Воспитание культуры личной безопасности

Воспитание культуры личной безопасности предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, экологическая, интерсоциальная, политехническая и физическая готовности. Поскольку моральные нормы влияют на все стороны общественной и личной жизни людей, необходимо заострить внимание на нравственном воспитании как основополагающем факторе становления личности вообще и воспитания личности безопасного типа, в частности. Однако в процессе воспитания роль системообразующего фактора играет мировоззренческая подготовка. В связи с этим, прежде всего, необходимо определить, в чем проявляется мировоззренческая готовность к безопасности. Формирование мировоззрения личности является исходным пунктом процесса воспитания готовности человека к безопасному или виктимному поведению. Специалисты в области криминалистики и психологии условно выдели две группы личностей:

1) виктимные личности (склонные быть жертвами, не способные обеспечить свою безопасность);

2) безопасные личности (способные использовать возможности безопасного поведения в различных условиях).

Виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей. Она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от человека мало что зависит; злой рок, несчастная судьба непременно приведут к жизненной катастрофе. Убежденная, что от беды не уйти, виктимная личность приближает трагическую развязку, допуская опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам и т.д. Мировоззрение виктимной личности выражено в поговорках “чему быть, того не миновать”, “от волка ушел, на медведя набрел” и т. д.

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения. При этом человек не абсолютизирует свои возможности, понимает, что не исключены ситуации, когда его теоретическая и практическая подготовка не смогут обеспечить полную безопасность. Ущерб, потери при не зависящих от человека обстоятельствах расцениваются и воспринимаются как неизбежное зло, с которым надо мириться в момент его возникновения. В то же время негативные события, проявившиеся разрушительные тенденции оцениваются как стимул для самосовершенствования, осмысления источников опасностей, путей их предупреждения и более успешного преодоления в последующей жизни. Мировоззрение такого человека сконцентрировано в таких русских поговорках, как “Бояться несчастья – и счастья не видать”, “Всяк сам себе и друг, и недруг”, “Сам заварил кашу – сам и расхлебывает” и т.д. (А.М. Якупов).

Психологами установлено, что безопасность является коренной потребностью человека. Источники активной жизнедеятельности - базовые потребности. Общепризнанна классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу (рис. 1). Они размещены в иерархическом порядке: потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших уровней.

Отметим, прежде всего, что потребность разумного человека в безопасности следует непосредственно за физиологическими потребностями, свойственными всем живым организмам. С позиций анализа проблемы безопасности можно также заметить, что удовлетворение каждой следующей потребности позволяет ещё и лучше удовлетворять предыдущие. Так, потребность в социальных связях – в объединении – возникает не только после удовлетворения потребности в безопасности от непосредственных угроз, но и вызвана стремлением к повышению уровня этой безопасности. В сообществе человеку безопаснее. Потребность в уважении служит основанием для того, чтобы интересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобразования интересов сообщества в первые личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы. Следующей потребностью является развитие, а оно даёт в руки человека всё более эффективные инструменты обеспечения безопасности. Наконец, духовное развитие личности позволяет формировать в сознании высшие – общественные – ценности, в том числе безопасность сообщества. Получается, что все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности и служат ей. Именно поэтому она является коренной. Кроме того, из изложенного можно сделать важное для последующих выводов заключение: все сферы разумной жизнедеятельности человека, вызванной базовыми потребностями,

Воспитание культуры личной безопасности - student2.ru

Рис. 1. Базовые потребности человека [по А. Маслоу].

в конечном итоге имеютцелью обеспечение и повышение уровня его безопасности (по В.В.Сапронову, Л.М. Власовой, А.М. Якупову).

Любое животное реагирует на угрозу защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий. Анализом причин опасностей он может найти необходимые меры безопасности (предупреждение и защита) и выбрать наиболее эффективный вариант действий.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.

Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Содержание передаваемых накопленных человечеством всеобщих знаний и социального опыта новым поколениям людей немыслимо без передачи знаний, умений и навыков сохранения их жизни и здоровья. Наряду со всеми витальными потребностями (дыхание, утоление жажды и голода, противостояние холоду и перегреву, продолжение рода и т.д.) у всех живых организмов, в том числе у человека, всегда существовала одна из коренных потребностей – потребность в обеспечении своей безопасности и безопасности своих потомков (рис.1). Поэтому человек постоянно решал проблему подготовки подрастающего поколения к безопасной жизни и деятельности, т.е их обучения, научения, приучения и воспитания в области БЖД. Примерно до середины ХХ века в абсолютном большинстве стран образовательные программы не предусматривали специальный предмет, раскрывающий вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В результате технической революции и научно-технического прогресса, человек и человечество настолько изменили среду своего обитания, что она и ее составляющие при определенных условиях стали опасными для самого создателя. На первый взгляд кажется, что существует какой-то парадокс: чем лучшие условия обитания человек создает сам себе, тем опаснее становится эта среда для его же обитания. Но это лишь кажущееся явление, а реально - никакого парадокса нет. Это проявление одного из основных законов диалектики - «единства и борьбы противоположностей».

Таким образом, можно сделать следующий вывод: «созданная человеком среда», обладающая любым видом энергии или их совокупностью, порождает «опасность», а «опасность» должна снижать уровень энергетического потенциала «создаваемой человеком среды». Это и есть основное диалектическое противоречие природы опасности. При этом под словом «среда» подразумевается любые результаты деятельности человека, представляющие собой элементы (элемент) этой среды или их совокупности (подсистемы), или вновь созданные отдельные системы (систему), состоящие из этих подсистем и элементов (или в совокупности с уже существующими) и имеющими собственные вновь образованные структуры.

Импульсом, приводящим к началу разрешения противоречия, может быть как материальная или энергетическая субстанция, так и интеллектуальная (например, приказ командира на разрушение обороны противника).

Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Человеку, при создании любых новых систем, необходимо не только знать законы возникновения, развития и свертывания опасности, но уметь и желать всемерно и постоянно использовать свои знания в обеспечении безопасности путем создания систем защиты, т.е. энергетически, вещественно, информационно или векторно-силовым способом, интеллектуально и т.п. уметь противостоять создаваемой им же опасности. Очевидно, что свои опыт и знания в области БЖД человек должен и обязан использовать при проектировании, создании и эксплуатации любых новых систем – будь то предметы быта или производственное оборудование, новые вещества или технологии, в том числе информационные и коммуникационные; конструкции или сооружения, произведения искусства или результаты научных открытий или результаты других видов творчества. То же, в полной мере, касается и при использовании природных ресурсов и природной среды, интеллектуальной собственности или информации. И все это особенно жизненно важно, когда речь идет о воспитании подрастающего поколения.

В рассматриваемом аспекте проблемы безопасности система передачи новому поколению знаний, умений, навыков обеспечения безопасности и воспитания ответственности за свои поступки и деяния (формирование осознанного желания и потребности не допустить опасности), определяется как одна из основных и фундаментальных подсистем всей системы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности. В этой связи будет правильным определить проблему подготовки человека к БЖД как комплексную, а точнее, как системную проблему (рис. 2).

Воспитание культуры личной безопасности - student2.ru *) В данном случае «среда» выступает в роли «социально-педагогической среды», с которой ребенок постоянно взаимодействует - проживает, обучается, воспитывается и т.п.

Рис. 2. Схема взаимодействия учителя, родителей и социально-педагогической среды с ребенком в процессе его подготовки к безопасной жизнедеятельности и формирования у него культуры безопасности (по А.М. Якупову)

Решение такой проблемы, включающей в себя и педагогическую, и психологическую, и социальную, и культурологическую, и морально-нравственную составляющие, должно осуществляться с обязательными учетом и опорой, как на существующие и известные достижения в области теории и практики естественных и гуманитарных наук, так и на инженерию и развивающуюся теорию безопасности. При этом подготовка человека к БЖД не должна быть спонтанной (т.е. по мере необходимости). Процесс формирования культуры безопасности должен быть систематическим и непрерывным.

