Правильность речи и речевое мастерство.
Мастерство устной речи
1. Принципы правильной речи.
Принципы правильной речи: правильное словоупотребление, правильное ударение и минимальный информационный шум. При построении предложения нужно стремиться к ясности, логичности и краткости, не допускать двусмысленностей. Современная речь - это речь скоростная. В русском языке наиболее комфортные условия для восприятия наблюдаются при скорости речи порядка 120 слов в минуту.
2. Сравнения.
Сравнение должно быть коротким, ясным, возможно с элементами юмора. Недопустимы сравнения, которые не разъясняют, а затуманивают вопрос. Например, "справлялся с этим делом, как старый германский воин". Поскольку не ясно, как последний с этим делом справлялся. Педагогические качества сравнения: разъясняет, делает более наглядным, возбуждает деятельность мышления и воображения, дает возможность сделать самостоятельный вывод. Следует отметить, что сравнение нужно делать для материала, который является трудным для понимания. Для простого материала сравнения не допустимы.
3. Логическое ударение, эмфатические перестановки, интонации.
Психологами установлено, что слово стоящее на первом месте в предложении несет 50-70 % информации. Поэтому предложения следует строить по следующему плану: подлежащее, сказуемое, дополнение. В предложении не должно быть более 10 слов. Для лучшего усвоения материала и выделения главных слов в предложении следует делать на этих словах логическое ударение, выделять их голосом, и переставлять эти слова при повторах.
4. Обращение и обращенность.
Обращение должно быть простым, точным и доверительным. Повторять обращение к аудитории желательно через каждые 10-15 минут, это способствует привлечение внимания.
5. Первая минута.
После того как вы встретились с аудиторией в течение примерно одной минуты слушатели только смотрят на вас и практически ничего не воспринимают, даже в том случае если вы им хорошо знакомы. Поэтому в течение первой минуты давать какую либо информацию бессмысленно.
6. Мимика, взгляд, жест.
Мимика, взгляд, жест - это тоже средство усвоения информации, зачастую более эффективные, чем речь, поскольку они выражают отношение говорящего к данному вопросу. Следует избегать следующих жестов и движений: сцепленные пальцы рук, руки, скрещенные на груди, руки на бедрах или на поясе, закладывание рук за спину, опора на предмет или положение руки на предмете, нога на ногу или перекрещенные ноги и других закрытых позиций, так как они соответствуют негативному отношению к слушателям и при этом добиться их расположения невозможно.
7. Движение говорящего.
Если говорящий сидит, то слушатель может смотреть на него и воспринимать информацию в течение примерно 5...7 минут. После этого в коре головного мозга наступает процессы торможения. Лучше если говорящий двигается. Однако движения не должны быть однообразными. Совершенно не допустимо ходить из угла в угол аудитории. Возможны движение перед аудиторией и вглубь аудитории. Последние наиболее эффективны для привлечения слушателей и носит название - агрессивная линия. Если оценить количественно три этих вида движения по степени привлечения внимания слушателей, то получим такое соотношение 1:20:100.
8. Пауза.
Чем больше плотность информации, тем больше должны быть и паузы. Паузу нужны для осмысления информации. Длительность паузы - от одной до двух секунд. Необходимо просматривать текст выступления на предмет пауз, которые следуют после каждой крупной мысли или вывода. Паузы содержательны: они подчеркивают важность материала и способствуют закреплению информации.
9. Мертвые точки.
Через 25-30 минут после начала выступления наступают, так называемые, мертвые точки: естественное утомление слушателей, которое сопровождается ухудшением внимания и отвлечением от предмета речи. Это необходимо учитывать. В это время можно пошутить, задать вопрос, сделать паузу. Время необходимое на преодоление мертвой точки составляет 2-3 минуты. Через следующие полчаса ситуация повторяется.
10. Ответы на вопросы.
Выслушайте вопрос до конца и сделайте паузу, для того чтобы понять, что же вас спросили и почему спросили. Осознание этих фактов позволит более точно и полно ответить на вопрос. Отвечать нужно по сути вопроса. Нельзя отвечать кратко, при этом создается впечатление, что вы хотите отделаться от вопроса. Излишне подробные ответы также нежелательны, так как это утомляет слушателей. В ответе должна чувствоваться доброжелательность.
Если вы не поняли вопроса, переспросите. Если вопрос выходит за рамки положенного материала необходимо кратко ответить и указать литературу, где этот материал можно найти. В ответе желательно показать свой уровень знаний, но это нужно делать скромно и корректно.
