Сценарий для летнего лагеря. Сказочная страна оригами 4 страница
Сценарий для летнего лагеря. Сказочная страна оригами
Сказочная страна оригами
Это – достаточно простое в своем проведении мероприятие, но для его проведения необходимо самому научиться складывать различные фигурки в технике оригами. Детям всегда интересно, когда из простого предмета, в данном случае листа бумаги, получается что- то необычное. А для педагога это мероприятие – работа по развитию в детях навыков мыслительного анализа последовательности изготовления изделия; формированию интереса к данному виду труда; воспитанию внимательности, способности формирования действий пооперационного контроля.
Материал и инструменты: цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы.
Все очень просто – сначала вы вместе с ребятами складываете различные фигурки, а затем из этих фигурок ребята делают одну общую сказку. Можно сделать панно или объемное изображение. Также можно придумать сюжет вашей сказки и разыграть ее с ребятами.
Самый лучший день в году (День именинника)
«К сожаленью, день рожденья только раз в году…» – поется в известной песенке. Но грустить по этому поводу не стоит, потому что этот праздник можно провести очень весело и интересно, подготовив сюрпризы, подарки и веселые игры виновникам торжества. Это торжество может быть незабываемым и неповторимым не только для именинника, но и для всех гостей.
Сцена празднично украшена. Звучит музыка, на сцену выбегает Домовенок и прячется. Голос за кулисами: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать». Выходит Карлсон.
К а р л с о н. Домовенок, ты где? Ну, так нечестно, ты опять спрятался так далеко, что тебя днем с огнем не найдешь. Проверю- ка я на крыше, а заодно, может, чего- нибудь вкусненького раздобуду. (Уходит.)
Д о м о в е н о к. Пусть ищет, он меня все равно не найдет. Люблю играть в прятки. Я всех вижу, а меня никто. Я так люблю праздники, веселье, игры, что забываю про свои обязанности – пою, играю вместе со всеми. Для домовых это, наверное, нехорошо, но я же еще совсем маленький. (Оглядывается.) Ой, я, кажется, опять попал на какой- то праздник. Здравствуйте.
Вбегает Карлсон.
К а р л с о н. Ах, вот ты где?
Д о м о в е н о к. Тише, мы с тобой попали на праздник.
К а р л с о н. Хорошо, если бы это был день рождения.
Д о м о в е н о к. Это почему?
К а р л с о н. Страсть как люблю пирожное, варенье и мороженое.
Д о м о в е н о к.
Что такое день рожденья? Это радость и веселье, Это песни, шутки, смех, День, который лучше всех!
К а р л с о н. И не зря здесь лагерь наш Праздник отмечает – С днем рождения ребят Нынче поздравляет!
Д о м о в е н о к. Мне очень хочется узнать, у кого же сегодня праздник.
Карлсон вносит большой календарь, на каждом листочке написаны числа, соответствующие дате рождения виновников праздника. Может быть несколько человек, родившихся в одном месяце.
Домовенок и Карлсон зачитываю каждому имениннику четверостишие и приглашают на сцену.
Василий – «царский» (греч.)
Василий, царская душа! Тебя сегодня поздравляем. Счастья, радости желаем, Почтительно и не дыша. Милый Василий, Вася, Вас уважаем мы. Ваше славное имя В этот прекрасный день Мы прославлять могли бы, Если вам слушать не лень.
Иван – «Бог даровал» (евр.)
Он смекалист, даровит,
Твердо на земле стоит.
И работы не боится,
Мир объять, понять стремится.
Мудр, умен, красив с лица.
Все доводит до конца.
Он настойчив, добродушен.
Все кипит в руках послушно.
Вячеслав – «более славный» (рус.)
Более славного имени, Кажется, нам не найти. Это удача дивная – Вас повстречать на пути. Сердце открыто ваше, Мысли всегда честны.
Никита – «победитель» (греч.)
Любит музыку и танцы, Тяга к странствиям в крови. Видно был рожден скитальцем, Покорителем Земли.
Про Никиту замечают,
Дескать, горд и нерадив,
Просто он стремится к счастью –
И слегка нетерпелив.
Елена – «светлая» (греч.)
Радость наша, свет Елена,
Гордость и краса вселенной.
Пусть чуток ты холодна,
Да фигуркою ладна.
