Родительское собрание «Читательские интересы моего ребенка»

Цели:

1. Помочь родителям лучше узнать читательские интересы их детей.

2. Вооружить родителей копилкой приёмов, позволяющих вызвать у детей интерес к чтению.

3. Побудить родителей обсуждать с ребенком прочитанное.

4. Научить вести обсуждение текста по проблемным вопросам.

Подготовка к собранию

1. Выставка детских книг.

2. Выставка детских рисунков «Моя любимая книга»

3. Плакат с правилами для юного читателя:

Старайся читать вслух. Читай не спеша, вникай в смысл прочитанного. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. Умей беречь книгу.

4. Памятка “Как читать и обсуждать с ребенком прочитанное”:

Читайте своим детям и вместе с ними хотя бы по 15 минут, но каждый день. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Обсуждайте прочитанное. Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите у ребенка: Понравилось ли ему прочитанное? Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

5. В ходе подготовки к собранию воспитатель задает несколько вопросов детям и записывает ответы на магнитофон:

- Что вы больше любите – читать или слушать чтение взрослых?

- Читают ли в вашей семье книги вслух по вечерам, для всех?

- Хвалят или ругают вас родители, когда вы читаете?

Ход собрания

Перед началом обсуждения родители рассматривают выставки, обсуждают увиденное, слушают тихо звучащую музыку, занимают места за столами, поставленными по кругу. На них лежат памятки, листы бумаги, рисунки детей по прочитанным на занятиях книгам.

1.Введение в проблему

Выступление воспитателяУже скоро ваши дети выйдут из стен ДОУ и поступят в школу. Первое и главное, чему они должны научиться – читать. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов) На занятиях в детском саду наши воспитатели и педагоги уже готовят детей к этому увлекательному, но нелегкому процессу. Многие дети уже знакомы с основами грамоты и чтения. Но дети находятся еще только в самом начале пути. Сейчас, когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на будущей успеваемости в школе, но и на общем развитии детей.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы подумать, как помочь ребёнку научиться читать?

Группам предлагается ответить на любой из вопросов. Возможно распределение вопросов по жребию:

1) Любит ли ваш ребенок читать? Почему?

2) Читаете ли Вы ребенку? Когда и что именно?

3) Обсуждаете ли прочитанное? Как?

4) Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

5) Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

6) Какие книги Вы советуете прочитать с ребёнком?

Работа родителей в группах. Обсуждение выбранного вопроса. Итоговые высказывания родителей.

2. Воспитатель: Итак, у нас с Вами есть и интересный позитивный опыт, есть и различные проблемы в деле приучения детей к чтению Яркой традицией в нашей стране является семейное чтение, которое позволяет решить многие из названных проблем. Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога:

- Ну, как книга?

- Ничего, нормально, - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает в слух книгу или журнал. Какую книгу читать? Как долго читать? Все зависит от обстоятельств. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей.

Музыкальная пауза позволяет перейти к следующему этапу:

Прослушивание ответов детей (в магнитофонной записи) на вопрос:

- Какую книгу вы читали недавно дома, с кем?

И вслед за этим желающих просят поделиться опытом и ответить на вопросы:

- Читаете ли вы книги своим детям?

- Возможно ли сегодня семейное чтение и нужно ли оно?

- Бывают ли в вашем доме семейные чтения по выходным или вечером?

3. Итак, читать необходимо. Но как читать? Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Знакомство с памяткой для родителей, её обсуждение.

4. Психологический практикум

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопрос: хвалят или ругают вас родители во время чтения?

Вслед за этим обсуждаем ситуацию:

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой - обижается, вообще отказывается читать, третий - становится равнодушным к чтению.

Как вы оцениваете поведение матери?

Работа родителей в группах, обсуждение. Итоговые высказывания родителей. Выслушав ответы родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту “простоту” ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

5. Обсуждение вопроса: “Как вы считаете, от чего зависит ясное, четкое, выразительное чтение?”

Воспитатель рассказывает о необходимости грамотного, выразительного чтения, о том, какие трудности ждут ребят в дальнейшем, если они неуверенно читают; напоминает о своевременном обращении к логопеду. В заключении родители прослушивают запись различного уровня чтения детей.

6. Выступление приглашенного библиотекаря

Библиотекарь дает советы, что читать детям 5 - 6 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.

7. Подведение итогов, выводы, решение родительского собрания

Вручение благодарностей родителям, которые активно принимали участие в обсуждении.

Решение родительского собрания: Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приемы, физминутки.

В общении с ребенком помнить народную мудрость: “Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью”.

Найти время и возможности для семейного чтения (полчаса в неделю).

Оказывать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного.

Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

8. Пожелание воспитателя родителям: пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Наши рекомендации