В этой связи А.М. Якупов предлагает рассмотреть принципиальную модель подготовки человека к БЖ. Ее базовыми и системообразующими компонентами являются:

- люди – обучающие (преподаватели и организаторы подготовки);

- обучаемые (различные группы и категории населения в зависимости от возраста, вида деятельности и социального статуса);

- образовательный процесс подготовки как обучающихся, так и обучаемых по соответствующему ему содержанию сквозному и непрерывному курсу «Безопасность жизни и деятельности человека»;

- учебно-методическая база, средства обучения, в т.ч. технические;

- образовательные технологии;

- система пропаганды и агитации изучаемого курса и его содержания (в системе обязательны СМИ);

- правовое, научное и финансовое обеспечение.

Курс «БЖД человека» представляется как непрерывный образовательный процесс, охватывающий все население и состоящий из последовательной подготовки детей дошкольного возраста (программа «Элементарные знания и навыки безопасной жизнедеятельности дошкольника» - «ЭБЖД» - нулевая ступень), учащейся молодежи (учебный предмет и программы «ОБЖ» (первая ступень 1-4-е классы, вторая – 5-7, третья – 8-9-е, четвертая – 10-11-е классы и «БЖД» - пятая ступень), работающего населения (программа «БЖДР» - шестая ступень), домохозяек, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан (программа «БЖДП» - седьмая ступень).

Данный процесс - программируемый и управляемый его организаторами. В качестве алгоритма программы (сценария хода всего процесса) выступают требования существующей реальности к подготовке человека к БЖД, а в качестве самой программы – содержание курса: его общий тематический план и программа, программы предметов вышеназванных ступеней подготовки, определяемые руководителями данной подготовки. Последние являются звеном управления процессом. Организаторы процесса – это его исполняющее звено.

Содержание всего курса и его предметов «ОБЖ» и «БЖД» должно быть интегрированным и построенным на базе всех без исключения науках, которые известны человечеству, так как каждая из них отражает определенную грань окружающего нас мира и только при условии системного и комплексного использования знаний в органическом единстве данных различных наук мы можем с определенной степенью относительности и точности говорить о целостном понимании человеком и человечеством окружающего мира и опасностей в нем. Поэтому одними из основных и фундаментальных элементов системы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности, формирования у него культуры безопасности должна явиться совершенно новая концепция курса «БЖД человека» и его составных частей - предметов «ОБЖ» и «БЖД».

В современных условиях модернизации российского образования, на фоне таких обязательных принципов построения процесса образования как системность, непрерывность, систематичность, научность, практичность (прикладное назначение), универсальность и др., особую роль в определении содержания кур-

са «БЖДЧ» должен сыграть хорошо известный и часто применяемый в образовательных технологиях принцип межпредметных связей. Речь идет о внесении соответствующих дополнений в существующие программы предметов, изучаемых в образовательных учреждениях всех уровней, в виде составляющих прагматичного толка - их прикладных разделов. Содержание курса «БЖД» не может представлять собой только обыкновенный и простой набор или перечень определенных и жизненно необходимых правил и т.п. По мнению А.М. Якупова, содержание необходимо строить по совершенно новым принципам, которые и должна разработать и установить новая, но уже заявившая о себе во весь голос, наука «Безопасность жизнедеятельности». Без научно обоснованного и системного подхода к решению этой проблемы подготовку человека к безопасной жизни и деятельности, а значит и формирования культуры безопасности у него и общества в целом не решить.

В системе непрерывной подготовки подрастающего поколения к БЖД необходимо выделить несколько этапов, которые согласуются с возрастными периодами развития детей и подростков. И это закономерно, так как дети в разных возрастных периодах по-разному ощущают и воспринимают окружающий их мир, понимают его и выстраивают свое индивидуальное отношение к нему. Поэтому предлагается «ОБЖ» разделить на четыре ступени.