Не девица, а царица,
На которую дивится
Весь честной народ,
Ну, а дело с нашей Леной весело идет.
Владимир – «славный владыка» (слав.)
Владимир – «царь», «владыка славный», Что означает – «самый главный». Везде и всюду он на месте. Всегда в почете, славе, чести. Друзьями вечно окружен Веселый, умный парень он. Шутник, остряк, большой хохмач. Успехов, Влад, тебе, удач!
Александр – «защитник людей» (греч.)
Александр, ты парень чудный. Откровенный, честный, мудрый, Добрый и общительный, Смелый и решительный.
Наталия / Наталья – «родная» (лат.)
Тебя Наталией, Натальей, Наташей можно называть.
Твоих поступков и желаний
Никто не может предсказать.
Ты переменчива, как море,
Ты то в затишье, то штормишь.
От ласк твоих и от укоров
Не ускользнешь, не убежишь.
Родион – «житель острова Родос» (греч.)
Живешь по плану, главным пунктом, В котором значится твой творческий успех. Самоуверенный, решительный и умный, Добьешься ты признанья и побед.
Маргарита – «жемчужина» (греч.)
Для Маргариты нет преград. Она жемчужина вселенной.
И ей к лицу любой наряд. Экстравагантна, вкус отменный. И так далее. Все именинники стоят на сцене.
К а р л с о н. А теперь все вместе поздравляем ребят и скажем такие слова:
«С днем рожденья поздравляем,
Счастья, радости желаем». Звучит музыка. Домовенок выносит большой красивый сундук.
К а р л с о н (рассматривая его). Какой красивый! Интересно, что здесь лежит?
Д о м о в е н о к. Здесь подарки с сюрпризом. Чтобы открыть его, нужно отгадать загадку. Без рук стучит, без огня горит. Ребята отгадывают.
Д о м о в е н о к. И вам, дорогие именинники, ваши друзья дарят вам свои сердца.
Домовенок и Карлсон вручают сердца именинникам, большую шоколадку и приглашают занять свои места в зале.
Д о м о в е н о к. Скажи, Карлсон, когда тебя приглашают на день рождения, ты готовишь какой- нибудь сюрприз?
К а р л с о н. Ой, я так люблю сюрпризы, особенно когда они сладкие. Люблю наряжаться в привидение. Я – самое лучшее в мире привидение.
Д о м о в е н о к. Нет, Карлсон, в привидение в день рождения наряжаться не нужно.
К а р л с о н. Ну, я же доброе привидение, очень смешное.
Д о м о в е н о к. Я думаю, что ребята приготовили именинникам свои сюрпризы. Это творческий подарок – поздравление песней, стихотворением, танцем и даже игрой.
К а р л с о н. Вот здорово!
Ребята, желающие поздравить, выходят на сцену и демонстрируют приготовленный номер художественной самодеятельности.
К а р л с о н. Ребята, вы, я думаю, все любите хорошие новости, да? Тогда я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Разные новости», потому что новости бывают не только радостные, но и грустные. Если новость радостная, вы все кричите «Ура!» и громко хлопайте в ладоши, если грустная – кричите «У- у» и топайте ногами, договорились? Тогда начали.
– У вас сегодня день рожденья.
– Вам принесли коробку конфет.
– Вы открыли, а там ничего нет.
– Наконец-то начались каникулы.
– Вы пошли гулять.
– И вдруг пошел ливень.
– Вам под крышей пришлось целый час простоять.
– Потом вы смотрели мультфильмы.
Д о м о в е н о к. Я сейчас объявлю тоже хорошую новость. Мы продолжаем наши поздравления.
Проводится игра «Собери открытку».
От каждого отряда приглашаются по 2 человека. Участникам игры раздаются конверты, внутри которых разрезанные открытки. Задача ребят – быстро собрать все рисунки, чтобы получилась целая открытка, и громко прочитать поздравления.
К а р л с о н. Мне так понравилось у ребят на празднике. Я бы хотел, чтобы меня тоже поздравили с днем рождения.
Д о м о в е н о к. Не переживай, мы тебе подготовим самый большой подарок, испечем самый большой торт, пригласим много друзей.
К а р л с о н. И у меня будет настоящий день рождения?
Д о м о в е н о к. Конечно!
