Пример задания первого уровня сложности (вопрос)

Какой из слоев многослойной стенки имеет наибольшее термическое сопротивление (по характеру изменения температурного поля)?

Задания второго уровня сложности (уровня умений) представляются заданиями практического характера (задачами) и характерны действиями по использованию усвоенной информации для решения простейших задач на основе применения готовых способов решения (алгоритмов) без существенного их преобразования. Число логических и существенных операций, требуемых для нахождения ответа, равно пяти.

 
  Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru

Пример задания второго уровня сложности (задача).

Нагреватель и холодильник имеют соответственно температуры 200°С и 0°С. Между их поверхностями зажат диск диаметром 150 мм и толщиной 25 мм, сквозь который проходит тепловой поток 60 Вт.

Найти теплопроводность материала диска (теплопотерями пренебречь).

Решение:

1) Диск рассматривается как однородная плоская стенка площадью поверхности F с температурами на внешних границах tc1=200 OC и tc2= 0 OC.

2) Тепловой поток передается через однородную плоскую стенку толщиной d=25 мм, площадь поверхности которой

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru . (а)

3) Величина теплового потока, передаваемого через плоскую однородную стенку, определяется выражением (без учета теплопотерь):

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru (1)

4) Искомая величина коэффициента теплопроводности l материала диска определяется из (1) с учетом (а)

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru , (2)

5) Подставляя в (2) численные значения из условия задачи, находим

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru .

Ответ: теплопроводность материала диска равна Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru .

Задания третьего уровня сложности (уровня «творчества») характерны действиями по трансформации усвоенной информации и представляются задачами повышенной сложности, требующими от экзаменуемого анализа и синтеза ранее приобретенного опыта с целью нахождения решения в новых условиях и использования практически всего арсенала знаний, полученных в процессе изучения раздела или дисциплины. Здесь деятельность экзаменуемого связана с необходимостью составления алгоритма решения задачи путем переноса ранее усвоенных умений, а число логических и существенных операций, требуемых для решения задачи, равно девяти.

Пример задания третьего уровня сложности (задача)

Температура воздуха в помещении измеряется ртутным термометром. Термометр показывает 27 ОС. Температура стен помещения 25 ОС.

Определить истинную температуру воздуха в помещении с учетом ошибки в показаниях термометра, которая возникает за счет лучистого теплообмена между термометром и стенами помещения. Степень черноты стекла 0,94, а коэффициент теплоотдачи от воздуха к поверхности термометра 5 Вт/(м2×К).

Решение:

1) Показания термометра соответствуют температуре стеклянной ножки термометра, получающей тепло от окружающего воздуха за счет свободной конвекции.

2) Количество тепла, получаемое поверхностью Fт ножки термометра:

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru (1)

3) В условиях теплового равновесия это же количество тепла отдается поверхностью ножки термометра стенам помещения с поверхностью Fс >> Fт;

4) Тепловой поток между ножкой термометра и стенами помещения

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru (2)

5) Система серых тел термометр – стены помещения рассматривается как выпуклое тело внутри другого тела для которой средний угловой коэффициент излучения j 1-2=1;

6) Приведенная поглощательная способность системы серых тел А1-2:

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru (3)

7) При Fс >> Fт j 2-1=0 и так как j1-2=1 А1-2 = А т;

8) Приравнивая (1) и (2) и с учетом (3), получаем

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru (4)

9) Подставляя численные значения величин, входящих в (4), и выполнив вычисления, получаем

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru

Ответ: истинная температура воздуха в помещении равна Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru

Таким образом, задания каждого уровня сложности качественно различны и для их решения требуются качественно различные уровни усвоения, т.е. деятельность на каждом уровне может быть осуществлена только при условии предварительного усвоения соответствующей информации.

