Морально-этические аспекты руководства образовательным учреждением
Морально-этические аспекты деятельности руководителя в наибольшей степени проявляются в процессе реализации руководителем своих функций, в частности: в распределении обязанностей в коллективе, в обеспечении необходимых условий для продуктивной деятельности подчиненных, в осуществлении контроля за принятием управленческих решений, в критике подчиненных.
1) Распределение «ролей» и обязанностей
Для обеспечения высокой работоспособности и оптимального морально-психологического климата в коллективе большое значение имеет правильное распределение обязанностей и поручений. «Правильным» оно будет в случае соответствия служебных и общественных обязанностей педагога той «роли», к которой он предрасположен по организации своего мышления и наклонностей. В коллективах условно выделяются следующие «роли»:
- «генераторы идей» – специалисты, обладающие нестандартным мышлением, способные к творчеству, предрасположенные к поиску и созданию нового;
- «исполнители» – педагоги, обладающие репродуктивным складом ума и исполнительскими наклонностями, добросовестные, часто талантливые «трансляторы», прекрасно реализующие и внедряющие апробированные методики;
- «эксперты» – люди, предрасположенные к прогнозированию и предвидению, способные заранее просчитать и увидеть, как будет «работать» предлагаемая идея, какие последствия повлечет за собой та или иная методика;
- «критики» – люди с особым, критичным складом ума, подмечающие все недостатки и «узкие» места, часто не способные к продуктивной деятельности, но зато выявляющие те негативные моменты, которые остальными не замечаются; обычно вызывают неприязнь окружающих и руководства;
- «шут гороховый» – легкий, необидчивый, контактный человек, способный поднять настроение в коллективе или разрядить тяжелую конфликтную обстановку.
Это разделение условно, но каждый человек чувствует себя «на своем месте» только тогда, когда его предрасположенность и реальное положение совпадают. Более того «высший пилотаж» управления предполагает, что руководитель всегда найдет возможность «использовать» и применить ролевой потенциал своих сотрудников в целях наиболее оптимальной организации производства.
2) Создание условий для положительной мотивации к труду
Для продуктивного успешного труда каждый специалист должен иметь положительную мотивацию. Американский специалист по социологии труда Ф. Харцберг считает, что в любой сфере деятельности необходимо соблюдать как минимум 15 критериев, которые создают условия для мотивирующей организации труда.
1.Любые действия должны быть осмысленными.
2.Человек испытывает радость от работы, если видит, что его действия приносят конкретную пользу.
3.Каждый на своем рабочем месте стремится проявить свои способности и показать свою значимость, принимая участие в решении вопросов, в которых он компетентен.
4.Человек стремится выразить себя в труде, в его результатах, что-то сделать, особенно если это «что-то» получает имя своего создателя.
5.Каждый сотрудник имеет собственную точку зрения на то, как лучше организовать работу, и рассчитывает, что его предложения будут рассмотрены.
6.Людям нравится ощущать свою значимость.
7.По тому, в какой форме и как быстро сотрудники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах начальства.
8.Сотрудникам не нравится, когда решения, касающиеся их непосредственно, принимаются без их ведома, за их спиной, без учета их знаний и опыта.
9.Каждый сотрудник нуждается в оперативной информации о качестве собственного труда, чтобы внести коррективы в свои действия.
10.Контроль со стороны руководителя, как правило, неприятен. Дело только выигрывает от организации максимального самоконтроля и доверия.
11.Каждый человек стремится приобрести новые знания и опыт, поэтому повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются им охотнее, чем заниженные.
12.Сотрудник отрицательно реагирует, если его достижения приводят только к тому, что его еще больше нагружают, не поощряя ни морально, ни материально
13.Каждый человек стремится к успеху. Успех – это реализованная цель, а если человек еще и сам ее сформулировал, то в ее достижение он вложит больше энергии и сил.
14.Непризнание успехов приводит к разочарованию.
15.Хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение – и материальное, и моральное.
3) Контроль и оценка труда социального работника
Контроль – одна из важнейших управленческих задач, определяемая, как постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель контроля – стимулирование активности сотрудников: ведь в их интересах, чтобы результаты их работы были отмечены. Отсутствие же контроля и интереса со стороны руководства демонстрирует невысокую оценку значимости работы, выполняемой подчиненными.
Контроль как управленческую функцию можно разделить на два вида. Во-первых, контроль за процессом и полученными результатами деятельности в целом; во-вторых, периодический контроль за деятельностью и профессиональным ростом каждого сотрудника.
