Семинар № 1. Технология проектирования образовательных программ

Задания по подготовке к семинару:

1.1. Пользуясь материалами учебного пособия Колесниковой И. А. «Педагогическое проектирование», назовите виды программ в образовании.

_________________________________________________________________

______________

______________

Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
1.2. Составьте кластер на основе выделенных программ в образовании.

1.3. На основе изученных материалов, сформулируйте общее и отличительное в понятиях «программа в образовании» и «образовательная программа».

2..1. Ознакомьтесь с 12 статьей Федерального Закона об образовании в РФ и выпишите виды образовательных программ, принятых в современной системе образования.

______________

______________

2.2. На основе изучения ФГОС, выпишите состав основных компонентов основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения (с учетом своей магистерской программы).

______________

______________

3.1. Инновационными подходами к конструированию образовательных программ являются компетентностный и модульный. Выпишите отличительные признаки каждого подхода.

___________

______________

Задания для самостоятельной работы на семинаре:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: образовательная программа; учебная программа; основная образовательная программа; программа внеурочной деятельности (см. Приложение №2).

2.На основе анализа различных рабочих учебных программ (РУП), разработайте состав основных компонентов современной рабочей учебной программы (с учетом своей магистерской программы).

Название РУП        
Компоненты РУП        
Примерный состав основных компонентов современной рабочей учебной программы (с учетом своей магистерской программы).
   

3.Осноываясь на материалы к семинару сконструируйте цели, задачи, ожидаемые результаты образовательно-профессиональных программ с учетом профиля своей магистерской программы.

Название РУП      
Цель: содействие    
Задачи: студент: Знает   Понимает     Применяет     Анализирует     Синтезирует     Оценивает      
  Ожидаемые результаты: Освоение дисциплины направлено на формирование у студента в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:    
Студент будет: Знать     Уметь:   Владеть:      

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ:

Когнитивная (познавательная) область. В нее входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание новых. Результаты, полученные Б. Блумом и его сотрудниками, говорят о том, что познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках и в повседневной практике преподавателей.   Таксономия Б.Блума
Категория целей Формулировка целей Возможные доказательства достижения цели Примеры Заданий, формирующих компетенцию  
Знание Студент помнит или распознает, называет информацию/идеи/события в приблизительном порядке и форме, в которой они были заучены Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать , Студент приводит цитаты из текста, воспроизводит нужные схемы, ссылается на авторов, прикладывает соответствующую документацию, пишет перечень составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Понимание Студент преобразует, интерпретирует информацию, понимает значение, определяет ключевые позиции Понимание смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому , Студент резюмирует события, составляет конспект (реферат) текста, пересказывает, объясняет описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
Применение Студент выбирает, передает и использует идеи в новых, незнакомых ситуациях или с новым подходом Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить , Студент использует идеи модуля для объяснения событий, оценки влияния действия или толкования причин событий применить, проиллюстрировать, решить
Анализ Студент разбивает материал на составные части, связывает предположения, факты и события со структурой Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия… Студент применяет идеи курса для структурирования событий или ситуаций на рабочем месте, использует схемы, снабженные комментариями, сравнивает и противопоставляет, указывает на различия проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
Синтез Студент по-новому сочетает идеи Соединение элементов по- новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план:… Студент устанавливает связи между одной или двумя идеями модуля, переделывает схемы для их более полного соответствия реальной ситуации, дает рекомендации для действий, разрабатывает план или предлагает изменения для существующего метода работы создать, придумать, разработать, составить план
Оценка Студент оценивает или судит о ценности Студент дает сравнительную оценку значимости на основе критериев. Представляет аргументы, защищает точку зрения, доказывает , прогнозирует , Студент определяет, что он узнает о самом себе, других или организации в результате анализа, демонстрирует понимание относительной важности идеи и ее составных частей, критикует теорию или поддерживает ее представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Подготовлено по: Практическое руководство: Declan Kennedy, Aine Hyland, Norma Ryan “Writing and Using Learning Outcomes: a Practical Cuide”/ http://www.bologna-handbook.com/docs/downloads/C_3_4_1.pdf)

Рекомендуемая литература:

  1. Кузмин С. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения (теория, особенности разработки, практика) [Электронный ресурс] http://dob.1september.ru
  2. Педагогические ориентиры успеха: актуальные проблемы развития образовательного процесса: Метод. материалы к обучающим семинарам / Е. С. Заир-Бек. - СПб. : Изд-во "Петроградский и К ", 1995.
  3. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С.В. Коршунова. – М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. [Электронный ресурс] http://www.ispu.ru
  4. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009 – [Электронный ресурс] http://www.rsuh.ru
  5. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования: Методические рекомендации.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  6. Соломатин A.M., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. - Омск, 2001.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Наши рекомендации