Тема 5: классика детской литературы. а. погорельский. а.с. пушкин. в.а. жуковский

План:

  1. Жизнь и творчество.
  2. Произведения для детей и детского чтения.
  3. Поэзия как средство нравственного и эстетического воспитания.
  4. Своеобразие произведения.

Литература:

  1. Степанов Н.А. Антоний Погорельский в книге Погорельский Антоний. Двойник или мои вечера в Малоруссии. М. 1980 г.
  2. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина в книге Маршака «Воспитание словом».
  3. Слонимский А.Л. «Мастерство Пушкина».
  4. Непомнящий В.О. «О сказках Пушкина».
  5. Городецкий Б. Вступительная статья в книге «Жуковский».
  6. Муравский В. Вступительная статья в книге «Жуковский В.А. Баллады и повести».
  7. Учебник. Детская литература. Ред. А.В. Терновский.

Ключевые слова: переживания, воззрение, образование, служба, иммиграция, ссылка, литературное направление, сказки, сборник сказок, лирика, стихи, поэма, ода, фольклорная поэтика, варьирование, реальное и волшебное.

Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, в селе Мишенском Белеевского уезда Тульской губернии.

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.

В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник Н.М. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой «разговорный» язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 гг. - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 гг. и редактор) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 г. он бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», куда входил К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, лицеист А.С.Пушкин и многие другие. Литературный труд долго был для Жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать всё для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной мере и на его мать). Благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами.

Придворная служба отнимала много времени. Только в 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника Е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё откладывать возвращение на родину.

Перед концом своей жизни Жуковский с семьёй решил переехать в Россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить «Агасферу», «Илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Василий Андреевич Жуковский - «Это Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии» (Белинский) - представлял и в литературе для детей романтическое направление. В журналах и сборниках, предназначенный детям, печатать его баллады, поэмы элегии, отличавшиеся романтической настроенностью.

Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев Гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «Детский собеседник». Перевод «Одиссеи» Гомера поэт предназначал для юношества.

Создавая стихи для детей, Жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «Котик и козлик» и «Птичка» напоминают народные потешки и песенки.

Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу.

Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья - основные мотивы его сказок.

Сказки Жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок Жуковского.

Творчество Жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими западноевропейскими тенденциями в поэзии.

В.А. Жуковским была создана - «педагогическая поэма» - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» - детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Детские стихотворения Жуковского впервые увидели свет в 1852 г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги. Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, Жуковский не мог в своём творчестве пройти мимо сказок.

Своеобразие творческой манер Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «Сказка о царе Берендее» написана гектамером - античным размером, размером «Илиады» и «Одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев Гримм и французских сказок Перро Жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения.

Популярность сказок В.А. Жуковского была в своё время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет преимущественно историко-литературный интерес. Многие из его оригинальных и переводных вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течении всей жизни, нашли отражение и в его литературной деятельности.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ (ПОГОРЕЛЬСКИЙ) (1787-1836)

Погорельский окончил Московский университет, был одним из образованнейших людей своего времени, участником Отечественной войны 1812 года, соратником и другом А.С. Пушкина.

В 1820-х начале 1830-х гг. у читателей пользовались широкой популярностью такие произведения писателя, как повесть «Лафертовая маковница», роман «Монастырка», сборник рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии».

В 1829 г. А. Погорельский написал для детей волшебную повесть «Чёрная курица или подземные жители». Повесть Погорельского появилась тогда, когда ещё не было сказок Жуковского, Пушкина, Ершова.

Она открыла в русской литературе новую область сказки - сказки о детях и для детей.

«Чёрная курица или подземные жители» в корне отличалась от многочисленных детских сказок и рассказов дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи, рисовали слащавых безжизненных героев - мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть-сказка Погорельского ничем не напоминала народные детские волшебные сказки.

Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал художественный приём, когда при изображении событий реально переплетается с фантастическим. В своём творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.

В повети Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения) и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т.д.

Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчёркивая его трудолюбие, сердечную отзывчивость, вежливость.

Автор показывает в своём произведении к чему приводит детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудится, чтобы всё знать. В этом и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести.

Повесть Погорельского оставила большой след в истории русской детской литературы. Она утвердила новый тип детской сказки, приблизила её к изображению детской жизни, к педагогике.

На опыте Погорельского учились многие мастера русской сказки 19-20 вв.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)

А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганибала, выходца из Северной Абиссинии, наречённого в России Абрамом Петровичем.

Его первыми учителями русского языка были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший весь жизненный путь вместе с Пушкиным.