При контроле за деятельностью подчиненных часто допускаются ошибки, наиболее типичными из которых являются следующие:
- «тотальный» контроль – постоянный контроль всего и вся – характерен для руководителей авторитарного типа, которые считают, что все, что не прошло через их руки и не было ими «критически» проверено, чревато ошибками; такой контроль делает сотрудников несамостоятельными, порождает иждивенческие настроения, создает атмосферу страха, препятствующую самореализации личности;
- контроль как проявление общего недоверия – по форме близок первому виду, однако проявляемая руководителем подозрительность, как правило, свидетельствует в данном случае о его неуверенности в собственных силах и отсутствии у него чувства собственного достоинства;
- контроль «по случаю» – связан исключительно с некоторыми инцидентами, в то время как контроль должен упреждать ошибки в работе, а не становиться их следствием;
- скрытый контроль – тайное соглядатайство, некорректное с этической точки зрения и унизительное для любого руководителя;
- контроль-проформа – свидетельствует об отсутствии у руководителя подлинного интереса к достижениям своих сотрудников;
- поверхностный контроль – близок предыдущему типу, например, контроль за присутствием сотрудника на рабочем месте вместо контроля за результатом его работы;
- отсутствие информирования сотрудников о результатах контроля – делает негативные результаты контроля бесплодными, поскольку они не становятся предметом обсуждения и поэтому не дают возможности сотрудникам сделать правильные выводы;
- поиск «козла отпущения» – косвенное признание руководителя в том, что он не справился с контролем за процессом и теперь ищет ответственного за результат.
Одной из острейших проблем контроля в коллективе выступает проблема оценки труда специалиста, становящаяся часто причиной конфликтных ситуаций. Это в значительной степени объясняется проблемой сохранения объективности в оценке труда. Существующие параметры квалификационной аттестации далеки от совершенства и не всегда воспринимаются как справедливые.
В этих условиях особенно важны моральная ответственность руководителя, его умение и готовность быть объективным в оценке сотрудников, установка на доброжелательность в критике, которая способствовала бы совершенствованию работы коллектива и максимальной самореализации творческого потенциала его членов.
Слово «критика» с греческого языка переводится как «искусство разбирать и судить», современное же ее толкование: «анализ, разбор, обсуждение».
Деструктивная критика – одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность его дела. Деструктивная критика основана на личных взаимоотношениях, часто на чувстве мести, она может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева.
Конструктивная критика – это критика, которая указывает на недостатки в действиях кого-либо и обязательно основана на соблюдении этических норм и правил с целью привести к результатам более высокого качества.
Существуют следующие способы конвертации критики в конструктивную сторону:
• обдуманно выбирайте время и место для критики.
• защитите достоинство собеседник, обращайтесь с ним мягко;
• сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом;
• концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке;
• используйте молчание.
• предлагайте помощь.
• предположите то, что человек хочет хорошо выполнить работу.
• всегда старайтесь закончить разговор на позитивной ноте.
Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.
Любая критика является формой помощи (пусть даже несколько специфической) в решении возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем. К сожалению, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора проблем. В свою очередь, критикуемая сторона также может неадекватно отреагировать. Вот почему умение критиковать и выслушивать критику так необходимо любому человеку независимо от положения критикующей или критикуемой стороны.
Все правила критики основаны на этических нормах, которые подразумевают уважительное отношение сторон и нацеленность на решение проблемы.
6. Деловой этикет в профессиональной деятельности педагога
Деловой этикет может быть рассмотрен как специфическое проявление общего этикета применительно к управленческой практике. Поэтому чтобы разобраться в деловом этикете, необходимо сначала понять, что такое этикет вообще.
Понятие «этикет» происходит от французского слова etiquette и в дословном переводе на русский язык означает «ярлык», «этикетка», вид товарного знака, наклеиваемого на товар.
Словарь по этике трактует этикет как установленный в обществе порядок поведения и общения, включающий в себя совокупность правил (норм), регулирующих внешние проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.п.).
В современной литературе этикет рассматривается в трехосновных аспектах– семиотическом, коммуникативном и поведенческом.
1) Семиотический аспект: этикет рассматривается как знаковая система, состоящая из набора символов, своего словаря и грамматики; этикетные знаки имеют свою форму, содержание, обусловленность и соотнесенность с ситуацией, ее смыслом и целеположенностью.
2) Коммуникативный аспект: этикет рассматривается как посредник, общий знаменатель, согласующий разнонаправленные человеческие воли в общении «неравных»; поэтому способствует достижению компромисса, установлению договора на определенных условиях.
3) Поведенческий аспект: этикет рассматривается как бытие идеальной поведенческой нормы и как реализация ее в конкретных поведенческих актах. Здесь подразумевается осознанность и творческий подход, который проявляется в различных стилистических вариантах поведения – аристократизм, благородство, вульгарность, распущенность, сдержанность, экспрессивность).
