Программа данного кружка направлена на приобщение детей к истокам бурятской народной культуры

Полнота содержания - программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей.
Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения.
Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения, а также способствует развитию чувства патриотизма, гордости, уважения к творчеству бурятского народа. Системность содержанияобеспечивается логикой развертывания учебного материала.

Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе. Рассчитана на детей среднего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 3 года, 1 час в неделю

Цель программы:

Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи программы:

· создание в рамках дошкольного образовательного учреждения творческой обстановки, художественной среды, позволяющей максимально привлекать детей всех возрастных групп к разным видам художественно-творческой деятельности и искусству (музыке, изобразительному искусству, театру, поэзии, хореографии);

· создания в Центре развития ребенка творческой среды общения по поводу искусства и через искусство благодаря внедрению в практику интегрированных развивающих форм организации занятий, построенных на принципах формирования творческих групп педагогов и сотрудников ДОУ по решению конкретных тем и направлений работы.

· формирование умственных, волевых и нравственных качеств воспитанников;

· развитие воображения, фантазии, желания выразить себя в каком-либо виде творческой деятельности.

Задачи:

1. Формирование у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики.

2. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

3. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

4. Углубить знания по художественным особенностям произведений устного народного творчества;

5. Научить бережному отношению к искусству слова, бурятскому слову, бурятской речи.

6. Сформировать представление о народных мастерах слова, сказителях- певцах (улигершинах): П.Петров, П.Тушемилов, П.Дмитриев, Р.Эрдынеев, Б.Барнаков, А. Тороев и др.

7. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

8. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

9. Способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.

10.Интегрированный подход к процессу освоения искусства на разных возрастных ступенях образования.

Условиями реализации обозначенной цели является:

1.· комплексное освоение искусства,

2.· развитие сенсорно-чувственной сферы детей через многообразное включение их в процесс творчества;

3. перенос акцента на активное творчество;

4.развитие желания проявлять себя в каком-либо виде творчества,

5.формирование представлений об особенностях родного края, традициях и обычаях народа, характер народного жилища, утвари и одежде русского народа;

6. развитие художественного восприятия детей;

7. передача настроения в искусстве через краски, форму, слова, танец, действия, музыку, звуки,

Вся работа направлена на создание разумной практической модели взаимодействия базового и художественного дополнительного образования детей, соединения обучения и воспитания с практикой сотрудничества с учреждениями декоративно-прикладного искусства при активной поддержке родителей.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

· Истории

· Краеведения

· Музыки

· Изобразительного искусства

· Трудового обучения

Формы проведения занятий:

1. Интегрированный урок

2. Инсценированное представление

3. Экскурсия

4. Комбинированный урок

5. Краеведческая викторина

6. Посещение культурных мероприятий

7. Просмотр видеоуроков, обсуждение, анализ

Механизм реализации программы:

1. Организация экскурсий в отдел краеведческого музея в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

2. Посещение концертов фольклорных коллективов.

3. Сбор материала.

4. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.

Прогнозируемые результаты:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, участие в различных культурных мероприятиях, праздниках, конкурсах, научно-практических конференциях.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота своей Родины.

Программа направлена на выработку у обучающихся следующих умений:

· уметь различать по художественным особенностям (композиции, средствам выразительности и т.п.) принадлежность

· произведения к тому или иному жанру;

· уметь составлять самостоятельно произведения разных фольклорных жанров;

· уметь самостоятельно записывать и составлять картотеку произведений разных фольклорных жанров.

Формы подведения итогов реализации программы:

1. Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства

2. Организация праздников.

3. Участие в районных краеведческих конференциях

4. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”

5. Участие в Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО”

Содержание программы “ Сансар ”

Четверть

Основное содержание материала Творческое задание
1-4 История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края  
5-6 Бурятские роды и племена в древности  
Религия. Шаманизм. Буддизм.  
8-9 Иволгинский дацан. Хамбо-ламы дацана. Д-Д Итэгэлов. Эрын гурбан наадан. –исследовательская работа
Образование Республики Бурятия Выучить гимн Бурятии
11- Улан-Удэ- столица Бурятии. Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства  
14- Символы Бурятии  
16- Танцы и игры бурят. Ёхор Разучивание народных игр. Разучивание ехора, участие в школьной, районной конференции.
19- Байкал Подготовка теста по теме «Байкал»

Четверть

Основное содержание материала Творческое задание
1-4 Байкал – мировое наследие Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа
5-7 Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции
8-10 Символика цвета Знание значений цвета-викторина
11-13 Символика орнаментов Значение народного орнамента-тест
14-16 Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят  
17-18 Пища как часть культуры народа Составление меню из бурятской кухни
19-24 Устное народное творчество Инсценировка бурятской народной сказки

Четверть

Основное содержание материала Творческое задание
1-8 Сагаалган Театрализованное представление Разучить игры
9-10 Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) Подготовка к интеллектуально-познавательной игре «Предания старины глубокой»
11-17 Бурятский костюм Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа
18-24 Бурятское жилище Конструирование юрты, мебели.  
25-30   Рисунки украшений

Четверть

Основное содержание материала Творческое задание
1-6 Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят  
7-10 Сурхарбан Приготовить сообщения о национальных видах спорта
11-12 Истоки традиции. Культ предков, родителей и старших. Формирование и воспитание личности в семье Составление родословную своей семьи, рода
13-16 Традиционный фольклор бурят вобрал многие компоненты: миф, героический эпос (үльгэр), легенду (домог), предание (түүхэ), сказку (онтохон), песню (дуун), колыбельную песню (үлгын дуун), пословицу ( оньһон үгэ), поговорку (хошоо үгэ), загадку ( таабари), детскую считалку (үхибүүдэй тоололго), скороговорку ( түргэн хэлэлгэ гү ,али жороо үгэ). Сопоставительный анализ текстов.
17-18 Сказители- певцы (улигершины) П.Петров, П.Тушемилов, П. Дмитриев,П.Степанов,С.Шанаршеев,А.Бадакшинов,А.О.Васильев, Б.Барнаков, А. Тороев и др. Хранители заповедных знаний по истории, этнографии, верованиям, культуре были подлинными творцами художественных ценностей в традиционной культур Задание. Подготовка докладов-исследований. Туурээлгэ.
19-21 Сказки, предания. (Онтохонууд, домогууд) Определение сказки.. Характер связи с действительностью в сказке. Собирание и изучение сказок. Разучить благопожелания. Инсценирование сказок.
22-23 Бурятские народные игры детей . ( Буряад арадай үхибүүдэй наадан) Выучить считалки, правила игр.
Викторина по пройденным материалам  

Ожидаемые результаты.

  • Создание сборника «Нютагаймнай ульгэр туурээгшэд»
  • Создание картотеки носителей произведений устного народного творчества для школьного музея.
  • Выпуск презентаций, видеофильмов в программе Microsoft Office PawerPoint 2003.ink
  • Пополнение «Копилки рефератов и исследовательских работ обучающихся по факультативу».
  • Постановка и показ сказки «Ноен ба угытэй хубуухэн».
  • Участие в научно- практических конференциях школьников с экспедиционными, исследовательскими материалами по данному факультативу.
  • Участие в различных конкурсах (Краеведение, этнография, этнопедагогика, фольклор и т.д)

Список литературы

12. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006

13. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004

14. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002

15. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006

16. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006

17. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000

18. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005

19. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990

20. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография

21. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985

22. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006

23. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002

24. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005

25. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005

Наши рекомендации