Сегодня, пожалуй, нет таких сложных и до конца еще не освоенных предметов в отечественной системе образования, какими являются относительно новые и достаточно молодые предметы «ОБЖ» и «БЖД». Их освоение касается не только учащихся и студентов. Полный объем знаний курса «БЖД человека» необходимо освоить, в первую очередь, учителям и преподавателям, а также руководителями образовательных учреждений, и, конечно же, руководителям и представителям органов управления образованием. Если первым знание предметов «ОБЖ» и «БЖД» необходимо для организации процесса образования в рассматриваемой нами области БЖД непосредственно в стенах учебного заведения, то последним - для принятия соответствующих решений по организации учебного процесса в целом по курсу «БЖД человека» во всей системе образования страны, в ее субъектах федерации и их административных образованиях. Это необходимо им, прежде всего, для обеспечения безопасности образовательных учреждений.

2.2.3. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса в области БЖ

В нашей жизни всегда существовали, и будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Поэтому одним из ключевых направлений в решении проблемы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности (БЖ), по мнению А.М. Якупова является учебно-воспитательная, пропагандистская и агитационная деятельность по формированию культуры безопасности. Проблема подготовки человека к БЖ определяется необходимостью обучения не только правилам безопасности, но и, что особенно важно, правилам безопасного поведения в быту, на отдыхе, в учреждениях, на транспорте, на природе, в местах массового пребывания людей и т.д. Таким образом, перед педагогами на пути формирования культуры безопасности подрастающего поколения стоят следующие цели и задачи.

· Сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни в неблагоприятных и опасных условиях, обучить умению оказывать само- и взаимопомощь.

· Сформировать у учащихся положительное отношение к проблемам безопасности, дать детям понимание общей логики безопасности, научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случаях их возникновения.

· Обеспечить современный, научно обоснованный уровень знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на основе комплексного междисциплинарного подхода с целью решения триединой задачи, состоящей из идентификации опасностей окружающего мира, реализации профилактических мероприятий и мерах защиты от остаточного риска.

· Ознакомить учащихся с медико-биологическими, психологическими аспектами безопасности жизнедеятельности, с различными ситуациями локального характера, связанными с нарушением экологического равновесия.

· Обучить ребят практическим навыкам по использованию различных средств и методов для профилактики и ликвидации опасностей, возникающих в повседневной жизни, различных экстремальных ситуациях в природных и городских условиях.

· Научить детей систематизировать научные знания по вопросам БЖ и эффективно применять их в повседневной жизни, учитывая все виды опасностей, оценивая различные жизненные ситуации, свои возможности, предпринимая грамотные действия по защите себя и окружающих.

Основой образовательной концепции БЖ профессор О.Н. Русак считает три взаимосвязанные задачи в области БЖ:

1) идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количественных характеристик и координат опасностей.

2) защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

3) ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных (нежелательных) последствий.

Педагогическая деятельность имеет свою специфику, так как требования к безопасности в деятельности детей, учащихся, студентов имеют повышенный уровень. Для создания здоровых и безопасных условий на различных занятиях обучаемым необходимо знать, а учителю (воспитателю) научить их решать 3 блока взаимосвязанных задач, образующих единую для всех категорий обучаемых методику обеспечения безопасности.

При изучении различных предметов в школе эти блоки следующие.

1. Выявление, распознавание (идентификация) опасностей, которые могут иметь место в определенной деятельности: опасности, связанные с объектом; исходящие опасности от инструмента, приспособлений, оборудования, от приемов деятельности и от окружающей среды и обстановки.

2. Выходы из опасных ситуаций (предупреждение опасностей, исключение их причин). Исходя из идентификации опасностей предыдущего блока, анализируются, предлагаются и осуществляются профилактические мероприятия, исключающие причины и риск реализации опасностей. Подготовка инструмента проводится в соответствии с антропометрическими данными детей. Применение приспособлений и оборудования ведется согласно нормам охраны труда (ОТ) и техники безопасности (ТБ). Организация рабочего места осуществляется по законам эргономики, работа ведется с правильной координацией движений (сила, скорость), выполняя требования ТБ. Следует соблюдать нормы, требования санитарии и гигиены, пожарную безопасность.

3. Ликвация последствий остаточного риска (опасностей).

- Создание условий, планов проведения мероприятий, исключающих опасности.