Механизм действия этикета. Посредством простых по содержанию и утонченных по форме требований этикет обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому этикет – это всегда форма культуры, которую иначе называют «культурой поведения», «малой этикой», включающей правила общепринятого, положенного, подобающего поведения.
Однако этикету присущ ряд особенностей.
1. Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств.Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его внутренняя духовность, доброта, порядочность из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.
2. Этикет – это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры.Это связано с тем, что все виды своего общения и поведения – речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, стоять, сидеть, носить одежду, есть – человек старается строить «по законам красоты». Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».
3. Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, на улице и т. д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, профессиональные, деловые и даже политические отношения, ибо нельзя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.
4. Нормы этикета носят условно-согласительный характер по поводу того, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета – предложить людям такие стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.
5. Этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).
6. Этикет отражает специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов. Так, проведение праздников, свадебные обряды и т.п. отмечаются у разных народов по-разному, отвечая их нравственно-эстетическим потребностям.
7. Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер; их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения условий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Этикет, возникнув в традиционном обществе, постепенно становится ритуалом, церемониалом, своеобразной игрой, приобретая чисто внешнюю, отделенную от своего нравственного содержания форму. Он обнаруживается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных социальных групп, сословий, должностными лицами в соответствии с их рангом (отсюда придворный, светский, дипломатический, военный и другие виды этикета). Это означает, что первоначально этикет выступает как условный код поведения внутри отдельной социальной группы с учетом региональных и национальных особенностей. Тем самым он позволил определять (идентифицировать), к какой социальной группе принадлежит или хочет принадлежать человек. Поэтому этикет способствует сближению людей «своего круга» и разделяет представителей «чужих»
Однако в этикете обнаруживаются изначально и такие нормы, которые сближают людей независимо от их социально-групповой принадлежности. Данные нормы называют правилами хорошего тона. Эта часть этикета возникла на основе общечеловеческих потребностей людей. Она включает в себя нормы, которые обуздывают природные страсти и инстинкты людей, отвечают потребностям в чистоте, опрятности, гигиеничности, требуют эстетичности общения и целесообразности действий людей.
В современных условиях этикет отражает процесс демократизации социальной жизни. Он упрощается, становится более свободным и естественным, приобретает характер повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям безотносительно к их общественному положению. Эти требования приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, включают простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется в этих правилах постольку, поскольку в них отражаются представления о красоте поведения и внешнего облика человека. Таким образом, современный этикет в большей степени рассчитан на сближение людей, объективно различающихся по своему социальному статусу и исполняемым социальным ролям.
Подчеркнем, что, тем не менее, этикет по-прежнему определяет внешние формы, технические аспекты поведения. Знания правил этикета и их механического воспроизведения недостаточно, чтобы считаться культурным человеком. Для этого человеку необходимо сознательно исходить из основных принципов, лежащих в «глубинах» этикета как совокупности правил, задающих внешние параметры человеческому общению. К ним относятся следующие принципы этикетного поведения.
1. Принцип гуманности. Выражает сущность культуры поведения, требуя уважения человека, доброжелательного к нему отношения. Однако напомним, что нельзя отождествлять правила этикета и нормы морали. Последние выступают в качестве предписаний общего порядка. Они задают направление жизнедеятельности человека по всему периметру его жизни и определяют его личностно-психологические особенности. Моральные нормы имеют мировоззренческое значение и выступают стратегией поведения. Правила этикета конкретны и дают тактические рекомендации по поведению в заранее оговоренных условиях и ситуациях.
2. Принцип целесообразности действий. Если человек не знает, как действовать в нестандартной, непривычной ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства, полезности. При этом имеется в виду, что целесообразность и полезность распространяются на всех участников процесса общения («правило взаимности»). Основываясь на данном принципе, этикет, однако, не требует однозначности порядка действий. Жизнь настолько многообразна, что в ней нередко возникают ситуации, не предусмотренные правилами. Поэтому этикет предполагает возможность свободного выбора и творчества, опирающегося на здравый смысл.
3. Принцип эстетики поведения. Этикет предполагает единство формы и содержания, поэтому доброе, справедливое, уважительное отношение к людям должно быть красиво оформлено. Эстетическая логика поведения такова: «это неприлично, потому что некрасиво».
4. Принцип соблюдения народных обычаев и традиций. Среди повседневных этикетных правил существуют такие, целесообразность которых трудно объяснить с позиций жизненной логики. Многие нормы возникли так давно, что утратили свой первоначальный смысл и значение. В настоящее время они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте данного народа и предполагают более или менее неукоснительное исполнение по логике «так принято».