В 1811 г. Пушкина отдали в только открывшийся Царскосельский лицей, куда привёз его дядя Василий Львович.

После окончания лицея (1817) он был зачислен коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел.

В эти годы (1817-1820) были написаны ода «Вольность», стихотворения «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), поэма «Руслан и Людмила».

До царя Александра I дошли вольнолюбивые стихотворения Пушкина и он был выслан в первую ссылку на юг, под началом генерала И.Н. Инзова, куда он выехал 6 мая 1820 года.

В середине мая 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав. Там Пушкин заболел. В это время туда приехала семья генерала Раевского с которыми Пушкин поехал для лечения на Кавказские воды.

После Кавказа Пушкин побывал в Крыму. Летом 1823 года он вернулся в Одессу, где вместо Инзова был назначен М.С. Воронцов, с которым не смог поладить Пушкин. По донесению Воронцова Пушкин был переведён в Михайловское, имение родителей.

В эти годы (1820-1824) он написал поэмы «Кавказский пленник (1821) и «Цыгане» (1824). В Михайловске Пушкин написал свои лирические стихотворения «К морю», «Я помню чудное мгновенье» и другие. В 1825 году написал свою трагедию «Борис Годунов».

8 сентября 1826 года Пушкин возвратился в Петербург. 1830 год Пушкин провёл в Болдино, где написал свои произведения «Повести Белкина», в которые вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

В апреле 1836 года издал первый номер журнала «Современник» к соавторству были приглашены Гоголь, Кольцов, Тютчев и др.

В эти годы он написал многие знаменитые стихотворения «Я памятник себе воздвиг …» и другие, прозаическое произведение «Капитанская дочка». В эти годы началась травля поэта. Это закончилось тем, что он был вызван на дуэль Дантесом, которая состоялась 27 января 1837 года, где он был тяжело ранен. 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут по полудню Пушкин скончался. Он похоронен в святогорском монастыре в феврале 1837 г.

Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения (например, «Обвал» и др.), передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое чувство, любовь к прекрасному.

Глубокий след в детском чтении в истории детской литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина.

На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка. Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский сказочный фольклор. Опираясь на идейно-эстетическое богатство фольклора, Пушкин творчески развил традиции народной поэзии.

В сказочных поэмах Пушкина запечатлелись и народные взгляды, и обстоятельства жизни. В духе народного творчества обрисован жёсткий, ленивый и глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке».

У Пушкина каждый сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В большинстве сказок мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех же сказках, где положительного героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.

В произведениях с потрясающей художественной силой воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной человеческой любви, способной совершить чудо, преодолеть смерть, торжествовать над силами зла и жестокости.

Поэтике Пушкина особенно родственной оказалась выразительная динамика народно-сказочного повествования.

Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот.

Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки - её стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.

Так же в сказках Пушкина отразился закон троекратного повторения с небольшими вариациями основных сюжетных эпизодов.

Например, трижды отправляется к морю старик-рыбак; трижды обращается к стихиям королевич Елисей; трижды посылает свои войска против врагов царь Дадон и т.п.

Создавая на фольклорной основе новую литературную сказку, поэт стремился предельно приблизить её к стилю народной поэзии. Но сказки Пушкина стихотворные, а фольклорные сказки рассказываются прозой.

Чтобы стихотворный стиль не создавал ощутимого отличия между его сказками и сказками народными, Пушкин использовал в них песенные и речитативные жанры устного народного творчества.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Творчество Пушкина имело большое влияние на развитие детской литературы.

ТЕМА 6: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

План:

  1. Развитие детской литературы первой половины XIX века.
  2. Писатели и поэты первой половины XIX века.
  3. Значение произведений поэтов и писателей на детей.
  4. Развитие детской литературы 1850- 1860.
  5. Поэты-шестидесятники.
  6. Произведение поэтов и писателей детям.
  7. Периодическая литература.

Литература:

  1. Детская литература. 1800-1825 г.
  2. Детская литература. 1825-1860 г.
  3. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина.
  4. Детская литература. Редактор А.В. Терновский.
  5. Литература в школе М., 1990.

Ключевые слова: жанр сказки, авторский вымысел, литературные произведения, сборники сказок, мировоззрение, поэты-шестидесятники, поэты из народа, реализм, социальная романтика, проза, лирика, переодика, журналы, газеты.

