Выявление пригодности к танцу в исторической ретроспективе

Отбор детей и диагностика их способностей для занятий хореографией является важным и ответственным моментом подготовки будущих танцоров. Хочется отметить, что эта проблема отнюдь не нова. Разные эпохи и времена предъявляли свои определенные требования ко всем аспектам жизни человека, в том числе и к искусству, и, в частности, к искусству танца.

В исторической ретроспективе выявление пригодности к танцу происходило примерно следующим образом: например, во времена организации «Школы танцевания» в России в 1738 году придавалось большое значение внешности. Известно, что императрица Анна Иоанновна сама наметила из придворной челяди 12 красивых девочек и 12 стройных мальчиков. Вполне вероятно, сугубо профессиональные данные (шаг, выворотность, подъем, прыжок) не выявлялись, так как техника тех времен этого не требовала.

Известно, что классики хореографии придавали большое значение физическим данным, которые необходимы для обучения танцу. В далеком от нас XVIII веке теоретик и практик балетного театра Жан Жорж Новерр уделял выворотности большое значение. В своей знаменитой книге «Письма о танце и балетах», а именно в 12-ом «Письме», он писал: «Нет ничего более необходимого для хорошего танцовщика, чем выворотность – en dehors, и нет ничего более естественного для человека, чем обратное положение – en dedans». [1]. Далее в указанном «Письме» имеется высказывание Новерра о том, что танцовщик склонный к положению en dedans «всегда неловок и производит неприятное впечатление. Выворотность, напротив, придает непринужденность и блеск, сообщает грацию pas, позициям и позам». [1]

«Стопа – вот истинная опора всего механизма нашего тела» – писал в 12-ом письме Ж. Ж. Новерр. [1]. Человеческая стопа – это развившийся в процессе эволюции орган, при помощи которого можно стоять и перемещаться в пространств. Любая форма танца вызывает очень большую нагрузку на стопу; в классическом танце эта нагрузка особенно велика. Стопа должна быть сильной, более гибкой, и чувствительной как кисть руки. Функции ее в классическом балете выходят далеко за пределы свойственные стопе в естественных движениях. Таким образом, первоначальная форма стопы окажется или благоприятным или неблагоприятным фактором для обучения балету, она не останется неизменной.

Карло Блазис (1795-1878) в своем трактате «Полный учебник танца» (1830 г.) указывал на важное значение «выворотности», одного из непременных условий для овладения техникой танца. Он писал: «Никогда не преуспеет танцовщик, у которого ноги и верхней части слишком сближены и не обладают достаточной выворотностью: этот недостаток лишает танец главного очарования». Унего же мы читаем: «Кто посвящает себя танцу, самым внимательным образом должен изучить сложение и возможности своего тела раньше, чем приступить к ознакомлению с искусством, в котором нельзя отличиться, не обладая известными данными» [1, с. 103]. Карло Блазис писал, что «танцовщик должен выработать безукоризненный апломб, приводя в равновесие все части тела; таким образом он получит возможность удерживаться на одной ноге и грациозно выполнять аттитюды на обеих ногах».

Таким образом, уже в те далекие от нас XVIII и начало XIX века требовались определенные профессиональные данные. Однако классики хореографии не оставили нам секретов, как они выявляли эти данные.

Вопрос о методике отбора детей для обучения балету в нашей стране проявился после расширения сети балетных школ в бывшем Советском Союзе. Возникла потребность выработать и унифицировать правила приема и методику приемных экзаменов.

В конце 30-х, начале 40-х годов в стенах Ленинградского государственного хореографического училища началась серьезная работа по определению критериев и правил приема. Результатом этого стало издание пособия «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища», которое увидело свет в 1941 году. Его автор Н. А. Дембо разработала параметры медицинского обследования. Пособие является одним из лучших в этой области.

В 1963 году Министерством культуры и Московским академическим хореографическим училищем было выпущено «Методическое пособие по приему в хореографические училища» – авторы-составители: С. С. Холфина и М. Ф. Иваницкий – профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. В «Пособии» определена структура трех туров, которая существует и теперь в практике хореографических училищ.

Тарасов Н. И. – выдающийся педагог, замечательный методист, автор трудов по методике классического танца в книге "Классический танец" – 1971., кроме теории и методики классического танца, затронул проблему воспитания будущих артистов балета, коснулся проблемы профессиональных данных обучающихся и развития этих данных при обучении балету. Говоря о приеме детей в хореографические училища, автор писал: "надо принимать только с хорошей гибкостью, иначе успехи их будут всегда вымученными, посредственными, мало соответствующими профессиональному искусству".

В 70 - 80-е годы прошлого XX века проблема отбора детей для обучения балету неоднократно поднималась на страницах специального журнала «Балет», а также по этому вопросу были изданы несколько трудов. И. А. Баднин опубликовал книгу «Охрана труда и здоровья артистов балета» (1987г.), в которой имеется «Приложение», посвященное отбору детей в хореографические училища. В 1994 году издательство «ГИТИС» выпустило в свет труд кандидата искусствоведения Т. И. Васильевой «Тем, кто хочет учиться балету», в котором наряду с проблемами обучения классическому танцу рассматривался и вопрос отбора детей для обучения хореографии.


Наши рекомендации