Материал к коллоквиуму
Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент
Тема: Проблемы совершенствования организационных форм обучения в современной школе
Форма обучения – (от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения. |
группы форм организации обучения |
|
формы обучения в целом (системы обучения) |
| | | | | | | | | | | | | | | | | коллективный способ обучения | | |
формы учебной деятельности учащихся |
| | | | | | | | | индивидуально-обособленная (самостоятельная работа учащегося) | | | парная (индивидуальное обучение) | | | групповая (фронтальные занятия, занятия в малых группах) | | | | |
Формы организации текущей учебной работы |
Урок изучения нового учебного материала | | Урок формирования и совершенствования умений и навыков | | Урок обобщения и систематизации знаний | | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | | Комбинированный урок | |
I. формы обучения в целом (системы обучения)
Индивидуальная(исторически первая форма обучения) | Суть индивидуального обучения: обучаемые общаются с учителем один на один и выполняют все задания индивидуально (так, в Средние века, ремесленник брал в обучение ученика, который жил в его доме и обучался ремеслу). В настоящее время в индивидуальной форме проводятся дополнительные занятия для отстающих учащихся, занятия с репетитором при подготовке к поступлению в вуз. |
индивидуально-подгрупповая | Суть индивидуально-групповой формы обучения: учитель занимается с группой детей, однако учебная работа носит индивидуальный характер (учитель поочередно спрашивает у каждого ученика пройденный материал, объясняет новый материал, дает индивидуальное задание), в это время остальные учащиеся выполняют своим задания (при такой организации обучения учащиеся приобретали элементарные навыки чтения, письма, счета, могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, ходить на занятия в разное время дня). |
классно-урочная система (XVI в. - концепция коллективного обучения детей в братских школах Украины и Белоруссии – зародыш классно-урочной формы обучения; XVII в. – теоретическая разработка классно-урочной системы Я.А. Коменским) | Классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире. Элементы: r объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам); r постоянный состав класса на весь период школьного обучения; r работа всех учащихся класса по одному плану одновременно; r обязательность занятий для всех учащихся; r основной формой обучения является урок; r наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул. Недостатки классно-урочной системы: § ограниченное количество обучаемых; § ориентированность в основном на среднего ученика, высокая трудность обучения для слабого ученика, торможение развития более сильного учащегося; § невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. Попытки усовершенствования классно-урочной системы: Белл-Ланкастерская система – получила название от имени англ. священника Л. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые применили ее в Индии и Англии (1798) | Система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Цель: увеличение количества обучаемых одним учителем (потребность крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих). Система не получила широкого распространения, т.к. недостатки в организации обучения не обеспечивали необходимого уровня подготовки учащихся. | Батавская система – от названия г. Батавия (Америка, конец XIX в.) | Система индивидуализированного обучения. Сущность: с классом увеличенной численности работали 2 учителя: основной учитель вел фронтальную работу на уроке, ассистент – индивидуальные занятия после уроков (для неуспевающих учащихся или желающих глубже изучить предлагаемый материал). | Мангеймская система (начало XX в., Германия) – от. названия г. Мангейм | Система дифференцированного обучения, состоящая из 4-х видов классов (отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей, результатов экзаменов; предполагалось, что учащиеся из более слабых классов смогут переходить в классы более высокого уровня, однако существующая система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня): § классы для детей со средними способностями; § для малоспособных (классы развития); § для умственно отсталых (вспомогательные классы); § переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. | Наши рекомендации |