Образец технического диктанта

Для технического диктанта учитель подбирает такие тексты, в которых последнее слово (или группа слов) являются проверяемыми терминами, определениями и т.п. учитель их не произносит, делает паузу, а учащиеся должны их вспомнить и записать. Остальной текст учащиеся не записывают.

Например, учитель читает: 1. Способность металла сопротивляться вдавливанию в него какого-либо тела под действием силы называется _______ (пауза), а ученики должны записать в тетради: 1. Твердостью.

Текст может усложняться за счет введения жизненных или производственных ситуаций. Например, учитель читает: 3. Стальную болванку нагрели, и под ударами молота она стала менять свою форму, а после выключения машины эту форму сохранила. Значит, в результате нагрева сталь стала более _______ (пауза). Ученики должны записать в тетради: 3. Пластичной.

Еще пример: учитель читает: 1. Начали рубить полосу зубилом, но оказалось, что оно быстро тупиться. Значит, надо его подвергнуть виду термообработки, как _______ (пауза). А ученики должны написать: 1. Закалка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец карточки программированного опроса.

Тема: «Термическая обработка стали».

1. Сколько углерода содержится в стали марки Сталь 20?

1) 20%; 2) 2%; 3) 0,2%; 4) 0,02%.

2. Что обозначает буква A в марке стали УДА?

1) что это сталь с повышенным содержанием углерода;

2) что это сталь с пониженным содержанием углерода;

3) что это легированная сталь;

4) что это сталь высококачественная.

3. Надо изготовить напильник. Какую марку стали следует выбрать?

1) Ст3; 2) Сталь 45; 3) У 13; 4) Ст5.

4. Надо закалить детали из стали 60 и У13. У какой из них температура нагрева должна быть больше?

1) у детали из стали 60;

2) у детали из стали У13;

3) одинаковая;

4) нагрев недопустим.

5. Какая из закалочных сред обеспечивает наибольшую скорость охлаждения?

1) вода;

2) водный раствор поваренной соли;

3) минеральное масло;

4) воздух.

Варианты ответов, в зависимости от характера вопроса, могут быть даже и в виде рисунков, чертежей, схем, различных определений и т.д. Вместо вопроса можно давать задачу, тогда варианты ответов будут представлять собой возможные результаты расчетов, из которых один правильный, а остальные представляют собой типичные ошибки учащихся.

В карточку программированного опроса надо включать и вопросы, требующие простого воспроизведения материала (например, вопросы 1-й, 2-й, 3-й образца), и вопросы, проверяющие понимание материала (например, вопросы 3-й и 4-й образца), а также задачи на примере знаний с набором ответов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СХЕМА

плана-конспекта урока комбинированного типа

Класс:

Дата:

1. № урока по календарно-тематическому плану.

2. Тема урока.

3. Цель и задачи урока:

а) обучающие;

б) развивающие;

в) воспитательные;

4. Объект труда;

5. Оснащение урока:

а) средства наглядности;

б) ТСО;

в) инструменты и приспособления (характерные для данного урока);

г) заготовки, полуфабрикаты;

6. Ход урока (с примерной разбивкой времени):

а) организационный момент;

б) проверка знаний и умений учащихся;

в) подготовка учащихся к восприятию нового материала;

г) организация работы по его усвоению;

д) закрепление нового материала;

е) вводный инструктаж;

ж) организация практической работы учащихся и текущий инструктаж;

з) заключительный инструктаж;

и) организационный момент.

ЛИТЕРАТУРА

8. Боровков, Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей IV-VIII кл. / Ю.А. Боровков, С.А. Легорнев, Б.А. Черепашенец.– Киев: Рад. шк., 1985.– 200 с.

9. Бронников, Н.Л. Методика обучения учащихся 5 класса технологии: кн. для учителя / Н.Л. Бронников, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.– Брянск: БрГУ, 2002.– 140 с.

10. Бронников, Н.Л. Методика обучения учащихся технологии: кн. для учителя / Н.Л. Бронников [и др.]; под ред. В.Д. Симоненко.– Брянск – Ишим: Изд. ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998.– 296 с.

