Педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Основная цель педагогической помощи родителям состоит в обучении их педагогическим технологиям общения и взаимодействия с ребенком.
Осуществляется эта работа по следующим направлениям.
1. Формирование готовности родителей к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком на занятиях и в быту
Чему учить родителей:
— наблюдать за ходом взаимодействия педагога и ребенка в процессе занятия;
— фиксировать в дневнике невербальные и вербальные приемы взаимодействия взрослого с ребенком.
Как учить:
— проводить с родителями беседы;
— организовывать лекции, в ходе которых родителей знакомят: с принципами обучения детей, имеющих нарушения в развитии (игровая форма занятий, использование наглядности при обучении, вовлечение в практическую деятельность самого ребенка, воспитание привычек для правильной организации любой деятельности ребенка, доступность предлагаемого материала, доброжелательность и ласка по отношению к ребенку); с педагогическими условиями обучения и воспитания (организации предметно-развивающей среды, способов общения с ребенком), методами и приемами организации предметно-игровой деятельности ребенка;
— проводить беседы о целях занятия до его начала и о его итогах в конце занятия;
— демонстрировать « приобретения », достижения ребенка в ходе занятий (эмоции, жесты, действия с игрушкой);
— комментировать приемы взаимодействия с ребенком;
— побуждать близкого взрослого словом и показом к включению в ход занятия;
— хвалить родителей.
2. Обучение родителей различным формам общения со своим ребенком
Чему учить родителей:
— умению подбирать и использовать игры для своего ребенка, учитывая его физические и познавательные возможности;
— повторять за педагогом невербальные и вербальные способы взаимодействия с ребенком в ходе игр и упражнений;
— проявлять активность и самостоятельность в совместных играх с ребенком;
— адекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в ходе занятия.
Как учить:
— обучать родителей способам передачи ребенку общественного опыта: начиная от совместных действий и речевой инструкции, затем включая жесты и далее действия по подражанию, образцу и речевой инструкции;
— организовывать привлекательные для ребенка предметно-игровые действия с использованием любых известных средств их обозначения: крики, лепетные слова, указательный и изображающие жесты, демонстрация самих предметов и действий с ними, их графических изображений и т. д.;
— демонстрировать движения и действия, направленные на ребенка, что позволяет ему ощущать себя желанным для родителей и стимулирует появление у ребенка чувства привязанности к близким взрослым.
3. Формирование у родителей умений взаимодействовать с другими детьми; организовывать совместную игровую ситуацию
Практика коррекционной работы показывает, что при регулярном включении родителей в занятия они охотно принимают на себя роль партнера для своего ребенка в играх, предлагаемых педагогом.
Однако каждый из близких взрослых готов играть только со своим ребенком и не знает, как играть с чужим ребенком в паре.
Чему учить родителей:
— подражать эмоциям и действиям педагога в ходе занятия;
— эмоционально реагировать на успехи своего и чужого ребенка;
— выполнять необходимые совместные игровые действия.
Как учить:
— сначала близкого взрослого обучают играть в паре со своим ребенком (например, вместе бросать мяч друг другу, затем другому ребенку), далее просят поменяться и стать в пару к чужому ребенку;
— педагог показывает способы обращения к детям: поочередно раздает игрушки, одновременно дает игрушки тому, кто первый подойдет, демонстрирует эмоциональную насыщенность речевых высказываний к детям и помогает родителям воспроизвести ласковые слова в адрес другого ребенка;
— организовывают совместные со взрослыми групповые занятия, а также праздники.
В работе с родителями рекомендуется использовать следующие методы:
— беседа, консультация, лекция, показ занятия;
— включение матери в совместное выполнение упражнений в ходе занятий;
— наблюдение и конспектирование занятий педагога;
— подбор дидактического материала по каждому заданию;
— просмотр видеоматериалов;
— ведение дневника наблюдений за развитием ребенка;
— практические консультации по подбору дидактических игрушек;
— организация поведения ребенка в специально созданной предметно-развивающей среде «Библиотека игрушек».
Общие рекомендации к педагогической работе с родителями
Во время беседы педагога с родителями, которая проводится в конце занятия, анализируются выполнение ребенком домашних заданий, даются рекомендации родителям, например, вариативности приемов выполнения упражнений ребенком.
Так, знакомство детей с рисуночной деятельностью в домашних условиях можно продолжить на стекле, на доске, на рулоне бумаги (обои), примакивая краску губкой, пальцем (указательным), разбрызгивая капельки воды или краски на бумаге.
Учитывая навыки, которые применяет ребенок в процессе предлагаемой родителями деятельности, важно использовать те приемы, которые больше нравятся ребенку. Например, дети с удовольствием размазывают капельки воды по стеклу окна. Можно использовать этот прием, озвучивая его как «дорожки для пальчиков» — «топ-топ». Родителям необходимо объяснить, что данное упражнение выполняется как в целях знакомства с графической системой изображения, так и в целях обучения ребенка слушать обращенную речь, выполнять способы усвоения общественного опыта — прием совместных действий или по подражанию действиям взрослого.
Наряду с этим у ребенка формируется потребность в общении с матерью — возникает интерес к ней, а также предлагаемым ею действиям, а у близкого взрослого — чувствительность к ребенку (хвалим, а не ругаем ребенка за то, что он так хорошо ри^ сует на стекле).
Педагогу рекомендуется предложить родителям литературу, которая поможет сориентироваться в подборе дидактического материала для проведения занятий с ребенком в домашних условиях (см. приложение 12).
Если позволяют условия, педагог может организовать на базе дошкольного образовательного учреждения семинары-практикумы для родителей. Семинар может состоять из двух частей: первая — лекционная,
вторая же часть проводится в виде практического занятия (например, дается методика изготовления игрушек и аппликаций; отрабатываются педагогические приемы в игровой ситуации, обыгрываются поделки, рисунки детей).
Приблизительная тематика лекций охватывает вопросы закономерностей и особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста; социализации и адап-
тации детей дошкольного возраста в детском коллективе; значимости общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, форм его сотрудничества со взрослыми; путей формирования различных видов детской деятельности; роли игрушки в формировании ведущей деятельности ребенка; развития речи; организации жизни ребенка и его режимных моментов в семье и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы кратковременного пребывания показал, что представленное содержание коррекционной работы можно рассматривать как начальный этап обучения ребенка взаимодействию с близкими взрослыми, а затем сверстниками. Содержание, реализуемое в форме индивидуальных занятий, способствует появлению у детей социально-опосредованной деятельности сначала с педагогом, а затем с близкими взрослыми.
В процессе формирования у детей потребности в общении со взрослым происходит обогащение социального развития каждого ребенка путем присвоения и преобразования им общественного опыта, передаваемого взрослым ребенку в виде социальных знаков (жеста, речи, рисунка).
Подгрупповая и групповая формы занятий — это следующий этап в организации обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью. Проявление у
детей новых личностных качеств, осознание своего «Я», самостоятельности в различных видах детской деятельности, умений ориентироваться в быту, навыков социального поведения позволяет им безболезненно включаться в среду сверстников группы кратковременного пребывания, а в последующем и постоянной группы специализированного дошкольного учреждения.
Включение, родителей в коррекционно-педагогический процесс и осознание ими необходимости проведения занятий с ребенком, их положительного влияния на ход его психофизического развития значительно изменяет социальную ситуацию развития ребенка в семье и благоприятно сказывается на воспитательном процессе в целом.
Мы надеемся, что данные методические рекомендации помогут специалистам обеспечить адекватную коррекционно-педагоги-ческую помощь детям дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и педагогическую поддержку их родителям.
Приложение 1