К а р л с о н. Я сейчас хочу прочитать мое любимое стихотворение, но если я вдруг забуду, вы мне, ребята, помогите. Хорошо? Только подсказывайте дружно.
Я захотел устроить бал,
И гостей к себе… (позвал).
Купил муку, купил творог. Испек рассыпчатый…(пирог).
Пирог, ножи и вилки тут, Но что- то гости не… (идут).
Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не… (нашли).
Д о м о в е н о к. Ты съел весь пирог?
К а р л с о н. Нет, я бы поделился с гостями, но почему- то это стихотворение – мое самое любимое.
Д о м о в е н о к. Карлсон, ты очень вовремя заговорил о праздничном угощении.
Звучит музыка, в зал вносят большой пирог.
В с е. С днем рождения!
Д о м о в е н о к. А сейчас…
К а р л с о н. А сейчас мы всех приглашаем на праздничное чаепитие и танцевальную программу.
Развивающие игры
Внимание друг на друга!
Вариант 1. Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид одного из присутствующих – детали одежды, прическу, обувь и т. д.
Вариант 2. Всех участников просят разбиться по парам и встать спиной друг к другу. Ведущий обходит всех участников и задает каждому по одному вопросу о напарнике (о внешности, об одежде и т. д.).
Разведчик
Выбирается один из участников – «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» – и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить все. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем- то другом. После того «разведчик» открывает глаза; его задача – обнаружить все перемены.
Тень
Участники работают в парах. Необходимо проиграть роли – двое идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шага сзади. Второй участник – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого участника, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из- под руки и т. п.
Калейдоскоп
Все игроки выстраиваются полукругом. Водящий становится лицом к участникам, и игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится.
Муха
Для этой игры потребуется доска с расчерченным на ней девяти-клеточным игровым полем 3 на 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После этих разъяснений начинается игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто- то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
«Муха» требует от участников постоянной сосредоточенности: стоит кому- то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем- нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.
Радуга, радуге радуйся
Радуга
Разбивка в этой игре на команды происходит по цветам радуги, таким образом, получается семь команд.
1. Красный конкурс
В старину на Руси красивых девушек называли – крсна двица. Вот и в этом конкурсе команды попробуют нарисовать красивый портрет.
На планшетах крепятся 2 листа ватмана, по одному для каждой команды. Команды выстраиваются в шеренгу, каждой дается по маркеру. По команде ведущего игрок от каждой группы подбегает к мольберту и рисует один элемент головы, затем возвращается, передает маркер следующему и т. д. Задача команд, соблюдая пропорции и используя полученные знания, – создать наиболее интересный образ.
2. Оранжевый конкурс
Из каждой команды выбирают по одному человеку (назовем его командиром), остальным членам команды дается след. Задание: каждый участник должен написать по одному слову, которое начинается на букву «о». Участники не должны писать одинаковые слова, и их не должны слышать командиры. У командиров такое же задание: слов должно быть по количеству участников группы. По количеству совпавших слов даются очки.
3. Желтый конкурс
Желтый цвет – это цвет звезд, поэтому конкурс связан со «звездами» нашей эстрады и телевидения. Создайте коллективный портрет «звезды» ХХ столетия. Для этого соберите различные фотографии из журналов, свои снимки, фотографии из семейных альбомов, на которых запечатлены самые разные лица. Зрительный ряд может быть дополнен краткими подписями, эссе, стихами, размышлениями.
4. Зеленый конкурс
Проведем озеленение игровой площадки – каждая команда по очереди называет любое растение. Конкурс ведется на выбывание, как только какая- либо команда не сможет назвать растение – она выбывает из данного конкурса.
5. Голубой конкурс
В известном всем мультике «Голубой щенок» все познакомились с необычной расцветкой такого животного, как собака. Для этого конкурса каждой команде дается голубой шарик, из которого они должны сделать матрешку. Для этого приготовлены воздушные шарики и платки. Задача участников эстафеты: укрепить на шарике платок; нарисует один глаз и одну бровь и т. д.
Нужно просчитать элементы рисунка, чтобы все участники были задействованы.
6. Синий конкурс
Синий цвет – это цвет неба, цвет космического пространства. И следующий конкурс – комический цирк. Задание командам находится в воздушных шариках. Команда лопает один из шаров, читает задание и готовится.