Приоритетным среди вышеперечисленных принципов является первый (принцип гуманности), в основании которого находятся гуманистические ценности. Их можно назвать «базовыми» ценностями этикета – вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность, точность.
1)Вежливость – это поведение, соответствующее принятым в обществе правилам приличия и манерам. Манера – от фр. maniere – способ держать себя, внешняя форма обращения с людьми, которая носит конкретно-исторический характер. Известно прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» – эта «сумма маленьких жертв», приносимых нами людям, с которыми мы вступаем в отношения. За всем многообразием относительных, иногда спорных правил и форм поведения проступает то, что является главным в вежливости – внимание и уважение к окружающим людям, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается. Истинная вежливость непременно доброжелательна и искренна. По мнению лорда Ф. Честерфилда (английский дипломат XVIII в.), «…вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый превращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться…».
Вежливость существует в различных формах:
корректность – подчеркнуто официальная (часто служебная) вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, в том числе конфликтных;
учтивость – почтительная вежливость, проявляемая по отношению к старшим;
любезность – стремление быть приятным и полезным другому человеку;
деликатность – мягкость, тонкость в понимании других, бережность обращения с ними.
2)Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция воспитанного человека, подсказывающая ему наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Это умение чувствовать ту грань, за которой может возникнуть чувство обиды у другого человека. Тактичность – это умение всегда учитывать конкретные обстоятельства общения: разницу в возрасте, пола, общественного положения, место разговора, наличие посторонних и т.д. Ситуации, в которых может проявляться тактичность, бесчисленны. Тактичность включает в себя умение не замечать оплошностей другого, не делать замечания в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение, не унижать другого человека, позволяя ему сохранить чувство личного достоинства. Тактичный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в официальной обстановке, но и дома.
3)Скромность – это умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей, адекватно оценивать свою значимость. Скромность предполагает естественность поведения. Скромный человек, по В. Далю, – это сдержанный, умеренный, простой, пристойный человек. При этом скромность не есть скованность, робость, которые могут быть проявлениями комплекса неполноценности или отсутствия навыков свободного культурного общения. Неуверенность и смущение иногда пытаются скрыть при помощи развязности и напористости или, напротив, – болезненной сосредоточенности на своем поведении, переживании чувства одиночества, отчуждении от других людей.
Вместе с тем, помня, что «мир без меня был бы неполный» (А. Платонов), «предъявляя» миру в процессе самореализации свою индивидуальность, человек не должен страдать «сверхскромностью», а должен уметь быть достаточно решительным и активным в критических обстоятельствах, при отстаивании собственного мнения. Но следует делать это, не вызывая у других внутреннего сопротивления, враждебности и желания «сразиться». (Спокойствие, дипломатичность, готовность к пониманию аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация – вот решение противоречия между скромностью и твердостью в отстаивании своего мнения).
4) Внимательность – это заботливость о человеке, готовность оказать ему помощь, которая основывается на подлинном интересе к другому человеку, желании утвердить или повысить его статус, помочь преодолеть сопутствующие трудности.
5) Чуткость – это способность понимать и считаться с чувствованиями, переживаниями другого человека, улавливать оттенки его настроения, способность доставлять другому как можно меньше неприятностей и неудобств.
6) Точность – это умение ценить данное слово, выполнять то, что обещано. Изречение французского короля Людовика XVIII «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей» превратилось в кредо культурного человека.
Следует также обратить внимание на общие правила поведения, которые закрепляют, в частности, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся в преимуществах, которые имеют:
1) женщины перед мужчинами;
2) старшиеперед младшими;
3) начальник перед подчиненными,
4) больные, слабые, инвалиды перед здоровыми.
Отметим два основных отклонения от правил этикета:
Во-первых, это чрезмерное внимание к другим людям, их заботам и делам, которое становится чрезмерным, а посему нежелательным для окружающих. Любопытство, навязывание окружающим личных проблем могут быть неприятны и неинтересны другим. Лорд Честерфилд пишет по этому поводу своему сыну: «Прежде всего избавься от привычки говорить о себе и не вздумай занимать своих собеседников собственными волнениями или какими-либо личными делами; как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно. Кроме того, надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного».
Во-вторых, бесцеремонность, невоздержанность, грубость, которые являются проявлениями невоспитанности, незнания правил приличия. Большую опасность при этом представляет внутренняя грубость, «иррациональная ненависть» (Э. Фромм), которая проявляется в жестокости, злобности, агрессивности.
В середине I тысячелетия до н. э. китайский мыслитель Конфуций сформулировал «золотое правило» поведения: «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего».