Методы производственного обучения

Методы производственного обучения — способы сов­местной деятельности мастера производственного обучения и учащихся, в результате которой достигается усвоение уча­щимися определенных знаний, профес­сиональных умений и навыков и формируется мировоззре­ние учащихся.

Методы обучения определяют наиболее рациональные способы руководства познавательной деятельностью уча­щихся.

В дидактике не существует однозначного подхода к определению и классификации методов обучения.

Наибольшее применение в педагогической практике получили методы, классифицируемые по источнику информации: словесные, наглядные, практические.

Словесные методыпроизводственного обучения включают рассказ, объяснение, беседу, инструктаж, самостоятельную работу над технической литературой, письменное инструк­тирование.

Рассказ предусматривает систематическое, логическое, последовательное, относительно длительное изложение учебного материала. Рассказ следует вести по продуманному плану, обеспечив его тщательную подготовку. Рассказ иллюстрируется демонстрацией наглядных пособий, образцов материалов, инструментов и приспособлений.

Объяснение — метод, при котором используются рассуждения, вопросы к учащимся с выслушиванием их ответов. Метод объяснения близок к рассказу. При рассказах и объяснениях следует выполнять общепринятые требования к устной речи: правильное построение фраз, отчетливое, выразительное произношение.

Рассказ часто сочетается с объяснением. В таком случае можно его называть рассказом-объяснением. Целесообразно использовать приемы, активизирующие мышление учащихся.

Беседа — вопросно-ответный метод обучения. Характер­ной особенностью беседы следует считать непосредственное участие учащихся в изложении учебного материала, осно­ванное на их предыдущем опыте. Беседа позволяет видеть, как учащиеся усваивают излагаемый материал. К недостаткам беседы следует отнести то, что учащиеся часто могут отвлекаться от основной темы изложения. Для изложения одного и того же материала беседа займет больше времени, чем рассказ. В процессе беседы мастер производственного обучения задает учащимся вопросы различного характера для повторения, для выявления личного опыта учащихся для оценки того или иного факта.

Инструктаж как словесный метод в производственном обучении проводится перед выполнением практических заданий и работ.

Самостоятельная работа учащихся над технической литературой благоприятствует закреплению учащимися ранее приобретенных знаний и умений. Она применяется в порядке подготовки домашних заданий и в процессе производственного обучения при пользовании различными справочниками.

Наряду с устным инструктажем широко применяется как метод обучения письменное инструктирование (использование на уроках различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источником информации.

В ПО наибольшее применение находят инструкционные, инструкционно-технологические карты и учебные алгоритмы.

Наглядно-демонстрационные методы предусматривают демонстрацию наглядных пособий и показ трудовых приемов и операций.

С помощью демонстрации наглядных пособий у учащихся формируется конкретный образ технических объектов, технологических процессов. Применение данного метода позволяет осуществить чувственное ознакомление с изучаемым предметом или процессом. Наряду с демонстрацией различных плакатов, моделей большое значение имеет демонстрация действующего обо­рудования, инструментов, приспособлений, образцов изде­лий. Большое обучающее значение имеет применение тех­нических средств обучения. В отдельных случаях могут ограниченно демонстрироваться диапозитивы, кинофильмы, позволяющие наглядно показать различные сложные про­цессы производства.

Демонстрация (показ) трудовых приемов способствует правильному их выполнению. Она должна носить обучаю­щий характер. Мастера производственного обучения, преж­де всего, рассказывают, что они собираются показать, соче­тая показ с объяснением каждого своего движения и дейст­вия. Показ может сопровождаться демонстрацией нагляд­ных пособий, в том числе и плакатов. Большинство приемов при показе желательно выполнять в медленном темпе.

Процесс показа трудовых приемов можно представить в следующей последовательности:

1.Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе.

2. Показ приемов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах; расчленение приема на элементы и показ отдельных трудовых движений.

3.Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе.

Эффективность показа зависит от соблюдения ряда правил:

- создать положительную установку на качественное усвоение показываемого, убедить в практической значимости и важности изучаемых приемов;

- обеспечить хорошую видимость (место показа, освещенность, правильное расположение уч-ся у рабочего места);

- демонстрацию приемов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображены соответствующие положения рук, ног, пальцев, корпуса, инструментов, с использованием инструкционных карт и ТСО;

- практиковать попутный контроль восприятия показываемого, повторный показ трудных для восприятия приемов;

- сопровождение показа пояснениями.

