Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
- Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
- Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
- восприятие учебного материала;
- его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
- применение усвоенного в практической деятельности.
- Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
- Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
- формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
- подача учебного материала в определенной последовательности;
- демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
- применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
- Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
- слуховые;
- зрительные;
- двигательные и др.
- Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
- выделять главное;
- применять подчеркивание;
- использовать цвет;
- предлагать обратить особое внимание и т. д.
- Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
- доступным;
- логически взаимосвязанным;
- правильно понятым;
- актуализированным.
- В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
- составление конспекта изученного;
- повторение;
- рассказ;
- объяснение;
- показ усвоенного товарищу;
- применение полученных знаний в практической деятельности.
- Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологиА.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.
Основные положения: