ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ (по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину)

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. С 10-11 лет.

Методика «Доминанта» предназна­чена для диагностики доминантности субъективного отношения к природе. С 10-11 лет

Методика «ЭЗОП» позволяет исследовать тип домини­рующей установки в отношении природы. Выделяются че­тыре типа таких установок. Это природа как объект:

—красоты (эстетическая установка);

—изучения (когнитивная);

—охраны (эстетическая);

—пользы (прагматическая). Минимальный возраст – 6 лет (ограничивается только способностью понять инструкцию)

Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами. Минимальный возраст – 6 лет (ограничивается только способностью понять инструкцию).

Методика диагностики субъектификации природных объектов (СПО). Диагностика способности к субъектификации природных объектов. С 10-11 лет.

Данные методики могут применяться для диагностики взрослых (педагогов и родителей).

Тема 7.

Организация и управление процессом формирования экологической культуры

План

1. Планирование работы по экологическому образованию

2.Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ

3. Система управления процессом экологического образования в ДОУ.

4. Экологическое просвещение родителей.

5. Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями.

Планирование работы по экологическому образованию

Планирование работы по экологическому образованию включает следующие формы планирования:

1) Программа, которую реализует конкретное ДОУ, отражает тенденции в развитии учреждения по основным направлениям его деятельности, в том числе и по экологическому образованию. Она необходима для подготовки и принятия управленческих решений.

2) Годовой план нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. Составляется заведующей и методистом ДОУ с последующим обсуждением всем коллективом ДОУ. Включает:

- анализ конечных результатов прошедшего учебного года (по критериям реализуемой программы, в т.ч. и по экол. образованию), выявление проблем,

- планирование деятельности ДОУ на следующий учебный год на основе программы ДОУ.

Если какое-то направление в деятельности педагогического коллектива недостаточно проработано по итогам предыдущего года, в задачах на последующий год на нем делается акцент (или если оно выбрано ДОУ как приоритетное).

В соответствии с задачами в плане определяются конкретные мероприятия и содержание работы всего персонала ДОУ, в том числе с родителями и с педагогами.

3) Перспективный план (календарно-тематический) составляется воспитателем для решения задач по какому-либо конкретному разделу программы (в т.ч. и для решения задач по экол.образованию) и охватывает различные промежутки времени. В перспективномплане, согласно отведенному на конкретный вид деятельности времени, определяются цели деятельности, указывается тематика и количество занятий (и других форм экологического образования), формы тестирова­ния детей.

Долгосрочное планирование (годовое и перспективное) помогает воспитателю равномерно распреде­лить программный материал, избежать перегрузок. Оно обес­печивает постепенность, систематичность и последователь­ность формирования у детей знаний, умений и навыков, пре­дусматривает усложнение и повторение материала, отбор целесообразных форм и методов работы.

Долгосрочный план определяет содержание знаний, кото­рые будут формироваться в течение данного сезона. В негонеобходимо включить знания о неживой природе (о сезон­ном состоянии погоды, свойствах природных материалов и т. д.); о растениях (частях растений, их особенностях, функ­циях, потребностях и т.д.), о животных (их внешнем виде, повадках, способах приспособления к окружающей среде и т. д.), о труде взрослых в природе.

В плане предусматривается разнообразие форм работы. Их необходимость определяется многообразием самих объектов и явлений природы. Планируются занятия, экскурсии, фрон­тальные наблюдения и труд, а также индивидуальные на­блюдения, трудовые поручения в уголке природы, огороде, цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы в разнообразных формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачи воспитания детей.

4) Основная форма планирования работы по экологическо­му образованию — календарный план на один день. Он ох­ватывает различные отрезки времени: утро, занятие, прогул­ку, вечер.

В плане отражается конкретное содержание знаний, уме­ний, навыков, отношение к природе, которое следует форми­ровать на данном отрезке времени. На этой основе в план включаются труд, наблюдения в уголке природы и на участке, игры в часы, отведенные для свободной деятельности детей.

Основное содержание наблюдений планируется во время дневной прогулки. Для вечерней прогулки планируются наблюдения лишь за теми явлениями, которые характерны именно для этого времени (заход солнца, появление звезд, изменения у цветущих растений и т.д.). В целях соответ­ствия времени объему и содержанию работы на каждую про­гулку планируется или один вид труда в природе, или на­блюдение. Для группы старшего дошкольного возраста воз­можно планирование того и другого одновременно, например, коллективного наблюдения со всей группой и труда для небольшой подгруппы детей.

При планировании конкретного наблюдения указывается тема наблюдения (например, рассматривание ели и сосны), крат­кая цель наблюдения (найти общие и индивидуальные при­знаки), указываются основные приемы, способы фиксации.

Возможно планирование наблюдений на прогулке без указания конкретного объекта наблюдения в том случае , когда его невозможно заранее предусмотреть. Например, планируется наблюдение за птицами без указания конкретного вида, или наблюдение за состоянием погоды без указания, что наблюдать.

Важнейшим условием планирования является реальность и конкретность плана. Планирование природоведческой работы включает создание соответствующих материальных условий — уголка природы, цветника, огорода, обеспечение оборудования для труда и игр в природе, технических средств обучения и т.д.

5) Молодым педагогам при подготовке к работе с детьми сле­дует осуществлять планирование в виде конспекта ООД. В конспек­те обычно указывается:

а) тема;

б) форма ООД (занятие, экскурсия, проект и т.д.);

в) задачи (воспитательная образовательная, развивающая);

г) оборудование (материалы);

д) методы и приемы;

е) предварительная работа

ж) ход ООД (подробное описание — с прямой ре­чью, выделением основных структурных частей, вопросов к детям, заданий для самостоятельной работы, указаний воспита­теля, примеров — образцов). Для лучшей зрительной ориента­ции в конспекте выделяются отдельные подразделы, подзаго­ловки, задания.

Наши рекомендации