Самостоятельной работы обучающихся

Виды самостоятельной работы:

Ø изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;

Ø конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя;

Ø подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;

Ø написание эссе;

Ø решение тестов;

Ø выполнение заданий.

Формы текущего контроля:

v опрос;

v проверка и обсуждение в группе проверенных эссе;

v проверка конспектов;

v контрольная работа;

v тестирование.

Форма рубежного контроля – тестирование.

Форма промежуточной аттестации – экзамен

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Тема 1. История досудебного производства в России.

Вопросы для самоподготовки:

Зарождение следственной (розыскной) формы уголовного судопроизводства. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб». Законодательство Екатерины II о производстве следствия.

Дореформенное состояние следствия. Состояние дел в области расследования преступлений в Царской России накануне судебной реформы 1864г.

Создание института судебных следований 1860 г. и дальнейшее развитие дознания и предварительного следствия в пореформенной России. Судебная реформа 1864., ее значение и влияние на досудебное производство. Оценка состояния дел в области расследования преступлений в пореформенной России дореволюционными отечественными юристами.

Расследование уголовных дел в первые годы власти Советов. УПК РСФСР 1922 и 1923 г. Практика его применения до середины 20-х годов.

Реорганизация органов расследования в СССР во второй половине 20-х годов. Изменение соотношения между дознанием и предварительным следствием.

УПК РСФСР 1960 г., закрепленные в нем виды расследования преступлений. Дознание и предварительное следствие, их соотношение.

Концепция судебной реформы в РФ.

Современные трудности в расследовании преступлений.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Написание эссе;

4) Подготовка к тестированию;

5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Исторические модели досудебного производства».

6) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 1, 20-27,30-33, 36-50.

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 2. Досудебное производство в системе современного уголовного процесса.

Вопросы для самоподготовки:

Понятие, сущность и значение досудебного производства: система, структура и задачи (в науке уголовного процесса и в уголовном процессуальном законодательстве.

Вопросы методологических, теоретических и правовых оснований рассмотрения досудебного производства в качестве стадии уголовного процесса.

Характерные особенности досудебного производства.

Основания на разграничения досудебного производства.

Виды досудебного производства в современном уголовном процессе России.

Понятие, критерии и показатели эффективности досудебного производства.

Сравнительный анализ эффективности различных форм досудебного производства. Проблемы оптимизации досудебного производства.

Основные направления совершенствования формы досудебного производства. Вопрос о дифференциации досудебного производства.

Функциональная характеристика деятельности участников уголовного процесса в досудебном производстве.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к тестированию;

4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Виды досудебного производства в современном уголовном процессе России».

5) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 1, 20-27,30-33, 36-50.

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 3. Возбуждение уголовного дела.

Вопросы для самоподготовки:

Вопрос о возбуждении уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного процесса с точки зрения теории и законодательства.

Концепция судебной реформы в РФ о стадии возбуждения уголовного дела.

Вопрос о понятии поводов к возбуждению уголовного дела в законодательстве и юридической литературе.

Что такое достаточные данные на этом этапе.

Особенности доказывания на этом этапе.

Способы доследственной проверки сообщений о преступлении. Законодательные пробелы.

Можно ли возбудить уголовное дело в отношении неустановленного лица?

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела- соответствует ли он правовым реалиям и правоприменительной практике?

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

2) Выполнение творческих заданий.

3) Подготовка к тестированию.

4) Изучение международных актов; решений Европейского Суда по правам человека.

5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты «Вопрос о возбуждении уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного процесса».

6) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 1-29, 39-42.

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 4. Актуальные проблемы предварительного расследования в российском уголовном процессе

Вопросы для самоподготовки:

Понятие стадии предварительного расследования, ее задачи, формы.

Соотношение предварительного расследования с другими стадиями уголовного судопроизводства.

Как соотносится расследование, исследование, раскрытие преступлений.

Формы предварительного расследования: проблемные вопросы.

Проблема дознания – нужно ли нам такое дознание.

Существующая система органов расследования и задачи дальнейшего ее совершенствования. Взгляды на пути совершенствования дознания и предварительного следствия при проведении судебной реформы и в юридической литературе.

Проблема повышения эффективности функционирования органов расследования. Задачи укрепления законности и гарантий прав личности в ходе дознания и предварительного следствия. Вопрос о системе предварительного следствия.

Процессуальные функции следователя и дознавателя. Основные требования теории организации.

Новое в системе следственных действий. Научно- технический прогресс и следственные действия.

Соотношение привлечения лица в качестве обвиняемого и привлечение к уголовной ответственности.

Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизия закона и ведомственная разобщенность.

Отдельные вопросы правоприменительной практики в условиях действия УПК РФ. Заключение под стражу. О введении института уведомления о подозрении. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. О форме обвинительного заключения (обвинительного акта).

