Педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью


Основная цель педагогической помощи родителям состоит в обучении их педагоги­ческим технологиям общения и взаимодей­ствия с ребенком.

Осуществляется эта работа по следую­щим направлениям.

1. Формирование готовности родителей к положительным формам общения и взаи­модействия со своим ребенком на занятиях и в быту

Чему учить родителей:

— наблюдать за ходом взаимодействия педагога и ребенка в процессе занятия;

— фиксировать в дневнике невербаль­ные и вербальные приемы взаимодействия взрослого с ребенком.

Как учить:

— проводить с родителями беседы;

— организовывать лекции, в ходе кото­рых родителей знакомят: с принципами обучения детей, имеющих нарушения в развитии (игровая форма занятий, исполь­зование наглядности при обучении, вовле­чение в практическую деятельность самого ребенка, воспитание привычек для пра­вильной организации любой деятельности ребенка, доступность предлагаемого мате­риала, доброжелательность и ласка по от­ношению к ребенку); с педагогическими условиями обучения и воспитания (органи­зации предметно-развивающей среды, спо­собов общения с ребенком), методами и приемами организации предметно-игровой деятельности ребенка;

— проводить беседы о целях занятия до его начала и о его итогах в конце занятия;

— демонстрировать « приобретения », до­стижения ребенка в ходе занятий (эмоции, жесты, действия с игрушкой);

— комментировать приемы взаимодей­ствия с ребенком;

— побуждать близкого взрослого словом и показом к включению в ход занятия;

— хвалить родителей.

2. Обучение родителей различным фор­мам общения со своим ребенком

Чему учить родителей:

— умению подбирать и использовать иг­ры для своего ребенка, учитывая его физи­ческие и познавательные возможности;

— повторять за педагогом невербальные и вербальные способы взаимодействия с ре­бенком в ходе игр и упражнений;

— проявлять активность и самостоя­тельность в совместных играх с ребенком;

— адекватно реагировать на нестандарт­ные ситуации, возникающие в ходе заня­тия.

Как учить:

— обучать родителей способам передачи ребенку общественного опыта: начиная от совместных действий и речевой инструк­ции, затем включая жесты и далее дейст­вия по подражанию, образцу и речевой ин­струкции;

— организовывать привлекательные для ребенка предметно-игровые действия с ис­пользованием любых известных средств их обозначения: крики, лепетные слова, ука­зательный и изображающие жесты, демон­страция самих предметов и действий с ни­ми, их графических изображений и т. д.;

— демонстрировать движения и дейст­вия, направленные на ребенка, что позво­ляет ему ощущать себя желанным для ро­дителей и стимулирует появление у ре­бенка чувства привязанности к близким взрослым.

3. Формирование у родителей умений взаимодействовать с другими детьми; орга­низовывать совместную игровую ситуацию

Практика коррекционной работы пока­зывает, что при регулярном включении ро­дителей в занятия они охотно принимают на себя роль партнера для своего ребенка в играх, предлагаемых педагогом.

Однако каждый из близких взрослых го­тов играть только со своим ребенком и не знает, как играть с чужим ребенком в паре.

Чему учить родителей:

— подражать эмоциям и действиям пе­дагога в ходе занятия;

— эмоционально реагировать на успехи своего и чужого ребенка;

— выполнять необходимые совместные игровые действия.

Как учить:

— сначала близкого взрослого обучают играть в паре со своим ребенком (например, вместе бросать мяч друг другу, затем дру­гому ребенку), далее просят поменяться и стать в пару к чужому ребенку;

— педагог показывает способы обраще­ния к детям: поочередно раздает игрушки, одновременно дает игрушки тому, кто пер­вый подойдет, демонстрирует эмоциональ­ную насыщенность речевых высказываний к детям и помогает родителям воспроизвес­ти ласковые слова в адрес другого ребенка;

— организовывают совместные со взрос­лыми групповые занятия, а также празд­ники.

В работе с родителями рекомендуется использовать следующие методы:

— беседа, консультация, лекция, показ занятия;

— включение матери в совместное вы­полнение упражнений в ходе занятий;

— наблюдение и конспектирование за­нятий педагога;

— подбор дидактического материала по каждому заданию;

— просмотр видеоматериалов;

— ведение дневника наблюдений за раз­витием ребенка;

— практические консультации по подбо­ру дидактических игрушек;

— организация поведения ребенка в спе­циально созданной предметно-развиваю­щей среде «Библиотека игрушек».

