Необходимые условия для развития слуха и речи у детей с КИ

При реабилитации всех детей с КИ, независимо от возраста, необходимо осознавать, что КИ будет приносить максимальную пользу ребенку только, если:

- речевой процессор КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- речевой процессор КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в разных ситуациях общения (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться;

- в процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Развитие слуха и понимания речи у малыша с КИ происходит также как у нормальнослышащего ребенка, но определенные условия облегчают ему восприятие речи окружающих людей и обучение речи. Это легко понять, когда мы вспомним, во-первых, как говорят с детьми мамы нормальнослышащих малышей. Их речь напевна, замедленна, четкая, с короткими простыми фразами, с многочисленными повторами ключевых слов во фразе. Во-вторых, вспомним, что нам помогает понять иностранный язык, который мы не очень хорошо знаем - тихое помещение, медленная речь с четкой артикуляцией, короткие, простые фразы, повторения.

Значит, чтобы облегчить нашему малышу с КИ учиться понимать речь мы должны обеспечить ему более легкие условия для ее восприятия. Ниже они представлены в табл. 2.1.

Табл. 2.1. Сравнение разных условий, влияющих на восприятие речи ребенком с КИ.

Более легкие условия для восприятия речи ребенком с КИ Более трудные условия для восприятия речи ребенком с КИ
Тихое помещение Шумное помещение
Помещение с низким уровнем отражения звуков (стены и пол покрыты материалами, поглощающими звук - ковры, занавески, мягкая мебель) Помещение с высоким уровнем отражения звуков (гладкие стены и пол, мало мебели, нет занавесок)
Говорящий стоит рядом с ребенком, говорящий находится со стороны КИ Говорящий находится далеко от ребенка, говорящий находится с противоположной стороны от КИ
Слегка замедленный (напевный) темп речи Нормальный темп речи
Четкая артикуляция Невнятная неразборчивая речь
Предварительно привлекается внимание ребенка к слушанию (особенно на начальных этапах использования КИ) Предварительно НЕ привлекается внимание ребенка к слушанию (особенно на начальных этапах использования КИ)
Речь, обращенная к ребенку с предварительным привлечением его внимания Речь, обращенная к другому человеку
Интонационно окрашенная речь Монотонная, не интонированная речь
Много повторений одних и тех слов и фраз Речь без повторений
Знакомый голос Незнакомый голос
Простые слова и короткие фразы Сложные предложения
Подчеркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе Ключевые слова НЕ выделяются голосом в речи, обращенной к ребенку
Выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги) Наиболее тихие слова и части слов в предложении НЕ выделяются голосом.
Лучше воспринимается и запоминается последнее слово в предложении Хуже воспринимается и запоминается первое слово в предложении

Наши рекомендации