Мена по способу образования шума

Мене по способу образования шума подвергаются смычные согласные [д], [д’], [т], [т’] в позиции перед щелевыми [з], [з’], [с], [с’] и аффрикатами [ц], [ч’]. В этой фонетической позиции сочетание смычного и щелевого согласного заменяется аффрикатой, смычный в позиции перед аффрикатой заменяется аффрикатой, например: бри́[т]ь - бри́[цъ]; де́[т’]и - де́[ц]кий; о[т’]е́чество – о[ч’]и́зна.

Замена сочетания смычного согласного в позиции перед щелевым согласным аффрикатой связана с тем, что сочетание «взрывной элемент + фрикативный элемент» характерно именно для аффрикаты, сложного по способу образования звука. Поэтому сочетание [тс] заменяется одним звуком, но сложного образования - [ц]. В сочетании же «смычный + аффриката» рядом в речевом потоке оказываются звуки, в образовании которых присутствует взрывной элемент, вследствие чего первый из членов сочетания уподобляется второму, ср.: [т] (смычка) + [ч’] (смычка + щель).

Следует отметить, что мене по способу образования шума подвергаются только те смычные и щелевые звуки, которые относятся к группе переднеязычных согласных. Эти звуки очень близки к аффрикатам по своей артикуляции, т.к. аффрикаты также являются переднеязычными согласными по признаку места образования шума.

Примечание:

На современном этапе развития русского языка представляется нецелесообразным выделение мены согласных по наличию/отсутствию палатализации. В пределах корневой морфемы в позиции перед [е] могут выступать как палатализованные, так и непалатализованные согласные. Замена же твердого согласного мягким в позиции перед [е] на стыке основы и окончания должна рассматриваться как факт морфонологии, связанный не с фонетическими законами, а с процессами словообразования и словоизменения.

Результатом позиционной мены является ассимиляция, т.е. уподобление согласных звуков друг другу по определенному признаку. Так, в примерах типа кру́[ж]ечка - кру́[ш]ка звонкий согласный заменяется парным ему глухим, т.е. происходит уподобление предшествующего согласного последующему по признаку участия голоса и шума.

Разграничиваются полная и частичная ассимиляция. При полной ассимиляции согласные в сочетании звуков перестают различаться, происходит полное уподобление. В результате полной ассимиляции сочетание согласных заменяется одним звуком, например: [ш:]ы́ть. Звук [с] уподобляется согласному [ш] по признаку места образования шума, и остальные артикуляционные признаки у данных согласных полностью совпадают. Вследствие ассимиляции по месту образования шума согласные звуки перестают различаться, заменяясь долгим твердым согласным [ш:]. При неполной (или частичной) ассимиляции происходит уподобление согласных по определенному признаку, однако звуки продолжают различаться по другим артикуляционным признакам, например: [ш:’-ч’]елкой. Ассимиляция звуков [c] и [ч’] не приводит к полному уподоблению согласных, они различаются по признаку способа образования шума.

По направлению выделяются прогрессивная и регрессивная ассимиляция. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, т.е. влияние последующего согласного звука на предшествующий согласный.

Помимо ассимиляции, можно выделить диссимиляцию, т.е. процесс расподобления согласных звуков. В фонетической системе современного русского языка диссимиляция – редко встречающееся явление, связанное с меной заднеязычных в словах типа «легкий, мягкий» и т.п. В сочетании [гк] шумный звонкий согласный [г] по законам позиционной мены должен замениться парным ему глухим [к], однако в этом случае рядом оказывались два смычных согласных. В данных условиях в целях экономии языковых усилий необходима диссимиляция, т.е. замена смычного согласного [к] щелевым [х], совпадающим с ним по всем остальным артикуляционным признакам.

Наши рекомендации