В педагогической деятельности

Прочитав перечень утверждений, поставьте напротив каждого отметку «+» или «-» в соответствующей Вашему ответу графе.

Факторы Всегда Иногда Никогда
1. Испытываю потребности в изменении методик      
2. Готов к обсуждению новых идей      
3. выявляю факторы, мешающие мне творчески относиться к делу      
4. Систематизирую педагогические проблемы      
5. Могу отказаться от традиционного подхода      
6. Иду на эксперимент в педагогическом процессе      
7. Проявляю творческие способности      
8. Готов использовать новые технологии      
9. Одобряю и поддерживаю инициативный и творческий подход студентов      
10. Признаю необходимость профессионального и личностного роста      

Чем больше «+» в графе «всегда», тем больше творческий по­тенциал преподавателя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

МЕДИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАДАЧИ НА СМЫСЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ1

Анализируя приведенные примеры, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

а) насколько этичны действия врача?

б) какие социальные установки лежат в основе врачебных дей­ствий?

в) какие психологические и деонтологические ошибки допус­тил врач?

г) в соответствии с какой моделью взаимоотношений с паци­ентом вел себя врач?

д) как надо было бы скорректировать поведение врача?

е) как на месте врача поступили бы Вы?

Пожалуйста, обоснуйте Ваши ответы (на основании 8-й главы данного пособия).

1. Больной А. 50 лет, войдя в кабинет онколога при очередной диспансеризации, услышал:

- Сколько Вам лет?

- Сорок пять.

- Есть ли у Вас опухоли?

- Вроде бы, нет.

- Странно! В Вашем возрасте уже что-нибудь может быть.

Не осматривая пациента, врач записал в карте: «здоров».

2. Ассистенту В. кафедры патоанатомии поставили диагноз: меланома. В течение недели после проведенной операции он с нетерпением ждал от патоморфолога уточненного диагноза на основании биопсии. В. был уверен, что решалась его судьба: жить еще долго или умереть через три-четыре месяца от мета­стазов. Он вошел в кабинет профессора Ф., и тот ошарашил его многозначительной интонацией с неоправданно долгими паузами: «К сожалению (пауза), такой диагноз, как у Вас (пау­за), мне приходится сообщать (пауза) нашим онкологическим больным (пауза) очень (длительная пауза) редко». Что тут мог подумать В.? Конечно же, самое худшее.

- Посмотрите в микроскоп, - предложил Ф. ознакомиться с биопататом.

- Так это же всего лишь капиллярная гемангиома! - вырва­лось у В.

- Да, причем с образованием глыбок гемосидерина в зоне кровоизлияния, которые ошибочно принимались всеми за зерна меланина, - уточнил Ф.

3. Больной П., которому две недели назад провели диагностиче­скую биопсию из области опухоли языка, обратился к опери­ровавшему его хирургу-стоматологу с просьбой сообщить уточненный диагноз. Врач не нашел ничего более подходяще­го, чем ответить: «Идите в морг, там вам все скажут». Пациент не знал, что хирурги обычно направляют биопсии в патолого-анатомическое отделение, и с ним случился сердечный приступ.

4. К стоматологу на прием пришел больной, проживающий в сельской местности, с жалобами на кровоточивость десен и подвижность зубов. При осмотре в полости рта обнаружены обильные твердые отложения и много мягкого налета. Раз­мышляя вслух, врач произнес: «Немудрено при такой гигиене рта потерять все зубы». И на его лице появилась гримаса брезгливости. Пациент обиделся и отказался от лечения.

5. Больная обратилась в стоматологическую клинику с жалобами на неприятные ощущения и чувство жжения в области языка. Во время обследования молодой врач громко позвал коллег, чтобы они посмотрели, как он выразился, на «странный язык, состоящий из отдельных долек». «Такого языка я еще никогда не видел. Это - очень интересный язык», - добавил доктор. Больная, тут же прикрыв рот рукой, сказала: «Я - не на сцене, позировать не желаю и пойду лечиться к другому специалисту».

6. Ребенок пяти лет боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде стоматологических инструментов. Врач покрикивает на ребенка и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной - вот посмотри, как она жуж­жит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а ма­му отправят домой».

7. Больная К. пришла на консультацию к профессору кардиологу по поводу кардиофобии. Профессор был на кафедральном со­вещании, и больную принял дежурный врач. Вначале он долго выяснял, почему именно он должен заниматься с К., направ­ленной на консультацию к профессору. Потом, ознакомив­шись с проведенными обследованиями и не найдя никаких опасений с точки зрения кардиологии, он с неудовольствием отрезал: «Кардиофобия - это страх смерти от сердечного забо­левания. По нашей части у Вас «все чисто». Не бойтесь: «от сердца» Вы не умрете. Идите к психиатру!»