ОГАХ–2000 Билет № 01 Тепломассообмен № зачетной книжки
Ф. И. О.  
Содержание задания Ответы
Теплопроводность
Линeйнaя плoтнocть тeплoвoгo пoтoкa xapaктepизуeт... 1)кoличecтвo тeплoты, пpoxoдящee в eдиницу вpeмeни чepeз eдиницу плoщaди изoтepмичecкoй пoвepxнocти; 2) кoличecтвo тeплoты, пpoxoдящee в eдиницу вpeмeни чepeз изoтepмичecкую пoвepxнocть; 3) кoличecтвo тeплoты, пpoxoдящee в eдиницу вpeмeни чepeз eдиницу длины цилиндpичecкoй пoвepxнocти  
Кaк измeнитcя вeличинa тeплoпpитoкoв пpи oбpaзoвaнии cнeгoвoй шубы нa пoвepxнocти тpубoпpoвoдa? 1) умeньшитcя; 2) увеличится; 3) этo зaвиcит oт вeличины кpитичecкoгo диaмeтpa  
плоскую поверхность необходимо изолировать так, чтобы потери теплоты с единицы поверхности в единицу времени не превышали 400 Вт/м». температура поверхности под изоляцией 450oС, температура внешней поверхности изоляции 50oС . Определить толщину изоляции, если она выполнена из материала с коэффициентом теплопроводности 0,09 Вт/(м×К).  
Головки голландского сыра с начальной температурой 28ОС оxлаждаются в xолодильной камере на конвейере. Скорость движения которого 0,05 м/мин. температура воздуxа в камере 2ОС, коэффициент теплоотдачи от сыра к воздуxу 15 Вт/(м2×К). Головку сыра приближенно можно счиать шаром диаметром 180 мм, коэффициент температуропроводности 1,33×10-7 м2/с. Определить длину конвейера, необxодимую для оxлаждения сыра до температуры 10 ОС в центре головки.  
  Конвективный теплообмен
  Кaк измeнитcя кoэффициeнт тeплooтдaчи пpи увeличeнии диaмeтpa тpуб пoпepeчнo-oмывaeмoгo пучкa? 1) умeньшитcя; 2) вoзpacтeт; 3) нe измeнитcя  
  Кaк измeнитcя кoэффициeнт тeплooтдaчи пpи вынуждeннoм тeчeнии в кaнaлe пpи увeличeнии cкopocти? 1) нe измeнитcя; 2) умeньшитcя; 3) вoзpacтeт  
Содержание задания Ответы
  Конвективный теплообмен
  Гopизoнтaльный тpубoпpoвoд, нapужный диaмeтp кoтopoгo 57 мм oбoгpeвaeтcя cвoбoдным пoтoкoм вoздуxa, кoэффициeнт тeплooтдaчи oт вoздуxa к тpубoпpoвoду 6,0 Вт/(м2×К). Сpeдняя тeмпepaтуpa пoвepxнocти тpубoпpoвoдa 4ОС, тeмпepaтуpa вoздуxa вдaли oт тpубoпpoвoдa 36ОС. Опpeдeлить линeйную плoтнocть тeплoвoгo пoтoкa от вoздуxa к тpубoпpoвoду.  
  Опpeдeлить допуcтимую cилу токa для ниxpомовой пpоволоки диaмeтpом 1,5 мм, чтобы ee тeмпepaтуpa нe пpeвышaлa 400ОС. Тeмпepaтуpa воздуxa 30ОС, удeльноe элeктpичecкоe cопpотивлeниe ниxpомa 1,2 (Oм·мм2)/м, cтeпeнь чepноты 0,.96; пpовод оxлaждaeтcя вcлeдcтвиe излучeния и cвободной конвeкции. коэффициeнт тeплоотдaчи 43,3 Вт/(м2×К).  
Теплообмен излучением  
Зaкoн Киpxгoфa уcтaнaвливaeт cвязь… 1) мeжду coбcтвeнным излучeниeм тeлa и eгo пoглoщaтeльнoй cпocoбнocтью; 2) мeжду пoтoкoм интeгpaльнoгo излучeния и тeмпepaтуpoй тeлa; 3) мeжду интeнcивнocтью излучeния пo paзным нaпpaвлeниям  
Лучиcтый тeплooбмeн мeжду пoвepxнocтями oпpeдeляeтcя cлeдующим выpaжeниeм... 1) Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru ; 2) Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru ; 3) Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru ;  
Мeжду двумя плоcкопараллeльными плаcтинами, тeплообмeн мeжду которыми оcущecтвляeтcя только излучeниeм, раcположeны 44 экрана. Стeпeнь чeрноты экранов 0,05, а cтeпeнь чeрноты плаcтин 0,2. Опрeдeлить привeдeнную cтeпeнь чeрноты cиcтeмы.  
Опpeдeлить допуcтимую cилу токa для ниxpомовой пpоволоки диaмeтpом 1,5 мм, чтобы ee тeмпepaтуpa нe пpeвышaлa 400ОС. Тeмпepaтуpa воздуxa 30ОС, удeльноe элeктpичecкоe cопpотивлeниe ниxpомa 1,2 (Oм·мм2)/м, cтeпeнь чepноты 0,.96; пpовод оxлaждaeтcя вcлeдcтвиe излучeния и cвободной конвeкции. коэффициeнт тeплоотдaчи 43,3 Вт/(м2×К).  
                   

При составлении контрольных заданий используются задачи из рекомендованных программой учебников и сборников задач, однако они должны быть переработаны таким образом, чтобы искомой являлась лишь одна величина, а количество операций теста, необходимых для ее нахождения, соответствовало описанным выше требованиям.

Форма экзаменационного билета может иметь следующий вид:

ОГАХ Название дисциплины Шифр
№ 001 Ф.И.О.  
У Р О В Е Н Ь 1 Задание                  
Ответ                    
2 Задание                    
Ответ                    
3 Задание                    
Ответ                    

Формирование экзаменационных билетов выполняется из контрольных заданий, предварительно записанных на магнитный диск. Структура экзаменационного билета предполагает формирование его по заданному алгоритму либо случайным образом из одного или нескольких (например, трех) любых модулей (разделов) курса, каждый из которых представлен контрольными заданиями всех трех уровней сложности. Общее число операций такого теста–лестницы в виде последовательности заданий различных уровней сложности определяется как условиями обеспечения его надежности, так и продолжительностью экзамена. Оптимальным (коэф­фициент надежности 0,75…0,8) можно считать тест, содержащий 70…80 операций, что соответствует продолжительности экзамена до трех часов. При этом количество заданий каждого уровня может быть различно в силу различного их вклада в формирование итоговой оценки.

В строке «Задание» указывается № контрольного задания, содержание которого находится в сборнике контрольных заданий, выдаваемых каждому студенту. В строке «Ответ» записывается номер правильного ответа для заданий первого уровня сложности или численный результат решения задач для заданий второго и третьего уровней сложности. Шифром служит номер зачетной книжки студента.

При обработке результатов тестирования учитывается как количество заданий определенного уровня, так и число операций, требуемых для их разрешения. Итоговая оценка может быть определена по следующей формуле

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru .

Здесь:

S – принятая шкала оценок (5, 10, 12, 20,…);

Ni – число заданий i-го уровня;

Ki – число неверных ответов на задания i-го уровня;

qi – число операций, требуемых для разрешения задания i-го уровня.

Формирование итоговой оценки по дисциплине на основе результатов контроля усвоения программы отдельных модулей может осуществляться следующим образом

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru ,

где Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru – усредненная оценка по дисциплине;

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru – оценка за і-й модуль;

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru – объем (в часах) і-го модуля.

Использованная литература:

· Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. –204 с.

· Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. – М. Высш. шк., 1970. –300 с.

· Погорелов А.И. Методика программированного контроля знаний студентов по дисциплинам общеинженерного и общеобразовательного циклов. Материалы XI Международной научной конференции по проблемам обучения и усовершенствования технического образования. Ополе, 1993.

· Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.– Каунас: Швиеса, 1989. –272 с.

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О модульном обучении

Модульное обучение вводится в учебный процесс академии с целью активизации педагогической деятельности, стимулирования самостоятельной и систематической работы студентов по усвоению учебного материала дисциплин, совершенствования системы контроля усвоения.

1. Общие положения.

Учебная дисциплина представляется в виде совокупности модулей, каждый из которых охватывает одну концептуально автономную единицу учебного материала или сферу деятельности. Учебная нагрузка студента (в часах) по усвоению программы модуля включает как аудиторную, так и самостоятельную работу.

Рекомендуемый объем одного модуля до 54 часов (1 кредит). Рекомендуемое число модулей в семестре не более трех по одной дисциплине. Выполнение курсового проекта (работы) – самостоятельный модуль.

Оценка усвоения программы модуля определяется преподавателем (ведущим курс) в результате контрольного мероприятия, форма которого определяется кафедрой.

Итоговая (экзаменационная) оценка по дисциплине определяется как средневзвешенная из оценок усвоения отдельных модулей с учетом их объема. Итоговая оценка по дисциплине определяется в период итоговой (экзаменационной) сессии, вносится в экзаменационную (зачетную) ведомость и зачетную книжку студента. Продолжительность итоговой (экзаменационной) сессии и ее сроки определяются графиком учебного процесса.

2 Организация модульного обучения

2.1. Кафедра в течение недели после окончания итоговой сессии текущего семестра подает в деканат сведения о количестве модулей по каждой дисциплине, их объеме, сроках сдачи на следующий семестр.

2.2. На основании информации кафедр деканат составляет индивидуальный график изучения и сдачи программы модулей по дисциплинам семестра. График выдается каждой академической группе (подгруппе).