В первой половине XIX века для детей писали ещё очень немногие писатели и поэты, прославленные мастера художественного слова Жуковский, Погорельский, Одоевский и др. Обращаясь к народно - поэтическому творчеству, они чуждались его вольнолюбивых и протестанских мотивов. Но созданные ими сказки для детей сыграли большую роль в истории детской литературы и продолжают оказывать эмоциональное воздействие на детей в наше время. В этих сказках воплотились идеи гуманизма и трудолюбия, любовь к научным знаниям. В них в качестве сказочных героев действовали дети с присущими их психологии переживаниями («Чёрная курица» Погорельского).

Возникали различные жанровые разновидности литературной сказки: сказки стихотворные и прозаические, сказка, основанная на фольклорных мотивах и авторском вымысле, сказка характерная по художественной структуре для общей литературы и собственно детская сказка.

Появление сказочных поэм Пушкина и сказочной повести Ершова подняло русскую литературу на небывалую высоту, её дальнейшее развитие, определив её дальнейшее развитие.

В первой половине XIX веке важное воспитательное значение имели и лучшие научно-популярные книги и журналы, издаваемые для детей. Уже в первой половине XIX века дети читали в специально издававшихся для них хрестоматиях, журналах басни Крылова, баллады Жуковского, лирические стихи, поэмы и сказки Пушкина, Лермонтова и Ершова, песни Кольцова, Гоголя, Тургенева, а из иностранных писателей Вальтера Скотта, Фенимора Купера.

Многие произведения этих художников волновали читателей картинами исторического прошлого своей страны и картинами родной природы, возбуждали жажду борьбы за обновление жизни. Войдя в круг детского чтения произведения русских и зарубежных классиков способствовали постепенному преобразованию детской литературы. В ней утверждались принципы критического реализма, которые легли в основу лучших книг для детей во второй половине XIX века.

Почти одновременно с поэтическими произведениями Пушкина в детское чтение вошли некоторые стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова: «Бородино», «Воздушный корабль», «Три пальмы» и др.

Из художественной прозы русских писателей первой половины XIX века в детское чтение вошли прежде всего произведения об исторических судьбах народа - «Юрий Милославский» М. Загосина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. Гоголя. Так в детской литературе утверждался жанр исторической повести и романа.

В конце 1840-х годов появляются антикрепостнические рассказы И. Тургенева, которые составили в дальнейшем (1852 г.) два тома «Записок охотника». В детской среде широкое распространение получили не только рассказы Тургенева «Бежин луг» и «Муму», но и многие другие его произведения из «Записок охотника».

В 1850-1860-х гг., когда ещё было мало научно-естествоведческих книг для детей, эти произведения привлекались педагогами и как средство идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения, а порой в качестве книг о природе, потому что национальный пейзаж запечатлелся в них с поразительной художественной силой и рельефностью.

Огромную роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов молодых писателей сыграли поэты-шестидесятники. Одним из них был Михаил Илларионович Михайлов (1829-1865 гг.).

За написанную вместе с Н.В. Шелгуновым прокламацию «К молодому поколению» он был сослан на каторгу в Сибирь. Михайлов печатал свои оригинальные и переводные стихи для детей в прогрессивном журнале «Подснежник» и в приложениях к нему. Впервые после Жуковского усилиями Михайлова детская литература значительно обогатилась произведениями многих зарубежных писателей - Бернса, Беранже, Уланда, Гартмана, Саади и др. Как в оригинальных произведениях, в переводах Михайлова привлекали темы свободолюбия, чести, долга перед отчизной, человеческих радостей и страданий.

Идеи революционных демократов ярко воплотились и в творчестве АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ПЛЕЩЕЕВА (1825-1893). Перенеся десятилетнюю ссылку рядовым солдатом в Сибири и на Урале за участие в кружке Петрашевского, Плещеев возвращается к литературной деятельности, печатает свои стихотворения в самых передовых журналах того времени - в «Современнике», а затем в «Отечественных записках».

После 1860-х годов Плещеев в своём творчестве всё чаще обращается к теме детства, жизни детей в семье. Но даже в его стихах о беспечном детстве зачастую звучит мучительный вопрос: «Ужель и вам не видеть лучшей доли? И вам идти путём бесплотных грёз?».

Поэт видел в детях «будущих строителей русской жизни», стремился «научить их любить добро, родину, помнить свой долг перед народ». Теплотой, семейным уютом, дружбой, любовью исполнены его стихи «Из жизни», «Завтра», «На берегу» и др.

Передовая педагогическая критика высоко ценила сборники стихов Плещеева. Отдельные произведения поэта печатались в детских журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Игрушечка». Плещеев сам составил сборник «Подснежник», куда вошли его лучшие произведения - стихотворения для детей и юношества.

Наши рекомендации