8. Больная С. обратилась к участковому терапевту с жалобами на частые приступы одышки с хрипами и откашливанием, посто­янное ощущение «комка в горле», мешающего говорить и гло­тать. Сделав необходимые обследования и исключив наличие терапевтической патологии, врач резко оборвал «причитания» больной: «Успокойтесь и перестаньте морочить мне голову! У Вас просто истерические приступы. Вы - истеричка!»

9. Доцент Т. во время занятия со студенческой группой решил проконсультировать пациентку с жалобами на боли и чувство дискомфорта в эпигастральной области, отрыжку, изжогу, тошноту. Расспрашивая больную при сборе анамнеза, он выяс­нил, что несколько лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере. Опрос велся нарочито громко, явно для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.

Поставьте, пожалуйста, себя на место врача и смоделируй­те варианты Ваших ответов с точки зрения пяти моделей взаи­моотношений с пациентом (см. главу 8 данного пособия).

10. На основании жалоб, данных анамнеза, рентгенологического исследования Вы предполагаете у мальчика семи лет злокаче­ственное новообразование желудка. Направляя ребенка в со­ответствующее лечебное учреждение для дальнейшего обсле­дования и лечения, поставите ли Вы в известность о предпо­лагаемом диагнозе его родителей? Дайте вариант беседы с ни­ми. Будете ли Вы беседовать в присутствии ребенка?

11. Вас вызвали в роддом к женщине, родившей ребенка с болез­нью Дауна. Мать ребенка мало осведомлена о подобной пато­логии. На встречу с Вами пришли её муж и родители обоих супругов с намерением отказаться от новорожденного. Прове­дите с ними беседу.

12. В поликлинику обратились родители с ребенком семи лет. Жалобы на появившуюся у него два месяца назад после трав­мы припухлость в правой подглазничной области. Припух­лость увеличивается. Предварительному диагнозу «новообра­зование» не противоречат и данные рентгенологического ис­следования. Ваша тактика общения:

а) считаете ли Вы необходимым поставить родителей ребенка в известность о предполагаемом диагнозе, не имея данных морфологического доследования? Обоснуйте свое решение;

б) будете ли Вы беседовать с родителями в присутствии ре­бенка?

13. Вас вызвали в роддом к женщине, родившей ребенка с полной двусторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отро­стка, твердого и мягкого неба. На встречу с Вами явились родственники, вопреки желанию матери настаивающие на ее отказе от ребенка. Проведите с ними беседу.

14. К Вам направлен больной ребенок из другого лечебного учре­ждения, где он лечился по поводу острого гнойного периости­та нижней челюсти одонтогенной этиологии. Вы обнаружили грубые врачебные ошибки в комплексе лечебных мероприя­тий, которые привели к осложнению заболевания. Как Вы от­ветите на вопрос матери: «Доктор, но ведь я делала все, что мне велели. Почему же ребенку стало хуже?»

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Воспитание- процесс целенаправленного формирования лично­сти в условиях социально организованной воспитательной системы.

Деонтология- совокупность нравственных норм профессиональ­ного поведения медицинских работников.

Конфликт- воспринимаемая несовместимость действий или це­лей, столкновение противоположно направленных интересов, позиций, мнений общающихся личностей.

Конфликтная ситуация- ситуация, в которой сталкиваются альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противо­положные цели или средства их достижения.

Личность- целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность -субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

Общение- порождаемая потребностями в совместной жизнедея­тельности и обмене информацией форма активности лично­сти, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Обучение- специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: препода­вание и руководство учением.

Парадигма научная- совокупность образцов и ценностных уста­новок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.

Парадигма гуманитарная- исследовательский подход, связан­ный с признанием самоценности единичного события; в изуче­нии развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного; гуманитарное знание всегда персоналистично.

Парадигма естественнонаучная- принцип организации науч­ного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неиз­менности; естественнонаучное знание объектно, беспристра­стно и непредвзято.

Педагогика- совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение, их роль в жизни общества и развитии личности.

Педагогический процесс- специально организованное, развиваю­щееся во времени и в рамках определенной воспитательной сис­темы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Проблема- теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблема педагогического иссле­дования отражает противоречие между знаниями о потребно­стях людей в области обучения и воспитания и незнанием пу­тей, средств и методов их решения.

Профессиональная педагогика- отрасль педагогики, объектом ис­следования которой является учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионально­го образования, а предметом - закономерности, содержание, фор­мы, методы и средства профессионального образования.

Развитие- процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере че­ловека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия- родовая способность человека, проявляющаяся в об­ращении сознания на самое себя, на внутренний мир челове­ка, его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Слушание активное- вид слушания, подразумевающий посто­янное отражение содержания информации, которую передает собеседник. Цель активного слушания - адекватная обратная связь, уверенность в том, что информация воспринята соот­ветствующим образом.

Слушание пассивное- вид слушания, при котором слушающий дает собеседнику понять, что он не один, но при этом не от­ражает его эмоций и передающейся им информации, исполь­зуя при этом «угу-реакции». Цель пассивного слушания -достижение состояния относительного спокойствия.

Слушание эмпатическое- вид слушания, который подразуме­вает постоянное отражение чувств собеседника. Цель эмпатического слушания - создание у собеседника ощущения то­го, что его переживания приняты вами и небезразличны вам.

Субъективность- базовая категория антропологической психо­логии, определяющая общий принцип существования челове­ческой реальности, непосредственного самобытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реаль­ности субъективность обнаруживает себя в способности че­ловека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее вы­ражение в рефлексии.

Субъектность- социальный, деятельностно-преобразующий спо­соб бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственная форма самобытия человека.

Теория обучения (дидактика)- научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя орга­нично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом -закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организацион­ные формы, способы и средства реализации целей обучения.

Учение- усвоение обучаемыми содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского обра­зования: Автореферат дис. доктора психол. наук. - СПб., 1997.

2. Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре // Московский психологический журнал. - 1996. - № 2.

3. Анцышкина A.M., Барабанов Е.И., Мостова Л.В. Вопросы биоэтики и учебно-исследовательская работа студентов // 240 лет Московской Медицинской Академии. - М., 1998.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирова­ние миров. — М., 1996.

5. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Ч. 2. - М., 1999.

6. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Собчик

Л.Н. - СПб., 1992.

7. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многосто­роннего исследования личности. - М., 1988.

8. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг­ры. -М., 1996.

9. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. — СПб., 1994.

10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1986.

11. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования.

-М., 1999.

12. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения.

-М., 2001.

13. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагно­стике.-СПб., 1999.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1996.

15. Давыдовский И.В. Общая патология человека. — 2-е изд. — М., 1969.

16. Давыдовский И.В. Философские основы патологии // Архив патоло­гии. - 1969.-№ 6.

17. 240 лет Московской Медицинской Академии. Современные пробле­мы образования в высшей медицинской школе. -М., 1998.

18. Денисов И.Н., Косарев И.И. Высшее медицинское образование: эво­люция, проблемы, перспективы: Учебное пособие. -М., 1998.

19. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицин­ской школы. - М., 2000.

20. Ильясов Н.И. Структура процесса учения. - М., 1996.

21. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис.-М., 1994.

22. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерк рос­сийской психологии. — М., 1994.

23. Зорин К.В. Опыт христианской психологии в современной медици­не // Психологические основы деятельности врача. -М., 1999.

24. Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание -М, 2000.

25.Кан М. Между терапевтом и клиентом." новые взаимоотношения СПб., 1997.

26.Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов // Учителю о педагогической технике. -М, 1987.

27.Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологическо­го тренинга. - Ярославль, 1992.

28. Конфликты и способы их разрешения: Учебно-методическое посо­бие для слушателей ФПК. - Ярославль, 1996.

29. Корнелиус X., Фейер Ш. Выиграть может каждый. - М., 1992.

30. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. — М., 1993.

31. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача. - М., 1999. 32. Кудрявая Н.В., Лернер Г.И., Орестова Е.В. Управление обучением студентов в медицинском вузе // Советская педагогика. - 1984.— №6.

33.Кудрявая Н.В., Орестова Е.М., Лернер Г.И. Методические указания по проведению ситуационно-ролевых игр на стоматологических фа­культетах МЗ РФ. - М„ 1990.

34. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Лудилина З.В. Структура деятельно­сти преподавателя-врача / Под ред. Г.М. Барера. - М., 1992.

35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

36. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 1985.

37. Кулюткин Ю.Н., Сухогубская Г.С. Мышление учителя. - М., 1990.

38. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

39. Лабунская В.А. Невербальное поведение: (Социально-перцептив­ный подход). - Ростов, 1986.

40.Лакосина Н.Д. Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской пси­хологии. -М., 1976.

41. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской пси­хологии. - СПб., 1993.

42. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. -М., 1983.

43. Леонтьев А.Н. Лекции по всеобщей психологии. - М., 2000.

44. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов-на-Дону, 1995.

45.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т. - М., 1970.

46. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

47. Лутаев С.А., Шостак В.И. Значение эмоциональных процессов у че­ловека в механизмах анализа влияния разностной стимуляции // Журнал высшей нервной деятельности. - 1993. - Т. 43. - Вып. 6.

48. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1997.

49. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. — М., 1998.

50. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1997.

51. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985.

52. Меркушев В.В., Безродная Г.В., Золотовская Т.И. Методическое по­собие по курсу «Основы психологических знаний» для студентов медицинских учебных заведений. - Новосибирск, 1995.

53. Методическое пособие для преподавателей по составлению учебной программы (на период до- и последипломного обучения). - М., 2000.

54. Методические указания для преподавателей и слушателей ФПКП по разработке тестовых заданий и задач как альтернативных страте­гий контроля / Под ред. Г.М. Барера. - М., 1990.

55. Методические указания по организации учебного процесса в меди­цинском вузе (для профессорско-преподавательского состава, слу­шателей ФПКП) / Под ред. В.А. Аверина. - М.; Л., 1988.

56. Модель врача-выпускника по специальности «Стоматология». (Мето­дические рекомендации по составу профессиональной деятельности врача-стоматолога) / Троянский Г.Н., Рудько В.Ф. и др. - М., 1986.

57. Московский психотерапевтический журнал (МПЖ), 1996 — №2, 1998 - № 2 (специальные психоаналитические выпуски).

58. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по христианской психологии / Под ред. Ф.Е. Василюка. - М., 1997.

59. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов.—М., 1995.

60. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования про­фессиональной деятельности. -М., 1998.

61. Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. -М., 1997.

62. Психологические основы деятельности врача: Избранные лекции и статьи / Под ред. Р.П. Ловелле и Н.В. Кудрявой. — М., 1999.

63. Психология личности: тесты, опросы, методики. - М., 1995.

64. Психолого-педагогические аспекты в деятельности преподавателя высшей медицинской школы / Составители Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Пастернак Н.А.. под рук. М.М. Пожарицкой. — М., 1995.

65. Психолого-педагогические основы планирования и методики прове­дения практического занятия со студентами на клинической кафед­ре / Сост. Н.В.Кудрявая, Е.М. Орестов, Г.И. Лернер. — М., 1989.

66. Психология личности. - М., 1982.

67. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека — М., 1994.

68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989.

69. Силуянова И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональ­ной защиты личности врача // Вестник РАМН. - 1997. - № 8.

70. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицин­ского профессионализма // Экономика здравоохранения. — 2000. — № 1.

71. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М., 1998.

72. Силуянова И.В. Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики: Автореферат дис. доктора филос. наук. - М., 1999.

73. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М., 1999.

74. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

75. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. - М., 1995. 76. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI.-M., 1971.

77. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.

78. Стандарт высшего медицинского образования. - М, 1993.

79. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. - М., 1999.

80. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У.Д. Джонстона. - М, 1991.

81. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. - Ека­теринбург, 1998.

82. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1994.

83. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. -М., 1998.

84. Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 2.

85. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. -М., 1990.

86. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М, 1989.

87. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

88. Фромм Э.М. Иметь или быть. - М, 1990.

89. Фромм Э. Психоанализ и этика: Сборник / Пер. с англ. и нем. - М, 1993.

90. Харди. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. -Будапешт, 1988.

91. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

92. Шадриков В. Д. Способности человека. - М.; Воронеж, 1997.

93. Butcher J. Essentials of MMPI-2 and MMPI-A Interpretation. - Minne­sota, 1999.

94. Costello R.M., Hulsey T.L., Schoenfeld L. S., Romamurthy S. P-A-I-N: A four-cluster MMPI typology for chronic pain // PAIN, 30

95. Everly G.S. A Clinical Guide to the treatment of the Human Stress Re­sponse.-N.Y., 1989.

96. Friedman H.S., Tucker J.S. Tomlinson-Keasly С et. al. Does Children Personality Predict Longevity? // Personality & Social Psychology. -1993.-V. 65(1).

97. Ganellen R.J., Reese M. Integrating the Rorchach and the MMPI-2 In-personality Assessment // Hospital and Medical Center and University of Illinois. - Chicago.

98. Hathaway S.R., McKienley J.C. The Minnesota Multiphasic Personality Inventory Manual.-N.Y., 1953.

99. May W.E. The physician's covenant: images of the healer in medical ethics. — Philadelphia: The Westminster Press, 1983.

100. Moore R.A. Ethics in the practice of psychiatry. - Am. J. Psychiat. -1978. -v. 135.-№2.

101. Veatch R.M. Models for ethical Practice in a revolutionary age // Hast­ings Center Report. - June, 1972. - vol. 2. - № 3.

102. Veatch R.M. A theory of medical ethics. -N. Y.: Basic Books, 1981.

Наши рекомендации