Теория проектного обучения
Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик заложил основы теории метода проектов. Проектное обучение используется в школах США и ряда других стран.
В 1920-х годах в школах России также использовался метод проектов как средство развития учащихся, на в 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.
Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в современном технологическом мире формирования проектного мышления, обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний, перехода от школы памяти к школе мысли, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, создания здоровьесберегающих технологий обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.
Теория проектного обучения является интегративной, она синтезирует в себе в той или иной мере другие теории.
Словарь основных понятий
Ассоциация - отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.
Восприятие - простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. В отличие от ощущения восприятие отражает объект целостно.
"Зона ближайшего развития " - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого. Понятие введено Л.В. Выготским.
Деятельность - взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
Действие — элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые.
Упражнение - повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Индукция - вид умозаключения от частных, единичных суждений и фактов к общим; метод познания.
Дедукция - вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания.
Проект ~ самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения.
Проектное обучение — обучение, в котором знания и умения у школьников формируются в процессе выполнения творческих проектов.
Модели образования
Мнемосхема