Межличностные отношения в классе.

Пример

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Горно-Алтайский государственный университет

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социально-психолого-педагогическая характеристика

9 “Б” класса МОУ СОШ №12

Г. Горно-Алтайск

Подготовила: студентка

заочного отделения

факультета алтаистики и тюркологии

Иванова М.И.

Методист по психологии:

к.ф.н., доцент

Лизунова Г.Ю.

Горно-Алтайск 2016
Задачи и содержание педагогической практики на 4 курсах

Во время практики студенты проводят многообразную учебно-воспитательную работу с учащимися. Одно из направлений ее – руководство коллективом школьников. Практиканты учат ребят жить и трудиться в коллективе, учатся сами организовывать коллективные дела, создавать и поддерживать внутриколлективные взаимоотношения. Овладение умениями работать с коллективом учащихся может быть успешным, если практикант одновременно будет овладевать тактикой изучения данной общности, вскрывать структуру коллектива, уровень развития, реально существующие отношения, направленность и др.

Предлагаемое задание нацеливает студентов-практикантов на изучение коллектива учащихся и составление его психолого-педагогической характеристики.

При всей важности предлагаемых приемов (анкетирование, дискуссии, беседы, социометрия) главным методом сбора материала должно быть «включенное наблюдение», которое предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Это наблюдение наиболее результативное.

Примерная схема составления социально-психологической характеристики школьного коллектива

1. Краткое описание школы в целом(район, статус школы, состав учащихся и т.д.)

2. Общие сведения о классеи истории его формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

Официально-деловые отношения в классе.

План работы (поручения, их выполняемость); учет интересов учащихся (общественные дела, их направленность); организация вечеров, конкурсов, экскурсий и т.д.

Межличностные отношения в классе.

а) Товарищество и дружба в классе.

Неофициальные лидеры, характер их влияния на класс, его причины, отношение к «вожакам» официальных лидеров; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные.

Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг к другу. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие учеников. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

б) эмоциональный фон класса, настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.

в) коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри страны и за рубежом, приходу нового учителя, родителей, директора, ухода в другую школу одноклассников.

г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одноклассников, сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих одобрение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.

д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность классного коллектива. Дисциплина.

5. Учебная деятельность коллектива:

а) успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы ликвидации отставания по учебе. Взаимопомощь по учебе.

б) культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины. Факультативы, их роль, отношение учащихся к ним.

в) отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная помощь, коллективные подготовки. Отношение учащихся к дополнительным занятиям, консультациям.

Наши рекомендации