Комбинированное занятие (урок)

Комбинированное занятие (урок) — тип занятия (урока), характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д.

В структуре комбинированного занятия (урока) выделяют следующие этапы:

организация учащихся к занятиям;

повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

работа по осмыслению и усвоению нового материала;

работа по закреплению изложенного материала;

работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

задавание домашнего задания.

Педагог может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
(ИТОГОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА,
ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЕГО УСВОЕНИЯ)

Типология заключительного занятия (урока) по итоговому обобщению и закреплению изученного материала, проверке степени его усвоения.В современной дидактике различают несколько вариантов проведения данного типа занятия (урока).

1) С фронтальными или индивидуальными (традиционными) видами работы в виде:

семинара (коллоквиума)

организационно-деятельной игры

познавательной (контрольной) игры

урока взаимопроверки.

2) С использованием новых ИКТ-технологий и других современных средств обучения:

видеоурок, телеконференция

компьютерное тестирование

урок с использованием тренажёров

лабораторная работа

коллективная работа в рамках телекоммуникационного проекта.

3) урок - защита творческих работ обучающихся:

учебно-исследовательская конференция

защита проектов.

Техническое оснащение занятий - что необходимо для реализации программы – списки (обычно, без указания их количества, но можно – и с указанием).

ПРИМЕР 1.Техническое оснащение занятий по программе
«Воспитание исследовательского таланта»

Предмет Оборудование и реактивы
Практическая картография Буссоль или компас, эккер, рулетка, полевой дневник, карандаш, транспортир, линейка, планшет с листами бумаги, визирная линейка, рулетка или мерная лента (10 метров), две легкие рейки длиной 2 м с сантиметровыми делениями, отвес, ватерпас (уровень), лопата , школьный нивелир.
Ботаника с основами геоботаники Костромской области Бланк геоботанического описания леса, список редких и охраняемых растений Костромской области, бланк геоботанического описания луга, определитель растений
Фауна Костромской области Лоток, небольшая лопата, рулетка или линейка, пинцет, 4%-й раствор формальдегида, эклектер Тульгрена, энтомологический сачок (стандартный или усовершенствованный, желательно, сшитый из скользкого материала), комплект матерчатых мешочков с тесемками (размером 10x15 см), энтомологическая морилка (банка 0,5-1,0 л с полиэтиленовой крышкой), заправленная медицинским эфиром или хлороформом (замаривающей жидкостью пропитывается вата, прикрепленная к нижней стороне крышки морилки), 6-8- кратный полевой бинокль, ручной электрический фонарь, блокнот(полевой дневник), схема маршрута, простой карандаш, часы, , небольшой топорик (иногда, для затесов).
Основы экологической химии Основы гидрологии и гидробиологии Раствор хлорида марганца ( II ), раствор гидрооксида натрия с иодидом калия, серная кислота, водный раствор иодида калия, раствор крахмала, раствор тиосульфата натрия, прибор для отбора проб, пипетки: на 100 см 3 , на 1 см 3 шт, колба коническая на 250 см 3 , бюретка на 25 см 3 , капельница на 25 см 3 , штатив с лапкой, раствор гидроксида натрия, раствор фенолфталеина в спирте; раствор сегнетовой соли в воде, соляная кислота, водный раствор метилоранжа и др.
Основы палеонтологии и минералогии Молоток, лопата, рулетка, лупа, весы с разновесами, нож, мешочки для образцов почв, стандартный набор сит, жесткая кисточка, фарфоровая ступка с пестиком, цветные карандаши, рисовальная бумага, блокнот, колба 100 мл, пробирка, пипетка, дистиллированная вода, универсальный индикатор, раствор KCl молярной концентрации 0,1 моль/л.

ПРИМЕР РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ КОМИ РЭБЦ ФОРМЫ РАЗДЕЛА «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы «ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА»

Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу

Традиционное урочное занятие - основная форма организации учебных занятий по дополнительной образовательной программе «Экология города». Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. Занятие, как правило, делится на две части (два учебных часа продолжительностью 45 минут): теоретическую часть, реализуемую по структуре традиционного урочного занятия в течение первого учебного часа, и практическую часть (второй учебный час), - закрепление изучаемого материала. В основе такого занятия лежит организация рассредоточенного усвоения знаний и упражнений по выработке практических умений и навыков, развитию способностей учащихся. На практическом занятии детьми проводятся дидактические игры, выполняются практические задания и упражнения на закрепление материала (решаются задачи, составляются логические модели, реализуются творческие задания), тесты для самопроверки его усвоения.