- Характеристика отрицательных последствий опасностей, моделирование ситуаций, построение деревьев: опасностей, причин, последствий.

- Осуществление мероприятий по устранению последствий остаточного риска.

- Обучение оказанию первой помощи пострадавшим и расследование несчастных случаев.

В данном блоке проводятся социальная и экономическая оценка отрицательных последствий опасностей. Проводится сбор информации, накопление статистических данных; рассчитывается экономическая эффективность организационных мер по успешной ликвидации последствий; проводится обучение поведению людей в экстремальных условиях.

Сверхзадача современного образования – способствовать ускоренному воспроизводству нового, еще более мощного интеллекта, способного справиться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и человечества.

Принципы воспитания БЖ

1. Принцип благотворительного взаимодействия ЧЕЛОВЕК-СРЕДА основывается на широко известном понятии: "Не навреди''. Каждое действие должно основываться на научных исследованиях, анализе психологов, экологов и других ученых.

2. Принцип системностиявляется основой концепции образования БЖД. Необходимо рассматривать безопасность в комплексе закономерно связанных явлений и устанавливать определенную последовательность этих процессов (опасности - причины - последствия).

3. Принцип социальной безопасности определяет благоприятное воздействие общественных явлений в индустрии, семье, политических отношениях и т.д. Непременное выполнение норм, правил, требований безопасности.

4. Принцип пронизывающей безопасности должен стать обязательным элементом деятельности детей, родителей, педагогов, воспитателей. Родители с раннего детства должны объяснять суть явлений, опасности, таящейся в окружающем мире. Этому должны помочь школы для молодых родителей.

Педагоги, логопеды и воспитатели в своей учебно-воспитательной деятельности должны на занятиях с детьми, учащимися, студентами, курсантами, независимо от изучаемых дисциплин и предметов, сообразовывать образовательные вопросы с безопасностью.

5. Принцип гуманизации и демилитаризации общества опирается на общечеловеческие принципы взаимоуважения, равенства наций, справедливости в человеческих отношениях, заботе о благе людей, создания условий для здорового образа жизни.

6. Принцип самоорганизации безопасности жизнедеятельностиоснован на функционировании системы"Информация - организация - управление". В случае деформации или отсутствия любого компонента наступает явление энтропии (хаоса) в действии системы (Абдеев Р. "Философия цивилизованного мира", 1994). Необходимо во взаимодействии с внешней средой сформировать стиль действия - основу самопрограммирования психики, саморегуляции и самоорганизации.

2.2.5. Методологическая основа формирования культуры безопасности

Формирование культуры безопасности у подрастающего поколения опирается на общепризнанные научные теории образования, вместе с тем имеет свою специфику. Признанной методической базой изучения БЖ является системный анализ, это признано учеными всего мира и нашей страны.

Методология воспитания БЖ вытекает из целей и принципов учебно-воспитательного процесса, использует все компоненты накопленного мирового опыта по вопросам воспитания. За базу принимаются гуманистические компоненты определения ''Концепций воспитания школьников в современных условиях", разработанной группой ученых: А.А.Бодалевым, З.А.Мальковой, Л.И.Новиковой, В.И.Додоновым и В.А.Караковским, Д.С.Лихачевым, а также концепцией Вальдорфорских школ: «совершенствование человека в благоговейном отношении к миру и разумном пользовании плодами цивилизации, возвращении миру утраченных природных даров» (Р.Штайнер).

Профессионализм педагога и его мастерство характеризуются знанием и умением применять эффективные методы обучения и воспитания. В сфере жизнедеятельности человека изначально заложена борьба за существование. Борьба со всем тем, что его породило, с живыми и неживыми природными составляющими необходимыми потребительскими компонентами для жизнедеятельности человека, Эта борьба приобретает уродливые формы если человек не анализирует ситуацию, не прогнозирует последствия, не рассматривает закономерности связанных друг с другом, явлений, предметов и т.п. Это приводит к нарушению экологических систем, к созданию опасных ситуаций, к риску разрушения живых организмов, в том числе человека и природы. Недостаточность разумной жизнедеятельности человека приводит к негативным последствиям. Очевидно, что необходимо воспитаниебезопасности разумачеловека.