Общие рекомендации к педагогиче­ской работе с родителями

Во время беседы педагога с родителями, которая проводится в конце занятия, ана­лизируются выполнение ребенком домаш­них заданий, даются рекомендации родите­лям, например, вариативности приемов вы­полнения упражнений ребенком.

Так, знакомство детей с рисуночной де­ятельностью в домашних условиях можно продолжить на стекле, на доске, на рулоне бумаги (обои), примакивая краску губкой, пальцем (указательным), разбрызгивая ка­пельки воды или краски на бумаге.

Учитывая навыки, которые применяет ребенок в процессе предлагаемой родителя­ми деятельности, важно использовать те приемы, которые больше нравятся ребен­ку. Например, дети с удовольствием разма­зывают капельки воды по стеклу окна. Можно использовать этот прием, озвучивая его как «дорожки для пальчиков» — «топ-топ». Родителям необходимо объяснить, что данное упражнение выполняется как в целях знакомства с графической системой изображения, так и в целях обучения ре­бенка слушать обращенную речь, выпол­нять способы усвоения общественного опыта — прием совместных действий или по подражанию действиям взрослого.

Наряду с этим у ребенка формируется потребность в общении с матерью — возни­кает интерес к ней, а также предлагаемым ею действиям, а у близкого взрослого — чувствительность к ребенку (хвалим, а не ругаем ребенка за то, что он так хорошо ри^ сует на стекле).

Педагогу рекомендуется предложить ро­дителям литературу, которая поможет со­риентироваться в подборе дидактического материала для проведения занятий с ребен­ком в домашних условиях (см. приложе­ние 12).

Если позволяют условия, педагог может организовать на базе дошкольного образо­вательного учреждения семинары-практи­кумы для родителей. Семинар может состо­ять из двух частей: первая — лекционная,



вторая же часть проводится в виде практи­ческого занятия (например, дается методи­ка изготовления игрушек и аппликаций; отрабатываются педагогические приемы в игровой ситуации, обыгрываются поделки, рисунки детей).

Приблизительная тематика лекций ох­ватывает вопросы закономерностей и осо­бенностей возрастного развития детей до­школьного возраста; социализации и адап-

тации детей дошкольного возраста в детском коллективе; значимости общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, форм его сотрудничества со взрослыми; путей формирования различ­ных видов детской деятельности; роли иг­рушки в формировании ведущей деятель­ности ребенка; развития речи; организации жизни ребенка и его режимных моментов в семье и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт экспериментальной работы с деть­ми дошкольного возраста с умеренной ум­ственной отсталостью в условиях группы кратковременного пребывания показал, что представленное содержание коррекционной работы можно рассматривать как начальный этап обучения ребенка взаимо­действию с близкими взрослыми, а затем сверстниками. Содержание, реализуемое в форме индивидуальных занятий, способст­вует появлению у детей социально-опосре­дованной деятельности сначала с педаго­гом, а затем с близкими взрослыми.

В процессе формирования у детей потреб­ности в общении со взрослым происходит обогащение социального развития каждого ребенка путем присвоения и преобразова­ния им общественного опыта, передаваемо­го взрослым ребенку в виде социальных зна­ков (жеста, речи, рисунка).

Подгрупповая и групповая формы за­нятий — это следующий этап в организа­ции обучения и воспитания детей с умерен­ной умственной отсталостью. Проявление у

детей новых личностных качеств, осозна­ние своего «Я», самостоятельности в раз­личных видах детской деятельности, уме­ний ориентироваться в быту, навыков социального поведения позволяет им безбо­лезненно включаться в среду сверстников группы кратковременного пребывания, а в последующем и постоянной группы специ­ализированного дошкольного учреждения.

Включение, родителей в коррекционно-педагогический процесс и осознание ими необходимости проведения занятий с ребенком, их положительного влияния на ход его психофизического развития зна­чительно изменяет социальную ситуацию развития ребенка в семье и благоприятно сказывается на воспитательном процессе в целом.

Мы надеемся, что данные методические рекомендации помогут специалистам обес­печить адекватную коррекционно-педагоги-ческую помощь детям дошкольного возрас­та с умеренной умственной отсталостью и педагогическую поддержку их родителям.

Приложение 1

Наши рекомендации