Практические методы состоят в выполнении учащимися под руководством мастера различных упражнений.

Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования.

Весь процесс ПО нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у уч-ся основ профессионального мастерства. В этой связи упражнение является основным методом ПО.

В начальном периоде обучения выполняются упражне­ния по изучению трудовых приемов. Мастер показывает приемы, учащиеся наблюдают их, осмысливают и воспро­изводят эти приемы. Мастер проверяет правильность выпол­нения приемов и при необходимости дает дополнительные объяснения. Перед выполнением этих упражнений может появляться необходимость в выполнении подготовитель­ных упражнений для выработки правильной рабочей позы, умения держать инструмент, координации движений. Мас­тер, наблюдая за работой учащихся, своевременно оказы­вает учащимся помощь. Упражнения выполняются с соб­людением последовательности от простых приемов к более сложным. При выполнении упражнений для овладения трудовыми приемами могут применяться такие несложные приспособления, как датчики для проверки точности об­работки и др.

Упражнения в выполнении трудовых операций необходи­мы для освоения учащимися определенной законченной час­ти трудового процесса. В зависимости от особенностей вы­полнения трудовых операций могут быть использованы разнообразные приемы. Технические требования к детали, свойства обрабатываемых материалов, конструкции стан­ков и инструментов влияют на последовательность выпол­нения этих упражнений. Упражнения выполняются в таком темпе, который давал бы учащимся возможность постепенно овладевать скоростными навыками. Устанавливаются определенные нормы времени для их выполнения.

Для улучшения инструктирования учащихся им целесообразно выдавать рабочие чертежи, инструкционно - технологические карты, в которых определена последовательность работы.

Упражнения на тренажерах применяются для формирования основных навыков и умений при подготовке операторов-станочников, аппаратчиков различных производств водителей и машинистов машин, энергетических установок операторов вычислительных машин. Отдельные упражнения на тренажерах могут иметь конкретную, узкую направленность для формирования навыков ориентировки в приборах. Тренажеры должны иметь несложную конструкцию и создавать обстановку при упражнениях на них, близкую к реальной.

Тренажеры применяются как вспомогательные учебник технические средства для поиска неисправностей в аппаратуре, в ряде станков. К преимуществам использования тренажеров следует отнести эффективную подготовку учащихся к работе на сложном оборудовании в учебных помещениях, создание в учебных помещениях обстановки, аналогичной производственной.

Упражнения в выполнении учебно-производственных работ состоят в формировании сложных навыков, необходимых для выполнения работ по определенной профессии Мастера производственного обучения ориентируют учащихся на умение сочетать различные операции при изготовлении сложных изделий.

При выполнении таких упражнений усложняется инструктаж. Применяются вводные, текущие и заключительные инструктажи. Для выполнения подобных упражнений учащиеся могут распределяться по бригадам, с тем чтобы каждая бригада работала по определенному заданию.

Значение общегрупповых упражнений сохраняется в те случаях, когда встречаются новые и общие для всех учащихся приемы работы.

В связи с усложнением технологических процессов производства приобретают большое значение упражнения планировании технологических процессов. После изучении документации учащиеся самостоятельно изучают и намечают последовательность переходов и операций, подбираю инструменты.

Упражнения в управлении технологическими процессами выполняются для вооружения учащихся практичес­кими навыками управления.

Непосредственно на рабочих местах изучаются вопросы пуска, остановки агрегатов и регулирования.

Одним из методов развития самостоятельности и актив­ности учащихся следует считать самостоятельные наблюде­ния учащихся. Такие методы применяются в основном при обучении в цехах предприятий. В процессе наблюдения уча­щиеся находят ответы на поставленные мастером производ­ственного обучения вопросы. После выполнения наблюде­ний проводится итоговая беседа. Необходимо учесть огра­ниченность применения такого метода и внедрять его только при острой необходимости.

Учебно-производственная экскурсия предпринимается как организованное наблюдение под руководством мастера в цехах завода, лаборатории, на рабочем месте новатора в естественных условиях. Такие экскурсии обычно вызывают интерес учащихся, в особенности в первый период производ­ственного обучения. На экскурсиях учащиеся могут озна­комиться с организацией производства, вопросами техники безопасности. К проведению экскурсии мастера тщательно готовятся. Целесообразно выдавать учащимся задания для наблюдения. Для развития у них самостоятельности, ини­циативы и творческого подхода к обучению могут даваться производственно-технические задачи.

Наши рекомендации