– дрессированные хищники;
– клоуны;
– фокусники;
– канатоходцы;
– жонглеры;
– собачки-математики;
– верховые наездники.
7. Фиолетовый конкурс
Ну а последний конкурс будет интеллектуальным. Командам задаются вопросы (по очереди каждой команде), они должны как можно быстрее на них ответить.
В е д у щ и й. Я задаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы стараетесь определить, верно это или нет.
В Японии ученики на доске пишут кисточкой цветными чернилами? (Да.)
В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет.)
Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да.)
Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да.)
В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да.)
В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет.)
Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги.)
Если пчела ужалит кого- либо, то она погибнет? (Да.)
Пауки питаются собственной паутиной? (Да.)
В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет.)
На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать.)
Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой? (Да.)
Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами? (Да, это единственная роскошь, которую они себе позволяли.)
Мыши, подрастая, становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов.)
Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки.)
Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? (Да.)
Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью.)
Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да.)
В некоторых местах люди по- прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды.)
Летучие мыши могут принимать радиосигналы? (Нет.)
Совы не могут вращать глазами? (Да.)
Лось является разновидностью оленя? (Да.)
Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет.)
Дельфины – это маленькие киты? (Да.)
Рог носорога обладает магической силой? (Нет.)
В некоторых странах жуков- светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да.)
Мартышка обычно бывает размером с котенка? (Да.)
Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Да.)
Дуремар занимался продажей лягушек? (Нет, пиявок.)
Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Да.)
Радугу можно увидеть и в полночь? (Да.)
Больше всего репы выращивают в России? (Нет, в Америке.)
Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом – кладет ему хобот в рот? (Да.)
Настоящее имя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет, Ганс.)
В медицине диагноз «синдром Мюнхгаузена» ставится пациенту, который много врет? (Нет, такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желание лечиться.)
Рост Конька- Горбунка составляет два вершка? (Нет, три.)
Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995 году заняли туфли на высоком каблуке? (Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков.)
Праздник цветов
Праздник цветов
Ведущие праздника: Садовник и Цветочница.
Ц в е т о ч н и ц а.
С неба радуга-дуга опустилась на луга,
В саду солнышко играет, оживилось все кругом,
И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.
С а д о в н и к.
Цветы цветут – их море, Красивее их нет. Я рано вышел в поле Собрать большой букет. Звучит музыка. Девочки- цветы танцуют «Вальс цветов».
Р о м а ш к а.
Я белая ромашка, В середине желтый цвет. Возьми меня с собою – Украшу твой букет.
К о л о к о л ь ч и к.
Колокольчик я лиловый, Расту в тени лесной, И в просеке сосновой Киваю головой И меня возьми с собой.
М а к. Я – красный мак, как алый флаг.
Меня не взять нельзя никак.
А н ю т и н ы г л а з к и.
Мы в солнечной сказке,
Как бабочек стая,
Анютины глазки нас все называют.
Р о з а. За тонкий запах легких лепестков
Зовут меня царицею цветов.
Шипами стебель всех колоть готов, Ведь нет на свете розы без шипов.
В с е ц в е т ы.
Собрались мы и весело заводим хоровод,
Поем мы хором песенку,
Поляна вся цветет. Поют «Цветочную песенку».
В с е ц в е т ы (говорят хором). Ребята, выращивайте цветы, украшайте ими наши города и поселки, свои школы и дома.
Ц в е т о ч н и ц а. А вы хорошо знаете цветы и все о них? Вот мы сейчас и проверим.
I. Конкурс юннатов
От команд выходят по одному представителю. Им по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху определить цветок.
II. Конкурс «Час цветов»
Поднимите табличку с номером того цветка, о котором идет речь в каждом из сообщений.
В 1500 году в Италии в окрестностях города Компанья епископ Паулиний как- то утром на прогулке созерцал красоту природы. Красота цветов привела его в умиление, он стал просить Господа, чтобы тот послал ему какое- либо знамение. И вдруг епископ услышал, как под легким ветерком цветы начали тихонько звенеть. Епископ счел это за божий знак повелел укрепить на вершине собора гигантское изображение этого цветка. (Колокольчик.)
Этот цветок называют «зеленым акробатом». Поначалу он, как и все растения, растет вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую- либо опору, он цепляется за нее и растет вверх. (Вьюнок.)
