизни / И. В. Кривошенина // Среднее профессиональное образование : Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. - 2009. - N 4. - С. 56-58. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Курьянова, Л.Н.
Влияние мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры / Л. Н. Курьянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2013. - N 1. - С. 161–164
Крюков, Т.С.
Воспитательный потенциал современных молодежных объединений / Т. С. Крюков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2013. - N 1. - С. 152–155
Ложникова, Е.В.
Досуговые практики российской молодёжи / Е. В. Ложникова // Библиотека в эпоху перемен : информ. сб. (Дайджест). - 2012. - N 2. - С. 124–126
Мануйленко, Э.В.
Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового стиля жизни / Э. В. Мануйленко // Теория и практика физической культуры : Научно-теоретический журнал. - 2009. - N 2. - С. 44-46. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Опарин, Р.В.
Современная стратегия развития теории экологического воспитания молодежи в русле социально-культурной деятельности / Р. В. Опарин // Мир науки, культуры, образования : науч. журн. - 2011. - N 4. - С. 169-174.
Панина, О.В.
Анализ проблемы формирования здорового образа жизни студентов / О. В. Панина, В. И. Павлов // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. журн. - 2012. - N 9. - С. 21-24.
Пахомова, Л.Э.
Образ жизни современных школьников и его влияние на здоровье и качество жизни / Л.Э. Пахомова, Г.Л. Нестеренко, Л.А. Кадуцкая // Теория и практика физической культуры : Научно-теоретический журнал. - 2007. - N9. - С. 19-23.
Поздеева, Л. В.
Совершенствование физического воспитания студентов вузов / Л. В. Поздеева // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 110-112 : табл.
Попов, А.А.
Факторы, влияющие на организацию здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза / А. А. Попов // Мир науки, культуры, образования : науч. журн. - 2011. - N 2. - С. 167-
Простов, А. Ф.
Всероссийская трибуна социальной и культурной инноватики / А. Ф. Простов // Вопросы культурологии. - 2007. - N2. - С. 39-41
О перспективах и планах работы Института ресурсов человека и управления социальным здоровьем населения России, который является структурным подразделением Российского
39. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения // Мир науки, культуры, образования : Научный журнал. - 2009. - N 3. - С. 184-190.
Пашкина, Л.Н.
Деятельность общественной молодежной организации как фактор воспитания инициативности личности / Л. Н. Пашкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : научный журнал. - 2009. - N 4. - С. 112–115
Пашкина, Л.Н.
Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций / Л. Н. Пашкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 172-176
Родионов, И.М.
Парк культуры и отдыха как институт реализации познавательных интересов детей и подростков / И. М. Родионов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2011. - N 1. - С. 130–133
Родионов, И.М.
Парк культуры и отдыха как институт реализации познавательных интересов детей и подростков / И. М. Родионов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2011. - N 1. - С. 130–133 168. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Садовников, Е.С.
Методологические основы формирования здорового образа жизни / Е. С. Садовников // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. журн. - 2014. - N 4. - С. 43–46
Садовников, Е.С.
Системные механизмы организационно-управленческой деятельности по формированию здорового образа жизни молодежи / Е. С. Садовников, В. Н. Гуляихин // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. журн. - 2015. - N 3. - С. 34–37
Садовников, Е.С.
Технологизация процесса формирования здорового образа жизни / Е. С. Садовников, О.Е. Андрюшенко // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. журн. - 2013. - N 10. - С. 59–61. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Сидорчик, С. В.
Психолого-акмеологический подход к проблеме здоровья и создания здоровьесберегающей среды / С. В. Сидорчик // Мир психологии. - 2007. - №2. - С. 128-140.
Синягина, Н. Ю.
Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности / Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Богачева // Воспитание школьников : науч.-метод. журн. - 2009. - №8. - С. 16-20. -
Скрынник, И.А.
Здоровый образ жизни как приоритетная задача социальной политики государства / И. А. Скрынник // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2010. - N 1. - С. 119–124
50. Социальный потенциал студенческой молодежи / Е. Сорокина [и др.] // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 108-110
Слепченкова, С.В.
Организационно-педагогические условия развития социокультурной мобильности участников общественных организаций: личностно-деятельностный подход / С. В. Слепченкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2013. - N 4. - С. 102–105.
Слуднова, О.
Молодежные и детские некоммерческие общественные объединения как фактор гражданского воспитания / О. Слуднова // Воспитание школьников : науч.-метод. журн. - 2007. - №10. - С. 39. -
Топольская, Е.А.
Педагогическое сопровождение воспитания рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры / Е. А. Топольская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2010. - N 1. - С. 101–104
Терентьев, А.Е.
Значение спортивно-массовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре / А. Е. Терентьев // Теория и практика физической культуры : Научно-теоретический журнал. - 2010. - N 3. - С. 41-43.
Ткаченко, Ю. А.
Роль физической культуры в воспитании, образовании и оздоровлении студентов / Ю. А. Ткаченко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. - 2014. - N 6. - С. 184–188. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Фатхуллина, Л.В.
Информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности в пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения / Л.В. Фатхуллина // Теория и практика физической культуры : Научно-теоретический журнал. - 2008. - N10. - С. 81-84. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в конце ст.
Шилько, В.Г.
Оптимизация двигательной активности студентов на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры : Научно-теоретический журнал. - 2008. - N10. - С. 26-28.