Помощники воспитателя – 12
Структурное подразделение 2434
Руководитель: Аделева Раиса Николаевна
Адрес: 117041, г. Москва, Бунинская аллея, д. 2, корп.1
Телефон: +7(495)714-74-81
Педагогический состав:
Старший воспитатель -Вятская Надежда Владимировна
Педагог – психолог -Мухина Екатерина Викторовна,
Музыкальный руководитель - 2
Инструктор по физической культуре - 2
Учитель – логопед -2
Воспитатели – 26
Помощники воспитателя – 12
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
Воспитатель- педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении. Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопедзанимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.
В структурном подразделение 2434 – 12 групп:
1группа от 2-3 лет первая младшая
3 группы от 3-4 лет вторая младшая
1 группа от 4-5 лет средняя
2 группы от 6- 7 лет подготовительная
2 группы от 5-6 лет старшие
2 группы Монтессори разновозрастные
1 группа Вальдорфская разновозрастная
Первая младшая от 2 до 3 лет
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я».
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Вторая младшаяот 3 до 4 лет
С трех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка. Наряду с имеющимся предметным сознанием появляется второй его вид – самосознание (самопознание – рефлексия – и самооценка результата деятельности, но еще нет самооценки себя как субъекта).
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что повышается активность ребенка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и координированными становятся движения. В разных видах деятельности (конструировании, самообслуживании, игре, рисовании), а также в повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У ребенка повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы – ритму, рифме. Он различает поэтический и прозаический тексты, у него растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Воспитанник четвертого года жизни проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Он различает контрастное настроение музыкальных произведений (веселое спокойное), узнает знакомые песни и пьесы, называет их.
Для младшего дошкольника мир предметов полон чудес. Преобладающей формой его мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (игрушки, одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Средняя от 4 до 5 лет
Проявляющаяся самопроизвольность существенно изменяет поведение ребенка пятого года жизни. Он теперь в состоянии специально запоминать правила и в нужный момент припоминать их, изменять в соответствии с ними свое поведение. Он способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.
Ребенок становится более внимательным к своему физическому «Я». Ему интересны не только особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и общие принципы их функционирования.
Ребенок пятого года жизни уже способен сознательно соотнести свое поведение с поведением сверстников, оценить их и свои возможности, главным образом в области практических действий. Он может по своей инициативе помочь сверстнику, согласовать с ним действия, направленные на достижение общей цели. В процессе деятельности и общения с окружающими он способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций. Однако не только положительные эмоции владеют им. Озабоченность у воспитателя могут вызвать такие эмоциональные проявления ребенка данного возраста, как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность, проявление ябедничества. Но возникновение их можно предупредить, если целенаправленно организовывать детей, с учетом специфики не только темперамента, но и пола. Вообще же дошкольнику этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.
Старшая от 5 до 6 лет
Шестой год жизни ребенка очень важен для развития его воли, выдержки, осознания ответственности за результаты как индивидуальных, так и совместных действий, для формирования благодаря самостоятельности дружеских, коллективных взаимоотношений.
Важные изменения происходят и в структуре самосознания старшего дошкольника. Развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду. Он все чаще сравнивает себя со сверстниками: уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя и дать им оценку.
Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания. Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого и т.п.).
Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. Ребенок может оценивать не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств: он чувствует характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различает их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).
Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью; типично возникновение небольших групп детей (2-5 человек), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно участвующих вместе в разных видах деятельности (играющих, конструирующих, занимающихся трудом и т.д.); возникает привязанность друг к другу, к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности.
Подготовительная от 6 до 7 лет
В этом возрасте у воспитанника начинается овладение учебной деятельностью. Он готов обучаться по программе взрослого, умеет слушать и слышать педагога, вычленить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль. Степень проявления умений может быть различной: многое зависит от готовности конкретного ребенка к новой социальной позиции – позиции школьника. Потребность учиться вызывает у него необходимость волевого усилия, сознательного подчинения своего поведения требованиям учебного труда.
Возможности интеллектуальной деятельности заметно возрастают. Представления ребенка о мире становятся более широкими, разнообразными и более обобщенными.
Воспитанник начинает прислушиваться к тем оценкам, которые дают его поведению взрослые и сверстники. Эти оценки служат для него средством самопознания, на их основе складывается самооценка его как личности. Активно развивается у ребенка седьмого года жизни осознание себя во времени. Он помнит себя в прошлом и представляет в будущем: «Мой день рождения в этом году, мне исполнится семь лет, а на будущий год я буду уже школьником, мне исполнится восемь лет». Ребенок по-разному ведет себя с окружающими, чувствует возможную реакцию на свое поведение или конкретный поступок – он способен к рефлексии.
При постоянстве совместной деятельности между ровесниками возникают устойчивые группировки с общими интересами, складывается общественное мнение. Оно создается ими на базе сложившихся у них собственных представлений о нравственных ценностях, сформированных на основе опыта оценок взрослых. Общественное мнение начинает оказывать значительное влияние на моральные представления и переживания. Дети начинают считаться с ним и выбирать в своем окружении образцы для подражания и сравнения.
Разновозрастнаяметодика Монтессори не предполагает ни классно-урочной системы, ни школьных парт. Вместо этого — свободные занятия и легкие переносные столы, стулья, плюс коврики для занятий на полу. В Монтессори-группе воспитатель не является главным, он редко вмешивается в деятельность детей, наблюдая за ними. Задача Монтессори-педагога — помочь ребенку организовать свою деятельность. А чем заниматься и когда ребенок выбирает сам. С этой целью в Монтессори — группах выделяют несколько зон: сенсорная, практическая жизнь, математика, родной язык и так называемое космическое воспитание (термин Марии Монтессори, предполагающий изучение окружающего мира). Ребенок выбирает сам для себя зону и конкретный материал, с которым ему хочется поработать. Групповым занятиям отводится не более 15 минут. Поскольку Мария Монтессори считала, что дети лучше всего учатся друг у друга, монтессори — группы — это детишки от 3 до 6.
Вальдорфские детские сады принимают деток от трех - трех с половиной лет, поскольку считается, что до трех лет ребенок еще не готов оставаться без мамы. Самое интересное, что практически все дети обожают ходить в садик и ждут - не дождутся, когда же «начнется завтра». У одной моей знакомой ребенок отказывался ходить в обычный садик, каждый день были слезы и истерики, и мама решилась на вальдорфский детский сад. Притом, что он находился в соседнем районе, и дорога была не близкой. Первый раз дался сложно, а на следующий день ее сын так быстро убежал в группу, что даже забыл с мамой попрощаться (раньше он каждое утро, обливаясь слезами, висел на ее шее). Это никакое не волшебство, просто у садика особая атмосфера, дружественная ребенку и ему хочется быть там. Итак, что же особенного в вальдорфском детском саду?
В отличие от традиционного детского сада, где в группах дети одного возраста, здесь группы разновозрастные. Считается, что дети научатся большему, играя как со сверстниками, так и с более младшими или старшими детьми. Такая группа для малыша – это своеобразная модель социума, в которой он учится взаимодействовать с другими, постепенно готовясь к взрослой жизни. Младшие подражают старшим и усваивают нормы и правила поведения. У каждой группы обязательно есть свое название, например: «Росточек», «Цветочек», «Светлячок», «Зернышко» или «Ягодка». В группах по десять - пятнадцать человек и по два воспитателя. Кстати, что касается воспитателей, меня поразило то, что в группе им запрещается носить брюки – только юбки или платья. По-моему, это очень правильно: ребенок должен воспринимать женское начало через визуальный образ, в первую очередь.