11. Деркачёв, А.А. Повышение эффективности урока технического труда в школе: метод. рекоменд. / А.А. Деркачёв.– Гомель: Гомельский облсовет педобщества БССР, 1978.– 40 с.

12. Занятия по техническому труду в школьных мастерских, IV-VI: методические разработки / под ред. А.Г. Дубова.– М.: Просвещение, 1971.–368 с.

13. Занятия по техническому труду в школьных мастерских, VII-VIII: методические разработки / под ред. А.Г. Дубова.– М.: Просвещение, 1972.– 206 с.

14. Занятия по трудовому обучению, 5 / под ред. Д.А. Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1989.– 176 с.

15. Занятия по трудовому обучению, 6– 7: пособие для учителя труда / под ред. Д.А.Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1990.– 208 с.

16. / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі; пад рэд. І.А. Карабанава.– Мазыр: МазДПУ імя І.П. Шамякіна, 2009.– 181 с.

17. Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання: курс лекцый для студэнтаў / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі.– 2-е выд., дапрац. і дапоўн.– Ч.1.– Мазыр: МДПІ, 1998.– 72 с.

18. Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання: курс лекцый для студэнтаў / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі / пад рэд. І.А.Карабанава.–Ч.2.– Мазыр: МазДПІ, 1998.– 92 с.

19. Кондращук, С.В. Дидактический материал по техническому труду, 4 кл.: пособие для учителя / С.В. Кондращук, А.А. Улога.– Минск: Нар. асвета, 1984.– 64 с.

20. Массовые формы внеклассной работы по трудовому обучению: методические рекомендации / сост. А.А. Деркачёв.– Гродно, 1980.– 47 с.

21. Методика трудового обучения / под ред. Д.А. Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1981.– 268 с.

22. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин / под ред. Д.А. Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1982.– 286 с.

23. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / под ред. Д.А. Тхоржевского. - М.:Просвещение,1987. - 447 с.

24. Методика трудового обучения с практикумом: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Д.А.Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1987.– 447 с.

25. Муравьёв, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях: курс лекций / Е.М. Муравьёв. – Шуя : ШГПИ, 1996.– 156 с.

26. Перов, В.А. Лабораторно-практические работы по техническому труду / В.А. Перов.– М.: Просвещение, 1983.– 96 с.

27. Творческие вопросы и задания по техническому труду, 5–7: пособие для учащихся общеобразовательных школ / сост. И.А. Карабанов, П.И. Левковец.– Витебск: Педагог, 1993.– 69 с.

28. Творческие вопросы и задания по техническому труду, 8–9: пособие для учащихся общеобразовательных школ / сост. И.А. Карабанов, П.И. Левковец.– Витебск: Педагог, 1993.– 40 с.

29. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: трудовое обучение: технический труд, V–IX классы / С.Я. Астрейко [и др.].– Минск: НИО, 2012. – 70 с.

30. Юдицкий, В.А. Технические загадки: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий. -Мозырь: МГПИ, 1998. - 96 с.

31. Юдицкий, В.А. Технические кроссворды: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий.– Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2000.– 32 с.

32. Юдицкий, В.А. Технические чайнворды: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий.– Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2001.– 24 с.

33. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения, 5 кл.: книга для учителя: из опыта работы / Н.Ф. Якубин.– М.: Просвещение, 1991.– 128 с.

34. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения, 6 кл.: пособие для учителя: из опыта работы / Н.Ф. Якубин.– М.: Просвещение, 1991.– 174 с.

35. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения, 7 кл.: книга для учителя: из опыта работы / Н.Ф. Якубин.– М.: Просвещение, 1993.– 160 с.

36. Яровой, И.Н. Сборник задач по техническому труду: пособие для учителей / И.Н. Яровой, Н.Т. Малюта, В.Н. Рыбенцев.– М.: Просвещение, 1976.– 135 с.

Наши рекомендации