О законодательных мерах по совершенствование деятельности органов предварительного следствия и дознания. О структуре органов предварительного следствия. О полномочиях прокурора. О полномочиях следователя. О процессуальных полномочиях руководителя следственного органа.

Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90- ФЗ и его роль в совершенствовании дознания.

Реальность и мифы российского института судебного доследования.

Изменение обвинения на предварительном следствии.

Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и принцип презумпции невиновности.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Написание эссе;

4) Подготовка к тестированию;

5) Изучение международных документов;

6) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Проект презентация «Формы предварительного расследования: проблемные вопросы»;

7) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 1-29, 39-42.

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 5. Вопрос о других формах досудебного производства.

Вопросы для самоподготовки:

Тенденция ускорения и упрощения досудебного производства.

Об отказе от стадии возбуждения уголовного дела.

Новые предложения Генеральной прокуратуры о сокращении досудебного производства (см. РГ от 16.01.08,с.1,6).

Проект Федерального закона № «О введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве».

Развитие альтернативных способов разрешения уголовно- правовых конфликтов.

Восстановительное правосудие.

Задания:

1) Изучение законодательства.

2) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

3) Выполнение творческих заданий;

4) Подготовка к тестированию;

5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Брейн-ринг «Восстановительное правосудие».

6) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 20, 23, 33, 36-37, 43-44, 45-48,55-56..

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 6. Проблемы процессуального статуса субъектов досудебного производства.

Вопросы для самоподготовки:

Процессуальное положение следователя как субъекта предварительного следствия.

О процессуальной самостоятельности следователя: история, современное состояние, перспектива развития. Вопрос об ответственности следователя. О его взаимоотношении с другими органами уголовного преследования. Критерии оценки его деятельности.

Процессуальное положение дознавателя как субъекта досудебного производства.

Ведомственный и судебный контроль за досудебным производством и его соотношение с прокурорским надзором.

Привлечение общественности к участию в производстве досудебного производства.

Задания:

1) Изучение законодательства, международных актов, решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека.

2) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

3) Выполнение творческих заданий;

4) Написание эссе;

5) Подготовка к тестированию;

6) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «О процессуальной самостоятельности следователя: история, современное состояние, перспектива развития».

7) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 20, 23, 33, 36-37, 43-44, 45-48,55-56..

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 7. Участие защитника на досудебном производстве

Вопросы для самоподготовки:

Достоинства и недостатки действующего российского законодательства о процессуальном положении защитника. Участие защитника в стадии предварительного расследования. Современное состояние и история вопроса. Участие защитника в доказывании.

Право защитника собирать доказательства.

Предложения о расширении участия защитника в стадии предварительного расследования.

«Параллельное » расследование защитника.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к тестированию;

4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты ««Параллельное расследование защитника».

5) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 1, 20, 23-27, 31-32, 37-38, 46..

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 8. Непроцессуальная информация и ее значение в расследовании преступлении.

Вопросы для самоподготовки:

Оперативно – розыскная деятельность и ее значение в расследовании преступлений.

Соотношение между оперативно – розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием. Использование результатов ОРД в ходе доказывания по уголовному делу.

Взаимодействия между органами предварительного расследования и ОРД.

Возможности применения иных видов непроцессуальных данных. Особенности использования черновых записей, анонимных заявлений и писем.

О разграничении оперативно – розыскных мероприятий и провокации преступления (с учетом решений Европейского Суда по правам человека).

Частные сыскные агентства и охранные кооперативы. Компьютерная информация и возможности ее применения в процессе расследования.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к тестированию;

4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дискуссия по поводу создания «единого» следственного аппарата;

5) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 8, 16, 20.

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 9. Организация следственного аппарата и перспективы его дальнейшего совершенствования

Вопросы для самоподготовки:

Полнота, реализации положений Концепции судебной реформы в действующем уголовно – процессуальном законодательстве.

Предпосылки создания следственного аппарата и порядок образования и организации деятельности следственных органов. Перспективы развития следственного аппарата в РФ.

Дискуссия по поводу создания «единого» следственного аппарата.

Оценка практической и научной состоятельности создания федеральной службы расследования.

Следственный комитет РФ.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к тестированию;

4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Коллоквиум «Участие средств массовой информации в раскрытии преступлений»;

5) Подготовка к контрольной работе.

Нормативные правовые акты: 11, 20.

Материалы судебной практики: 1-4.

Тема 10. Опыт организации расследования в зарубежных странах

Вопросы для самоподготовки:

Основные тенденции развития досудебного производства в государстве СНГ.

Англо-американская модель досудебного производства по уголовным делам.

Европейская (континентальная) модель досудебного производства по уголовным делам.

Влияние типовых моделей досудебного производства на эволюцию данной фазы российского уголовного процесса.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к тестированию;

4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Проект-презентация «Зарубежные модели досудебного производства по уголовным делам».

5) Подготовка к контрольной работе.

Наши рекомендации