Самостоятельной работы обучающихся
Виды самостоятельной работы:
Ø изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;
Ø конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя;
Ø подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
Ø написание эссе;
Ø решение тестов;
Ø выполнение заданий.
Формы текущего контроля:
v опрос;
v проверка и обсуждение в группе проверенных эссе;
v проверка конспектов;
v контрольная работа;
v тестирование.
Форма рубежного контроля – тестирование.
Форма промежуточной аттестации – экзамен
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Тема 1. История досудебного производства в России.
Вопросы для самоподготовки:
Зарождение следственной (розыскной) формы уголовного судопроизводства. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб». Законодательство Екатерины II о производстве следствия.
Дореформенное состояние следствия. Состояние дел в области расследования преступлений в Царской России накануне судебной реформы 1864г.
Создание института судебных следований 1860 г. и дальнейшее развитие дознания и предварительного следствия в пореформенной России. Судебная реформа 1864., ее значение и влияние на досудебное производство. Оценка состояния дел в области расследования преступлений в пореформенной России дореволюционными отечественными юристами.
Расследование уголовных дел в первые годы власти Советов. УПК РСФСР 1922 и 1923 г. Практика его применения до середины 20-х годов.
Реорганизация органов расследования в СССР во второй половине 20-х годов. Изменение соотношения между дознанием и предварительным следствием.
УПК РСФСР 1960 г., закрепленные в нем виды расследования преступлений. Дознание и предварительное следствие, их соотношение.
Концепция судебной реформы в РФ.
Современные трудности в расследовании преступлений.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Исторические модели досудебного производства».
6) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 1, 20-27,30-33, 36-50.
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 2. Досудебное производство в системе современного уголовного процесса.
Вопросы для самоподготовки:
Понятие, сущность и значение досудебного производства: система, структура и задачи (в науке уголовного процесса и в уголовном процессуальном законодательстве.
Вопросы методологических, теоретических и правовых оснований рассмотрения досудебного производства в качестве стадии уголовного процесса.
Характерные особенности досудебного производства.
Основания на разграничения досудебного производства.
Виды досудебного производства в современном уголовном процессе России.
Понятие, критерии и показатели эффективности досудебного производства.
Сравнительный анализ эффективности различных форм досудебного производства. Проблемы оптимизации досудебного производства.
Основные направления совершенствования формы досудебного производства. Вопрос о дифференциации досудебного производства.
Функциональная характеристика деятельности участников уголовного процесса в досудебном производстве.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Подготовка к тестированию;
4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Виды досудебного производства в современном уголовном процессе России».
5) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 1, 20-27,30-33, 36-50.
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 3. Возбуждение уголовного дела.
Вопросы для самоподготовки:
Вопрос о возбуждении уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного процесса с точки зрения теории и законодательства.
Концепция судебной реформы в РФ о стадии возбуждения уголовного дела.
Вопрос о понятии поводов к возбуждению уголовного дела в законодательстве и юридической литературе.
Что такое достаточные данные на этом этапе.
Особенности доказывания на этом этапе.
Способы доследственной проверки сообщений о преступлении. Законодательные пробелы.
Можно ли возбудить уголовное дело в отношении неустановленного лица?
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела- соответствует ли он правовым реалиям и правоприменительной практике?
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.
2) Выполнение творческих заданий.
3) Подготовка к тестированию.
4) Изучение международных актов; решений Европейского Суда по правам человека.
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты «Вопрос о возбуждении уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного процесса».
6) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 1-29, 39-42.
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 4. Актуальные проблемы предварительного расследования в российском уголовном процессе
Вопросы для самоподготовки:
Понятие стадии предварительного расследования, ее задачи, формы.
Соотношение предварительного расследования с другими стадиями уголовного судопроизводства.
Как соотносится расследование, исследование, раскрытие преступлений.
Формы предварительного расследования: проблемные вопросы.
Проблема дознания – нужно ли нам такое дознание.
Существующая система органов расследования и задачи дальнейшего ее совершенствования. Взгляды на пути совершенствования дознания и предварительного следствия при проведении судебной реформы и в юридической литературе.
Проблема повышения эффективности функционирования органов расследования. Задачи укрепления законности и гарантий прав личности в ходе дознания и предварительного следствия. Вопрос о системе предварительного следствия.
Процессуальные функции следователя и дознавателя. Основные требования теории организации.
Новое в системе следственных действий. Научно- технический прогресс и следственные действия.
Соотношение привлечения лица в качестве обвиняемого и привлечение к уголовной ответственности.
Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизия закона и ведомственная разобщенность.
Отдельные вопросы правоприменительной практики в условиях действия УПК РФ. Заключение под стражу. О введении института уведомления о подозрении. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. О форме обвинительного заключения (обвинительного акта).