2.3. Прием модулей осуществляется преподавателем (лектором) курс, по согласованию с учебным управлением вне сетки часов основных занятий. Как исключение, прием модулей возможен на лекциях, практических или лабораторных занятиях.

2.4. Контроль уровня усвоения каждого учебного модуля осуществляется преимущественно путем тестового контроля. Для отдельных дисциплин контроль может осуществляться в виде:

· выполнения письменного контрольного задания;

· выполнения письменной контрольной работы в сочетании с собеседованием;

· защиты в комиссии курсового проекта (работы);

· накопительном.

2.5. Уровень усвоения студентами программы отдельных модулей при тестовом контроле осуществляется по 5-ти бальной шкале с точностью два знака после запятой (например – 3,57) по методике, изложенной в методических рекомендациях по организации модульного обучения и тестового контроля знаний. При использовании других видов контроля критерии оценки уровня усвоения (по 5-ти бальной шкале) определяются кафедральными стандартами, согласованными с методической комиссией по направлению подготовки.

2.6. Оценка уровня усвоения студентом программы каждого модуля вносится в служебную накопительную ведомость (приложение 1) с последующим определением итоговой (экзаменационной) оценки либо выставлением зачета по дисциплине. Служебная ведомость хранится в деканате.

2.7. Определение итоговой оценки по дисциплине осуществляется следующим образом

Пример задания первого уровня сложности (вопрос) - student2.ru

где:

Оi – оценка уровня усвоения i – го модуля,

Vi – объем (в часах) i – го модуля,

kуп – коэффициент выполнения учебного плана и графика учебного процесса.

kуп = 1 при выполнении всех видов работ (практические и лабораторные занятия, РГЗ, контрольные работы и т.п.)

kуп = 0 при наличии задолженности хотя бы по одному виду работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

Значение итоговой оценки округляется до ближайшего целого.

2.8. К сдаче программы модуля допускаются все студенты вне зависимости от текущей успеваемости, выполнения плана и графика учебного процесса, посещения занятий.

2.9. Неявка студента на сдачу модуля оценивается в служебной ведомости оценкой «2». Решение о сдаче пропущенного модуля принимает декан (директор института) при наличии уважительных причин. В этом случае оценка «2» в ведомости заменяется полученной при пересдаче.

2.10. Пересдача модулей не допускается, кроме дисциплин, которые состоят из одного модуля. В исключительных случаях (продол продолжительная болезнь и т.п.) студенту может быть установлен индивидуальный график сдачи модулей. Для дисциплин состоящих из одного модуля допускается одна пересдача (кроме защиты курсовых проектов и работ).

2.11. В случае пропуска сдачи модуля без уважительной причины в ведомости остается оценка «2».

2.12. Пересдача пропущенного модуля осуществляется не позднее срока сдачи следующего модуля. Основанием для разрешения о сдаче и определение нового срока служит заявление студента, поданное в течение недели со дня окончания причины, повлекшей пропуск контроля.

2.13. Студентам, имеющим рейтинг более 4,5, может быть разрешена пересдача одного модуля по одной дисциплине с целью повышения итоговой оценки.

2.14. Студенты, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по трем и более дисциплинам семестра, отчисляются из академии за невыполнение требований учебного плана и графика учебного процесса.

2.15. Студенты, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по одной или двум дисциплинам семестра, допускаются к сдаче письменного итогового контроля по всему семестровому объему соответствующей дисциплины, либо (по усмотрению ведущего курс преподавателя) по программе не сданных модулей. Студенты, получившие неудовлетворительные оценки, имеют право на ликвидацию академической задолженности в комиссии до начала следующего семестра.

2.16. Нормы времени по приему модулей.

А) для дисциплин, изучение которых завершается экзаменом:

· 0,33 часа на прием одного модуля, но не более одного часа за семестр на каждого студента;

· 0,5 часа на прием одного модуля – для дисциплин, состоящих из одного модуля.

Б) для дисциплин, изучение которых завершается зачетом:

· 0,15 часа на прием одного модуля, но не более 0,45 часа за семестр на одного студента;

· 0,30 часа на прием одного модуля для дисциплин, состоящих из одного модуля.

2.17. При модульном обучении в индивидуальном рабочем плане преподавателей не планируются затраты времени, предусмотренные на: проведение консультаций перед экзаменами, провед

ение экзаменов и зачетов, проверку экзаменационных работ.

Про запровадження модульно-рейтингової системи навчання та оцінювання знань студентів

Зазимко О.В.,

начальник навчальної частини,

Національний аграрний університет, м. Київ

Наши рекомендации