Только в этом случае будет обеспечена гармония в системе"человек-природа".В переносном смысле это означает, что"разум безопасности" (окружающий мир) и"безопасность разума" (деятельность человека) тождественны системе"человек-природа".

Необходимо создать условия в образовательной деятельности и сделать возможным изучение теоретических основ безопасности не только непосредственно на уроках ОБЖ, но и на каждом уроке.

Дети не всегда принимают на веру слова взрослых, т.к. развитие собственных суждений зависит от индивидуальных ощущений, восприятия происходящего в окружающем мире. Понимание хорошего и плохого, опасного и безопасного должно пройти через разум взрослого и ребенка. Каждый воспитатель и педагог должен суметь создать творческую обстановку и развить проектную культуру своих питомцев в области безопасности. Возможности для этого не ограничены, т.к. рассмотрение существующих ситуаций или их прогнозирование даст возможность детям осуществлять их анализ, проводить исследовательскую работу, принимать самостоятельные решения и давать предложения по исключению опасностей и риска в любой деятельности. Это приведет в конечном итоге к созданию комфорта и гармонии существования человеческой и природной сфер в результате развития мышления.

Чтобы создать систему безопасности разума, в первую очередь необходимы хорошо обученные педагогические кадры новой формации, обладающие знаниями не только по избранной профессии, но и знающие основы безопасности жизнедеятельности.

Каждый метод обучения и воспитания может быть применим в определенной обстановке, согласуясь с условиями окружающей среды. В этом заключено искусство педагога, его находчивость, знание психологии, умение переключаться и ориентироваться в конкретных обстоятельствах.

Основные методы воспитания приводят в учебниках педагогики. Методы воспитания выступают в синтезе с видами воспитательной деятельности, соответствующими каждому этапу образовательного процесса: познавательного, игрового, художественно-эстетического и др.

Выделяют несколько групп методов воздействия на обучаемых.

1. Методы убеждающей речи, основанные на приобретении необходимых поведенческих навыков. Процесс приобретения знаний в данном случае базируется на аргументированности, подкрепленной фактами.

2. Наглядные методы, позволяющие осуществить возможность приближения к реальным жизненным ситуациям в области предотвращения негативных последствий.

3. Методы приобретения опыта путем целенаправленных заданий, создания экспериментальных ситуаций и т.п.

4. Методы анализа возможных прогностических идей и решений. По существующим различным способам выхода из опасных ситуаций необходимо выбрать наиболее эффективные, в соответствии со структурными и функциональными изменениями в существующих ситуациях.

5. Методы привлечения экспертов и специалистовдля получения специальной и дополнительной информации.

Каждый воспитатель должен уметь создавать творческую обстановку и развивать проектную культуру своих питомцев в области безопасности деятельности. Возможности для этого неограниченны, так как рассмотрение существующих ситуаций, их анализ, возможность безопасного функционирования, прогнозирования результатов, предложения по исключению опасностей и риска, созданию комфортных и гармоничных условий существования человеческих и природных сфер приводят к безопасному развитию мышления человека, то есть к безопасности разума.

На основе новых подходов к развитию и воспитанию личности методы воспитания должны способствовать определению путей взаимодействия БЖ с основами наук и деятельностью человека. Адаптация теории воспитания БЖ требует преодоления определенных трудностей. Основной трудностью является непонимание важности БЖ среди технократов, бюрократов, иногда и власть имущих. В качестве примера можно привести деятельность движения Гринпис, ведущего борьбу за сохранение окружающей среды. Те потери, которые несет наш народ в результате детской смертности, детского травматизма, потери здоровья детьми в результате бездушного отношения к этой проблеме взрослых, не должны оставаться незамеченными.

Результатом методического воспитательного воздействия в области безопасности является проектная культура мышления, благотворное взаимодействие живых и неживых сред, создание и функционирование комфортабельной техники и средств деятельности, не нарушающих экологию, здоровый образ жизни и всеобъемлющее понимание безопасности как образа жизни.

Наши рекомендации