Для структуры традиционного теоретического урочного занятия характерны следующие этапы:

  • Организация учащихся к занятиям.
  • Краткий фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по пройденному материалу.
  • Организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.
  • Проведение небольшой проверочной работы с последующим выставлением оценок учащимся.
  • Осмысление сделанного на занятии.

Виды традиционных урочных занятий, используемые в реализации дополнительной образовательной программы «Экология города».

  • Занятие изложения нового материала - один из типов урочного занятия по дополнительной образовательной программе «Экология города». Традиционная структура занятия изложения нового материала включает организационный момент, мотивацию к изучению данной темы, постановку целей, задач, собственно изложение нового материала, закрепление нового материала, подведение итогов занятия и Осмысление сделанного на занятии.
  • Занятие закрепления изучаемого материала - один из типов урочного занятия по дополнительной образовательной программе «Экология города». В основе такого занятия лежит организация рассредоточенного усвоения знаний и упражнений по выработке практических умений и навыков, развитию способностей учащихся.
  • Занятие самостоятельной работы – один из типов урочного занятия по дополнительной образовательной программе «Экология города» с использованием различных методов самостоятельной работы, на котором сами учащиеся в ходе работы могут добывать новые знания, или обобщать ранее полученные знания.
  • Занятие повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала – один из типов урочного занятия по дополнительной образовательной программе «Экология города» с использованием традиционной структуры организации урочного занятия или реализуемого по структуре комбинированного занятия.
  • Занятие проверки и оценки знаний, умений и навыков – может быть организовано как разновидность занятия самостоятельной работы (тестирование), но чаще – как занятие, организованное в форме коллективной творческой деятельности в малых группах (мастерские) или игры. В современной дидактике различают несколько вариантов проведения данного типа занятия: с фронтальными или индивидуальными (традиционными) видами работы и с использованием новых ИКТ-технологий и других современных средств обучения.

· Комбинированное занятие - тип урочного занятия, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урочного занятия можно выделить следующие этапы:

Организация учащихся к занятиям;

Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

Работа по осмыслению и усвоению нового материала;

Работа по закреплению изложенного материала;

Работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

Осмысление сделанного на занятии.

Педагог может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

  • Итоговое занятие – интегрированное урочное занятие итогового закрепления и обобщения знаний, проверки степени его усвоения. Используются разные формы. Форму итогового занятия выбирает педагог по своему усмотрению: это либо семинар, конференция или игра, на которых проводится публичная защита творческих работ обучающихся или иных их достижений.

Виды нетрадиционных форм занятий, используемые в реализации дополнительной образовательной программы «Экология города».

  • Экологическая акция. Экологическая акция есть публичная деятельностнаяформа проявления экологической активности индивида как члена общества и гражданина (социального субъекта). Экологическая активность – деятельностное участие социального субъекта в решении социально-экологических проблем, изменении и усовершенствовании управленческих структур, социально-экологических отношений, межличностных связей. Как правило, любая акция содержит не менее двух этапов. Первый этап – деятельностный (выполнение работы, предусмотренной целями и задачами акции). Второй этап – публичное оглашение итогов акции и доведение предложений участников акции до соответствующих управленческих структур.
  • Эколого-образовательное проектирование. Проектирование — это специальным образом организованная созидательная работа человека по преобразованию окружающей среды и самого себя. Проектирование в экологическом образовании предусматривает деятельность в области экологии — достижение образовательных целей через разработку экологической проблемы, завершаемой реальным оформленным результатом. Для решения дидактических и воспитательных задач образования важен не только сам результат проекта, сколько процесс его достижения учащимися, постепенное продвижение к замыслу, который изначально ещё необходимо создать. Применительно к дополнительному образованию проектирование в первую очередь связано с проектами обучающихся — продуктами учебно-исследовательской или иной творческой деятельности кружковцев. С точки зрения педагога, ученический проект — это организационная форма обучения, характеризующаяся целенаправленной деятельностью по нахождению способа решения проблемы. Ученический проект, с точки зрения учащегося, — это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
  • Игровое занятие. Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у кружковца формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в избранной области деятельности, учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Игровое занятие – это организованная игра, являющаяся особой формой педагогического процесса, - наиболее эффективный вид обучения, направленный на приобретение кружковцами знаний и умений, без которых невозможно их нормальное развитие. При подведении итогов реализации программы курса «Экология города» проводится ролевая игра «по станциям», в процессе которой создаются творческие проекты экологической тематики.

Педагогические (образовательные) технологии, методы И
Приёмы организации образовательного процесса

Наши рекомендации