Для хлебороба этот цветок является злейшим врагом, он растет во ржи, засоряет посевы. (Василек.)
Существует так называемый «язык цветов»: присутствие в букете какого- то цветка может заключать в себе определенное сообщение. Число цветов этого названия в букете указывает на час свидания. (Колокольчик.)
Настоящее название этого цветка – нивяник. Но мы в быту называем его другим словом, путая с цветком, очень похожим на этот. (Ромашка.)
Как гласит легенда, этот цветок появился на земле необыкновенным образом. Когда Афродита купалась в море, некие смельчаки решились подсматривать за ней. Рассерженный Зевс превратил их в этот цветок. (Анютины глазки.)
Этот цветок в разных уголках России носит разное название: котелок, звоночек, голубок, орлик, песочник, чеботочек. (Колокольчик.)
Этот цветок можно назвать королевой сада, однако сорвать его не так просто. (Роза.)
Элегантный цветок красного, белого, желтого цвета, одна луковица которого в XVII веке стоила целое состояние. (Тюльпан.)
Этот цветок растет в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия. По преданию, в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого легко рубили железо и камень. Были при этом легки и гибки. (Незабудки.)
Этот цветок – отличный медок. 1 га земли, усеянной этими цветами, может дать до 50 кг меда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье. Это настоящий кладезь витаминов. (Одуванчик.)
Цветок желтого цвета, настоящее имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к самому себе. (Нарцисс.)
III. Цветы – бюро погоды
Ботаники насчитывают до 400 растений- барометров. Их можно встретить всюду: в саду, в огороде, в поле, в лесу, на болоте.
Вьюнок – в солнечный день цветок открыт, в пасмурный – закрыт.
Клевер – если складываются листочки – жди бури.
Одуванчик – перед дождем складывает как зонтик, свой пушистый шар.
Мальва – перед наступлением дождя или непогоды закрывает свой граммофончик.
Кисличка – лесной барометр. Перед дождем листья опускаются, приближаются к стебельку, словно хотят спрятаться от ненастья.
Чертополох – в жаркую погоду колкий, а перед дождем не колется.
IV. Легенды о цветах
Василек
Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица- русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что голубой цветок- василек – Василий – рано или поздно придет в ее водяной дом. Но так и не дождалась; василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями. (Украинская легенда.)
Иван-чай
Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красной рубахе и любил большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чем- то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили: «Да это Иван, чай, там ходит». (В этой местности люди в свою речь вставляли вводное слово «чай».)
И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда у околицы вдруг появились невиданные ранее алые цветы, стали говорить: «Да это Иван- чай!» Так стали их называть. Кроме того, если это растение заварить кипятком, то получится приятный освежающий напиток. (Русская легенда.)
Маргаритки
Дева Мария, будучи ребенком, как- то смотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звездами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звезды стали земными цветами и она могла с ними играть. И как только звезды услышали это пожелание, отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звездочками – белыми цветочками. Дева Мария была восхищена, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут ее любимыми цветами и пусть называются цветами Марии – маргаритками. (Христианская легенда.)
Незабудка
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей- то слабый тонкий голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое- нибудь имя!»
Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких. (Древнегреческая легенда.)
Подснежник
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды. (Христианская легенда.)
Лилии
Фиванская царица Алкмена родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры – жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно обнаружила его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл, почувствовав в Гере врага, оттолкнул ее. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упали на землю и превратились в белоснежные лилии. (Древнегреческая легенда.)
Ландыш
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Люба-ве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали. (Древнерусская легенда.)
Анютины глазки
В венчиках Анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, желтый – удивления, фиолетовый – печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни Анюты, с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду, повстречала она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась в даль и тихо угасала от тоски. А когда умерла, на ее могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.
Фиалки
Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него.
И когда он почти настиг ее, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл ее от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил ее в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь. Возможно, этот цветок так бы и остался в небесных лесах и никогда бы не попал на землю. Но однажды юная Персефона, дочь Зевса и Деметры, рвала фиалки, выбирая для своего букета самые нежные и красивые. Тут- то к ней и подкрался бог мрачного подземного царства Аид и хотел похитить ее. Персефона бросилась прочь, прижимая к груди сорванные цветы, но Аид все- таки догнал ее. В испуге она выронила фиалки, и они упали не землю. Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков. С одной стороны, фиалка – знак печали и траура, с другой – символ весны и оживающей природы. (Древнегреческая легенда.)