В заключение можно привести слова выдающегося судебного оратора А.Ф.Кони: "Говорить нужно громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто. Должна чувствоваться убежденность, сила. Тон следует менять, тон подчеркивает. Жесты оживляют речь, но пользоваться нужно ими осторожно. Не делайте однообразных движений. Избегайте шаблонов речи, особенно в начале и в конце. Не применяйте в речи одних и тех же выражений, слов на близком расстоянии. Форма речи простая, понятная. Хорошо действует наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет. Для успеха надо завоевать внимание аудитории и удерживать его до конца. Краткость и отсутствие лишнего позволяет также удержать внимание. Для успеха важно течение мыслей автора. Необходимо построить план, таким образом, чтобы одна мысль вытекала из другой, чтобы был естественный переход".
5. Методы обучения и преподавания:работа вмалых группах, работа с текстом, ситуационная задача
Работа в малых группах.
Задание 1: распределите приведенные ниже слова, словосочетания и выражения по группам:
а) имеющие официально-деловую окрашенность;
б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового;
в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле.
Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, терем, заводище, истец, командировочное удостоверение, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство.
Торжественное открытие, короткая память, мешанина, сойти с рук (фраз.), новое назначение, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, текущий (в значении «нынешний»), юнец, тезка, безотлагательно, судить да рядить, уведомление, нижеследующий акт, необходимо осуществлять.
Рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, кумир толпы, попридержать язык, отгрузка товара, подсчитать свои возможности, избушка, вперегонки, именуемый, морфема, ингаляция, фрезер, поставить в известность.
Задание 2. Найдите и охарактеризуйте нормативные грамматические варианты.
Один тенге — одно тенге; черный кофе — черное кофе; мелководное Карасу - мелководный Карасу; белый рояль - белая рояль; стакан чая — стакан чаю; бутылка кваса — бутылка квасу; в отпуске - в-отпуску; в чае - в чаю; с двумястами рублями - с двумястами рублей; по обеим сторонам дороги - по обоим сторонам дороги; две подруги - двое подруг; благодаря нему - благодаря ему; сумею победить - победю; машет - махает; мяукает - мяучит; мок -мокнул; выставь - выстави; шить платье - пошить платье; большинство справилось - большинство справились.
Задание 3. Перечислите основные условия, порождающие точную речь. Проанализируйте случаи отступления от точности речи в следующих предложениях:
1. Примите, пожалуйста, подписку на журнал "Вечерний Алматы". 2. Он накопил кучу детей. 3. Алия позаимствовала мне свои последние пять рублей
Задание 4.
Б.Н.Головин утверждает, что применительно к отдельному человеку можно выделить следующие условия, от которых зависит выразительность его речи: а) самостоятельность мышления, б) неравнодушие, в) хорошее знание языка, г) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков, д) хорошее знание свойств и особенностей стилей языка, е) сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, ж) наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности. Что вы думаете об условиях выразительности речи?
Задание 5. Прочитайте по ролям два диалога. В какомиз них речь врача не соответствует языковой норме, т.е. построена не по общепринятым правилам русского языка? Обоснуйте свой ответ, указав ошибки. Какие нормы нарушены? Скажите, для чего будущему врачу необходимо владение культурой речи?
А. Врач: На что жалуетесь? Что вас беспокоит?
Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?
Врач: Давайте измерим давление. Да, у вас поднялось давление. Сейчас возьмите андипал или раунатин и выпейте одну таблетку. Не волнуйтесь! Все будет хорошо. Нужно только сдать анализ.
Б.Врач: Ну, что у вас? С утра уже столько народу! Достали! Идут и идут, будто мне, дохтору, делать нечего.
Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?
Врач: Здрасьте, я что вам икстрасенс? Сдайте анализ. А сейчас идите!
Задание 6. Прочитайте выразительно стихотворение.О чем пишет автор?Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов и постановку знаков препинания, вспомнив правила. Объясните значение выделенных существительных с помощью перевода на родной язык.
Кто дал однажды клятву Гиппократа, Ты на оши … ку (не) имеешь права,
Избрал на век профессию врача – Хоть ты не бог, а человек пр … стой,
Перед людьми свой долг исполнил свято, И не корысть, награда или слава –
Как бой, твоя работа горяча. Приказ души руководит тобой.
К сражению с недугом все готово, Обо всех, о нас, тревожась, беспокоясь,
Но нет порой целебней ничего, Лишь сам себе пощады не даешь:
Чем теплое и ласковое слово, Сне … или дождь, экватор или полюс –
Идущее от сер…ца твоего. Ты вышел в путь, - ты вовремя придеш ...!
(Михай Вадим)
2. Работа с текстом.Ознакомьтесь с информацией. Объясните название текста.Какие виды словарей вам известны и каковы их функции? Почему необходимо обращаться к словарям? Составьте сиквейн к ключевому слову словарь. Почему мы произносим «славарь», а пишем «словарь»?