В педагогической деятельности
Прочитав перечень утверждений, поставьте напротив каждого отметку «+» или «-» в соответствующей Вашему ответу графе.
Факторы | Всегда | Иногда | Никогда |
1. Испытываю потребности в изменении методик | |||
2. Готов к обсуждению новых идей | |||
3. выявляю факторы, мешающие мне творчески относиться к делу | |||
4. Систематизирую педагогические проблемы | |||
5. Могу отказаться от традиционного подхода | |||
6. Иду на эксперимент в педагогическом процессе | |||
7. Проявляю творческие способности | |||
8. Готов использовать новые технологии | |||
9. Одобряю и поддерживаю инициативный и творческий подход студентов | |||
10. Признаю необходимость профессионального и личностного роста |
Чем больше «+» в графе «всегда», тем больше творческий потенциал преподавателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
МЕДИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ НА СМЫСЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ1
Анализируя приведенные примеры, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
а) насколько этичны действия врача?
б) какие социальные установки лежат в основе врачебных действий?
в) какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач?
г) в соответствии с какой моделью взаимоотношений с пациентом вел себя врач?
д) как надо было бы скорректировать поведение врача?
е) как на месте врача поступили бы Вы?
Пожалуйста, обоснуйте Ваши ответы (на основании 8-й главы данного пособия).
1. Больной А. 50 лет, войдя в кабинет онколога при очередной диспансеризации, услышал:
- Сколько Вам лет?
- Сорок пять.
- Есть ли у Вас опухоли?
- Вроде бы, нет.
- Странно! В Вашем возрасте уже что-нибудь может быть.
Не осматривая пациента, врач записал в карте: «здоров».
2. Ассистенту В. кафедры патоанатомии поставили диагноз: меланома. В течение недели после проведенной операции он с нетерпением ждал от патоморфолога уточненного диагноза на основании биопсии. В. был уверен, что решалась его судьба: жить еще долго или умереть через три-четыре месяца от метастазов. Он вошел в кабинет профессора Ф., и тот ошарашил его многозначительной интонацией с неоправданно долгими паузами: «К сожалению (пауза), такой диагноз, как у Вас (пауза), мне приходится сообщать (пауза) нашим онкологическим больным (пауза) очень (длительная пауза) редко». Что тут мог подумать В.? Конечно же, самое худшее.
- Посмотрите в микроскоп, - предложил Ф. ознакомиться с биопататом.
- Так это же всего лишь капиллярная гемангиома! - вырвалось у В.
- Да, причем с образованием глыбок гемосидерина в зоне кровоизлияния, которые ошибочно принимались всеми за зерна меланина, - уточнил Ф.
3. Больной П., которому две недели назад провели диагностическую биопсию из области опухоли языка, обратился к оперировавшему его хирургу-стоматологу с просьбой сообщить уточненный диагноз. Врач не нашел ничего более подходящего, чем ответить: «Идите в морг, там вам все скажут». Пациент не знал, что хирурги обычно направляют биопсии в патолого-анатомическое отделение, и с ним случился сердечный приступ.
4. К стоматологу на прием пришел больной, проживающий в сельской местности, с жалобами на кровоточивость десен и подвижность зубов. При осмотре в полости рта обнаружены обильные твердые отложения и много мягкого налета. Размышляя вслух, врач произнес: «Немудрено при такой гигиене рта потерять все зубы». И на его лице появилась гримаса брезгливости. Пациент обиделся и отказался от лечения.
5. Больная обратилась в стоматологическую клинику с жалобами на неприятные ощущения и чувство жжения в области языка. Во время обследования молодой врач громко позвал коллег, чтобы они посмотрели, как он выразился, на «странный язык, состоящий из отдельных долек». «Такого языка я еще никогда не видел. Это - очень интересный язык», - добавил доктор. Больная, тут же прикрыв рот рукой, сказала: «Я - не на сцене, позировать не желаю и пойду лечиться к другому специалисту».
6. Ребенок пяти лет боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде стоматологических инструментов. Врач покрикивает на ребенка и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной - вот посмотри, как она жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму отправят домой».
7. Больная К. пришла на консультацию к профессору кардиологу по поводу кардиофобии. Профессор был на кафедральном совещании, и больную принял дежурный врач. Вначале он долго выяснял, почему именно он должен заниматься с К., направленной на консультацию к профессору. Потом, ознакомившись с проведенными обследованиями и не найдя никаких опасений с точки зрения кардиологии, он с неудовольствием отрезал: «Кардиофобия - это страх смерти от сердечного заболевания. По нашей части у Вас «все чисто». Не бойтесь: «от сердца» Вы не умрете. Идите к психиатру!»
8. Больная С. обратилась к участковому терапевту с жалобами на частые приступы одышки с хрипами и откашливанием, постоянное ощущение «комка в горле», мешающего говорить и глотать. Сделав необходимые обследования и исключив наличие терапевтической патологии, врач резко оборвал «причитания» больной: «Успокойтесь и перестаньте морочить мне голову! У Вас просто истерические приступы. Вы - истеричка!»
9. Доцент Т. во время занятия со студенческой группой решил проконсультировать пациентку с жалобами на боли и чувство дискомфорта в эпигастральной области, отрыжку, изжогу, тошноту. Расспрашивая больную при сборе анамнеза, он выяснил, что несколько лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере. Опрос велся нарочито громко, явно для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.
Поставьте, пожалуйста, себя на место врача и смоделируйте варианты Ваших ответов с точки зрения пяти моделей взаимоотношений с пациентом (см. главу 8 данного пособия).
10. На основании жалоб, данных анамнеза, рентгенологического исследования Вы предполагаете у мальчика семи лет злокачественное новообразование желудка. Направляя ребенка в соответствующее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения, поставите ли Вы в известность о предполагаемом диагнозе его родителей? Дайте вариант беседы с ними. Будете ли Вы беседовать в присутствии ребенка?
11. Вас вызвали в роддом к женщине, родившей ребенка с болезнью Дауна. Мать ребенка мало осведомлена о подобной патологии. На встречу с Вами пришли её муж и родители обоих супругов с намерением отказаться от новорожденного. Проведите с ними беседу.
12. В поликлинику обратились родители с ребенком семи лет. Жалобы на появившуюся у него два месяца назад после травмы припухлость в правой подглазничной области. Припухлость увеличивается. Предварительному диагнозу «новообразование» не противоречат и данные рентгенологического исследования. Ваша тактика общения:
а) считаете ли Вы необходимым поставить родителей ребенка в известность о предполагаемом диагнозе, не имея данных морфологического доследования? Обоснуйте свое решение;
б) будете ли Вы беседовать с родителями в присутствии ребенка?
13. Вас вызвали в роддом к женщине, родившей ребенка с полной двусторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. На встречу с Вами явились родственники, вопреки желанию матери настаивающие на ее отказе от ребенка. Проведите с ними беседу.
14. К Вам направлен больной ребенок из другого лечебного учреждения, где он лечился по поводу острого гнойного периостита нижней челюсти одонтогенной этиологии. Вы обнаружили грубые врачебные ошибки в комплексе лечебных мероприятий, которые привели к осложнению заболевания. Как Вы ответите на вопрос матери: «Доктор, но ведь я делала все, что мне велели. Почему же ребенку стало хуже?»
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально организованной воспитательной системы.
Деонтология- совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.
Конфликт- воспринимаемая несовместимость действий или целей, столкновение противоположно направленных интересов, позиций, мнений общающихся личностей.
Конфликтная ситуация- ситуация, в которой сталкиваются альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения.
Личность- целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность -субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.
Общение- порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Обучение- специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и руководство учением.
Парадигма научная- совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.
Парадигма гуманитарная- исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного; гуманитарное знание всегда персоналистично.
Парадигма естественнонаучная- принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, беспристрастно и непредвзято.
Педагогика- совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение, их роль в жизни общества и развитии личности.
Педагогический процесс- специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Проблема- теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения.
Профессиональная педагогика- отрасль педагогики, объектом исследования которой является учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а предметом - закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образования.
Развитие- процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия- родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека, его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.
Слушание активное- вид слушания, подразумевающий постоянное отражение содержания информации, которую передает собеседник. Цель активного слушания - адекватная обратная связь, уверенность в том, что информация воспринята соответствующим образом.
Слушание пассивное- вид слушания, при котором слушающий дает собеседнику понять, что он не один, но при этом не отражает его эмоций и передающейся им информации, используя при этом «угу-реакции». Цель пассивного слушания -достижение состояния относительного спокойствия.
Слушание эмпатическое- вид слушания, который подразумевает постоянное отражение чувств собеседника. Цель эмпатического слушания - создание у собеседника ощущения того, что его переживания приняты вами и небезразличны вам.
Субъективность- базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного самобытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии.
Субъектность- социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственная форма самобытия человека.
Теория обучения (дидактика)- научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом -закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.
Учение- усвоение обучаемыми содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Автореферат дис. доктора психол. наук. - СПб., 1997.
2. Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре // Московский психологический журнал. - 1996. - № 2.
3. Анцышкина A.M., Барабанов Е.И., Мостова Л.В. Вопросы биоэтики и учебно-исследовательская работа студентов // 240 лет Московской Медицинской Академии. - М., 1998.
4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
5. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Ч. 2. - М., 1999.
6. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Собчик
Л.Н. - СПб., 1992.
7. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1988.
8. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1996.
9. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. — СПб., 1994.
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1986.
11. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования.
-М., 1999.
12. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения.
-М., 2001.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб., 1999.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1996.
15. Давыдовский И.В. Общая патология человека. — 2-е изд. — М., 1969.
16. Давыдовский И.В. Философские основы патологии // Архив патологии. - 1969.-№ 6.
17. 240 лет Московской Медицинской Академии. Современные проблемы образования в высшей медицинской школе. -М., 1998.
18. Денисов И.Н., Косарев И.И. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы: Учебное пособие. -М., 1998.
19. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. - М., 2000.
20. Ильясов Н.И. Структура процесса учения. - М., 1996.
21. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис.-М., 1994.
22. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерк российской психологии. — М., 1994.
23. Зорин К.В. Опыт христианской психологии в современной медицине // Психологические основы деятельности врача. -М., 1999.
24. Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание -М, 2000.
25.Кан М. Между терапевтом и клиентом." новые взаимоотношения СПб., 1997.
26.Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов // Учителю о педагогической технике. -М, 1987.
27.Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
28. Конфликты и способы их разрешения: Учебно-методическое пособие для слушателей ФПК. - Ярославль, 1996.
29. Корнелиус X., Фейер Ш. Выиграть может каждый. - М., 1992.
30. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. — М., 1993.
31. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача. - М., 1999. 32. Кудрявая Н.В., Лернер Г.И., Орестова Е.В. Управление обучением студентов в медицинском вузе // Советская педагогика. - 1984.— №6.
33.Кудрявая Н.В., Орестова Е.М., Лернер Г.И. Методические указания по проведению ситуационно-ролевых игр на стоматологических факультетах МЗ РФ. - М„ 1990.
34. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Лудилина З.В. Структура деятельности преподавателя-врача / Под ред. Г.М. Барера. - М., 1992.
35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
36. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 1985.
37. Кулюткин Ю.Н., Сухогубская Г.С. Мышление учителя. - М., 1990.
38. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.
39. Лабунская В.А. Невербальное поведение: (Социально-перцептивный подход). - Ростов, 1986.
40.Лакосина Н.Д. Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. -М., 1976.
41. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - СПб., 1993.
42. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. -М., 1983.
43. Леонтьев А.Н. Лекции по всеобщей психологии. - М., 2000.
44. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов-на-Дону, 1995.
45.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т. - М., 1970.
46. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
47. Лутаев С.А., Шостак В.И. Значение эмоциональных процессов у человека в механизмах анализа влияния разностной стимуляции // Журнал высшей нервной деятельности. - 1993. - Т. 43. - Вып. 6.
48. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1997.
49. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. — М., 1998.
50. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1997.
51. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985.
52. Меркушев В.В., Безродная Г.В., Золотовская Т.И. Методическое пособие по курсу «Основы психологических знаний» для студентов медицинских учебных заведений. - Новосибирск, 1995.
53. Методическое пособие для преподавателей по составлению учебной программы (на период до- и последипломного обучения). - М., 2000.
54. Методические указания для преподавателей и слушателей ФПКП по разработке тестовых заданий и задач как альтернативных стратегий контроля / Под ред. Г.М. Барера. - М., 1990.
55. Методические указания по организации учебного процесса в медицинском вузе (для профессорско-преподавательского состава, слушателей ФПКП) / Под ред. В.А. Аверина. - М.; Л., 1988.
56. Модель врача-выпускника по специальности «Стоматология». (Методические рекомендации по составу профессиональной деятельности врача-стоматолога) / Троянский Г.Н., Рудько В.Ф. и др. - М., 1986.
57. Московский психотерапевтический журнал (МПЖ), 1996 — №2, 1998 - № 2 (специальные психоаналитические выпуски).
58. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по христианской психологии / Под ред. Ф.Е. Василюка. - М., 1997.
59. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов.—М., 1995.
60. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М., 1998.
61. Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. -М., 1997.
62. Психологические основы деятельности врача: Избранные лекции и статьи / Под ред. Р.П. Ловелле и Н.В. Кудрявой. — М., 1999.
63. Психология личности: тесты, опросы, методики. - М., 1995.
64. Психолого-педагогические аспекты в деятельности преподавателя высшей медицинской школы / Составители Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Пастернак Н.А.. под рук. М.М. Пожарицкой. — М., 1995.
65. Психолого-педагогические основы планирования и методики проведения практического занятия со студентами на клинической кафедре / Сост. Н.В.Кудрявая, Е.М. Орестов, Г.И. Лернер. — М., 1989.
66. Психология личности. - М., 1982.
67. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека — М., 1994.
68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989.
69. Силуянова И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача // Вестник РАМН. - 1997. - № 8.
70. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. — 2000. — № 1.
71. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М., 1998.
72. Силуянова И.В. Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики: Автореферат дис. доктора филос. наук. - М., 1999.
73. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М., 1999.
74. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
75. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. - М., 1995. 76. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI.-M., 1971.
77. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.
78. Стандарт высшего медицинского образования. - М, 1993.
79. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. - М., 1999.
80. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У.Д. Джонстона. - М, 1991.
81. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург, 1998.
82. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1994.
83. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. -М., 1998.
84. Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 2.
85. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. -М., 1990.
86. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М, 1989.
87. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
88. Фромм Э.М. Иметь или быть. - М, 1990.
89. Фромм Э. Психоанализ и этика: Сборник / Пер. с англ. и нем. - М, 1993.
90. Харди. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. -Будапешт, 1988.
91. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
92. Шадриков В. Д. Способности человека. - М.; Воронеж, 1997.
93. Butcher J. Essentials of MMPI-2 and MMPI-A Interpretation. - Minnesota, 1999.
94. Costello R.M., Hulsey T.L., Schoenfeld L. S., Romamurthy S. P-A-I-N: A four-cluster MMPI typology for chronic pain // PAIN, 30
95. Everly G.S. A Clinical Guide to the treatment of the Human Stress Response.-N.Y., 1989.
96. Friedman H.S., Tucker J.S. Tomlinson-Keasly С et. al. Does Children Personality Predict Longevity? // Personality & Social Psychology. -1993.-V. 65(1).
97. Ganellen R.J., Reese M. Integrating the Rorchach and the MMPI-2 In-personality Assessment // Hospital and Medical Center and University of Illinois. - Chicago.
98. Hathaway S.R., McKienley J.C. The Minnesota Multiphasic Personality Inventory Manual.-N.Y., 1953.
99. May W.E. The physician's covenant: images of the healer in medical ethics. — Philadelphia: The Westminster Press, 1983.
100. Moore R.A. Ethics in the practice of psychiatry. - Am. J. Psychiat. -1978. -v. 135.-№2.
101. Veatch R.M. Models for ethical Practice in a revolutionary age // Hastings Center Report. - June, 1972. - vol. 2. - № 3.
102. Veatch R.M. A theory of medical ethics. -N. Y.: Basic Books, 1981.