О законодательных мерах по совершенствование деятельности органов предварительного следствия и дознания. О структуре органов предварительного следствия. О полномочиях прокурора. О полномочиях следователя. О процессуальных полномочиях руководителя следственного органа.
Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90- ФЗ и его роль в совершенствовании дознания.
Реальность и мифы российского института судебного доследования.
Изменение обвинения на предварительном следствии.
Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и принцип презумпции невиновности.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Изучение международных документов;
6) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Проект презентация «Формы предварительного расследования: проблемные вопросы»;
7) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 1-29, 39-42.
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 5. Вопрос о других формах досудебного производства.
Вопросы для самоподготовки:
Тенденция ускорения и упрощения досудебного производства.
Об отказе от стадии возбуждения уголовного дела.
Новые предложения Генеральной прокуратуры о сокращении досудебного производства (см. РГ от 16.01.08,с.1,6).
Проект Федерального закона № «О введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве».
Развитие альтернативных способов разрешения уголовно- правовых конфликтов.
Восстановительное правосудие.
Задания:
1) Изучение законодательства.
2) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
3) Выполнение творческих заданий;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Брейн-ринг «Восстановительное правосудие».
6) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 20, 23, 33, 36-37, 43-44, 45-48,55-56..
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 6. Проблемы процессуального статуса субъектов досудебного производства.
Вопросы для самоподготовки:
Процессуальное положение следователя как субъекта предварительного следствия.
О процессуальной самостоятельности следователя: история, современное состояние, перспектива развития. Вопрос об ответственности следователя. О его взаимоотношении с другими органами уголовного преследования. Критерии оценки его деятельности.
Процессуальное положение дознавателя как субъекта досудебного производства.
Ведомственный и судебный контроль за досудебным производством и его соотношение с прокурорским надзором.
Привлечение общественности к участию в производстве досудебного производства.
Задания:
1) Изучение законодательства, международных актов, решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека.
2) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
3) Выполнение творческих заданий;
4) Написание эссе;
5) Подготовка к тестированию;
6) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «О процессуальной самостоятельности следователя: история, современное состояние, перспектива развития».
7) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 20, 23, 33, 36-37, 43-44, 45-48,55-56..
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 7. Участие защитника на досудебном производстве
Вопросы для самоподготовки:
Достоинства и недостатки действующего российского законодательства о процессуальном положении защитника. Участие защитника в стадии предварительного расследования. Современное состояние и история вопроса. Участие защитника в доказывании.
Право защитника собирать доказательства.
Предложения о расширении участия защитника в стадии предварительного расследования.
«Параллельное » расследование защитника.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Подготовка к тестированию;
4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты ««Параллельное расследование защитника».
5) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 1, 20, 23-27, 31-32, 37-38, 46..
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 8. Непроцессуальная информация и ее значение в расследовании преступлении.
Вопросы для самоподготовки:
Оперативно – розыскная деятельность и ее значение в расследовании преступлений.
Соотношение между оперативно – розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием. Использование результатов ОРД в ходе доказывания по уголовному делу.
Взаимодействия между органами предварительного расследования и ОРД.
Возможности применения иных видов непроцессуальных данных. Особенности использования черновых записей, анонимных заявлений и писем.
О разграничении оперативно – розыскных мероприятий и провокации преступления (с учетом решений Европейского Суда по правам человека).
Частные сыскные агентства и охранные кооперативы. Компьютерная информация и возможности ее применения в процессе расследования.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Подготовка к тестированию;
4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дискуссия по поводу создания «единого» следственного аппарата;
5) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 8, 16, 20.
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 9. Организация следственного аппарата и перспективы его дальнейшего совершенствования
Вопросы для самоподготовки:
Полнота, реализации положений Концепции судебной реформы в действующем уголовно – процессуальном законодательстве.
Предпосылки создания следственного аппарата и порядок образования и организации деятельности следственных органов. Перспективы развития следственного аппарата в РФ.
Дискуссия по поводу создания «единого» следственного аппарата.
Оценка практической и научной состоятельности создания федеральной службы расследования.
Следственный комитет РФ.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Подготовка к тестированию;
4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Коллоквиум «Участие средств массовой информации в раскрытии преступлений»;
5) Подготовка к контрольной работе.
Нормативные правовые акты: 11, 20.
Материалы судебной практики: 1-4.
Тема 10. Опыт организации расследования в зарубежных странах
Вопросы для самоподготовки:
Основные тенденции развития досудебного производства в государстве СНГ.
Англо-американская модель досудебного производства по уголовным делам.
Европейская (континентальная) модель досудебного производства по уголовным делам.
Влияние типовых моделей досудебного производства на эволюцию данной фазы российского уголовного процесса.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Подготовка к тестированию;
4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Проект-презентация «Зарубежные модели досудебного производства по уголовным делам».
5) Подготовка к контрольной работе.