V. Загадки о цветах
Золотая середина и лучи кругом,
Это может быть картина, солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке
На лугу цветок… (ромашка).
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок! (Незабудка.)
Ранним утром распускает Лепестки свои цветок, А как вечер наступает, Гасит красный огонек. Погляди-ка, погляди-ка Что за красный веерок? Это яркая… (гвоздика) Новый празднует денек.
Выглянул цветочек в полутьме лесной – Маленький разведчик, посланный весной; Пусть еще над лесом властвуют снега, Раз пришел разведчик – то пришла весна! (Подснежник.)
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый
В желтый сарафанчик,
И зовут его ребята
Просто… (одуванчик).
Всем бы ты, цветок, хорош, Да зачем ты портишь рожь! Приходи- ка лучше в сад, Вот обрадуешь ребят! (Василек.)
На солнечной опушке в траве стоит она, Лиловенькие ушки тихонько подняла. И тут поможет вам смекалка, Все зовут цветок… (фиалка).
VI. Викторина «Все о цветах»
Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок? (Данила- мастер, персонаж сказки П. Бажова.)
В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город? (Н. Носов. «Незнайка и его друзья».)
Герой, какой книги любил повторять слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…»? («Цветик- семицветик».)
От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок, Р. Киплинг «Маугли».)
Ботаники называют этот цветок виолой, а как он зовется в русском народе? (Анютины глазки.)
Как называют искусство составления букетов? (Икебана.)
Какой цветок первым произрастает на месте лесных пожарищ? (Иван- чай.)
Какая страна специализируется на выращивании тюльпанов? (Голландия.)
Для какой героини Г.Х. Андерсена цветок был местом постоянной прописки? (Дюймовочка.)
Какой цветок «украшал» плечо известной героини романа известного французского писателя? (Лилия, миледи. А. Дюма «Три мушкетера».)
В гербе какого государства можно увидеть цветок хризантема? (Япония.)
Древнеегипетский бог Осирис всегда изображался сидящим на цветке. Каком? (Лотос.)
Какой цветок является смыслом эгоцентризма? (Нарцисс.)
Название какого цветка взято на вооружение министерством внутренних дел? («Черемуха» – слезоточивый газ.)
Какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох.)
Какие цветы, по мнению Наталии Королевой, являются вестниками разлуки? (Желтые тюльпаны.)
Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале? (С.Я. Маршак, сказка «Двенадцать месяцев».)
Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак – сырье для производства опиума.)
Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (Нектар.)
Что собирался подарить любимой девушке Александр Барыкин, катаясь на экологически чистом транспорте? («Букет», песня на стихи Н. Рубцова.)
Как называется универсальное средство для определения степени влюбленности молодого человека в девушку? (Ромашка, цветок для гадания.)
Когда, по народным приметам и преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу. С 23 на 24 июня по старому стилю.)
VII. Цветочный этикет
Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)
Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям…)
Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)
Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)
Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)
Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9), при большем количестве – произвольное.)
В какой руке нужно держать букет? (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)
Покажите, как правильно держать букет. (Стеблями вниз, цветами кверху.)
Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)
На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, свадьба…)
Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные, с длинными стеблями, женщине – любые.)
С какими цветами лучше навещать больного? (С нежными, без резкого запаха.)
Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части нужно убирать; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более свисать.)
По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)
VIII. Стихи о цветах
Лютик
Звать его нам нечего, Он и сам придет, Расцветет доверчиво Прямо у ворот Солнцем залитой Лютик золотой.
Незабудки
Их видимо – невидимо, Не сосчитаешь их! И кто их только выдумал – Веселых, голубых. Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали И сделали цветок!
Одуванчик
Одуванчик золотой Был красивый, молодой, Не боялся никого, Даже ветра самого! Одуванчик золотой Постарел и стал седой. И как только поседел, Вместе с ветром улетел.
Ромашка
На лугу у той дорожки, Что идет к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке, Белый с желтеньким глазком. Я его сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела И жужжит, жужжит: «Не тронь!»