Структура выпускной квалификационной работы магистра

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки 080200 – Менеджмент

Специализированная магистерская программа «Логистика»

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составитель:

д-р экон. наук, проф. Н.Г. Плетнева

Рецензент

Подготовлено на кафедре

логистики и организации перевозок

Одобрено научно-методическим советом

факультета логистики и транспорта

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

Ó СПбГИЭУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………..5

1. Требования к выпускной квалификационной работе ………....6

2. Выбор темы выпускной квалификационной работы ………...11

3. Структура выпускной квалификационной работы …………..15

4. Подготовка к защите выпускной
квалификационной работы………………………………………..17

4.1. Предварительная защита выпускной
квалификационной работы ………………………………………..17

4.2. Рецензирование выпускной квалификационной
работы ………………………………………………………………18

4.3. Отзыв руководителя …………………………………….19

4.4 Проверка ВКР с использованием системы
«Антиплагиат» ……………………………………………………..10

4.5 Нормо-контроль и допуск к защите …………………….21

4.6 Подготовка студента к процедуре защиты ВКР ……….23

5. Порядок защиты и оценки выпускной квалификационной
работы ………………………………………………………………24

6. Организация и проведение защит ВКР на иностранных
языках ………………………………………………………………26

7. Список литературы …………………………………………….28

Приложение 1. Перечень примерных тем выпускных
квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению 080500 – Менеджмент (специализированная программа Логистика)……………………………………………..30

Приложение 2 Образец оформления титульного листа ВКР……31

Приложение 3 Образец оформления содержания ВКР …………32

Приложение 4 Требования к оформлению библиографического списка ………………………………………………………………33

Приложение 5 Требование к оформлению приложений ………..35

Приложение 6 Требования к оформлению ВКР………………….36

Приложение 7 Форма рецензии …………………………………..43

Приложение 8 Форма отзыва руководителя ……………………..44

Приложение 9 Заявление о самостоятельном характере
письменной выпускной квалификационной работы ……………45

Приложение 10 Образец оформления титульного листа
раздаточного материала …………………………………………..46

Приложение 11 Критерии оценки защиты выпускных квалификационных работ …………………………………………47

Введение

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080200 – Менеджмент предусмотрена итоговая государственная аттестация выпускников, одним из компонентов которой является защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация позволяет оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, поэтому содержание государственных испытаний определяется исходя из видов и задач профессиональной деятельности магистра менеджмента.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, аналитической).

Слово «диссертация» происходит от латинского – dissertation, означающего рассуждение, исследование. Диссертации зародились как специальные научные работы, выполненные в виде рукописного труда, положения которого претенденту на ученую степень требовалось отстоять в ходе публичной устной дискуссии, происходившей обычно в стенах университетов. Первая публичная защита диссертации была проведена в университете г.Болонья в 1130 г., а в России защита диссертаций в печатном виде была введена в 1755 г. после образования Московского императорского университета.

Сегодня магистерская диссертация представляет собой выполненную лично соискателем в письменном виде научную квалификационную работу, на основе защиты которой ему присуждается квалификация (степень) – «магистр» по определенному направлению подготовки.

При написании магистерской диссертации обучающийся должен показать свой уровень подготовки, опираясь на полученные углубленные знания, умения и общекультурные и профессиональные компетенции, сформулированные в ФГОС ВПО направления подготовки 080200 – Менеджмент.

В основе методических указаний по выполнению выпускной квалификационной работы магистра менеджмента по специализированной программе «Логистика» лежат методические рекомендации, подготовленные доктором экономических наук, профессором Краюхиным Г.А. и доктором экономических наук Бездудной А.Г.

1 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Требования к выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) определяются компетенциями магистра.

Компетенции магистра, ориентированы на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязаны к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.

Компетенции магистра представляют собой описание того, чем должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций.

Компетенции магистра базируются на компетенциях бакалавра, развивают их и включают в себя следующие компетенции:

а) общекультурные компетенции:

- способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

- способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности;

- способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

- способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

- свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения;

- обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций;

б) профессиональные компетенции:

в области организационно-управленческой деятельности

- способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

- способность разрабатывать корпоративную стратегию;

- умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач;

- способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

в области аналитической деятельности

- способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;

- владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

- владение методами стратегического анализа;

- способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;

в области научно-исследовательской деятельности

- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;

- способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

- способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;

в области педагогической деятельности

- способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин;

- способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин.

в) Специальные компетенции для магистерской программы «Логистика»:

- способность ставить и решать задачи логистической оптимизации управления материальными и сопутствующими потоками и интеграции логистических процессов в функциональных областях логистики;

- умение анализировать, проектировать и контролировать системы управления запасами;

- способность формулировать требования к транспорту, к системам хранения и складской обработки грузов, к информационным системам, обеспечивающим продвижение товаров, принимать решения по их выбору и управлять процессами доставки, складирования, грузопереработки;

- способность организовывать, планировать операционную логистическую деятельность в цепях поставок (операции транспортировки, складской грузопереработки, таможенного оформления, информационной поддержки и т.п.);

- способность принимать решения по логистическому сервису, управлять процессом оказания логистических услуг;

- умение анализировать логистические процессы, процессы обслуживания потребителей и управления логистическими издержками;

- способность проектировать цепи поставок;

- умение применять методы и средства принятия оптимизационных управленческих решений в функциональных областях логистики (логистики снабжения, логистики производства, логистики распределения, реверсивной логистики);

- умение разрабатывать логистическую стратегию компании, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

- владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования логистических систем и цепей поставок, умеет формулировать требования к программному обеспечению при управлении логистическими процессами;

- способность разработать систему контроллинга логистических процессов.

Когнитивной основой всех компетенций являются научные знания, однако наиболее сильно этот аспект проявляется в подготовке магистров, что обеспечивает способность этих специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений.

Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности магистра вытекают из соответствующих компетенций. Для магистра по направлению подготовки 080200 – Менеджмент характерными являются: деятельность по проектированию систем управления; деятельность в области организации хозяйственных взаимоотношений с предприятиями-потребителями и поставщиками; проектно-экономическая; аналитическая; научно-исследовательская и педагогическая.

Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской или специалиста, то магистр подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готовы бакалавр и специалист.

Как следует из приведенного перечня видов и обобщенных задач деятельности, магистр получает образование более высокого качества (уровня), что должно предоставлять ему по сравнению с бакалавром и специалистом дополнительные возможности в области профессиональной деятельности, в том числе право самостоятельно вести отдельные работы (проекты), принимать необходимые решения и т. п.

Магистр по направлению подготовки 080200 – Менеджмент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профессиональной направленностью магистерской программы и видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

- управление организациями, подразделениями, группами (командами сотрудников, проектами, сетями;

- разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений;

проектно-экономическая деятельность:

- подготовка заданий на разработку сложных проектных решений (с фактором неопределенности);

- подготовка заданий на разработку методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- подготовка заданий на разработку системы социально-экономических показателей, характеризующих работу организации;

- разработка финансовых и бюджетных планов предприятия различных типов собственности;

- организация процесса учета затрат и доходов предприятия различных типов собственности;

- разработка плана маркетинговой кампании по рекламе и продвижению товара;

- понимание основных процессов на товарных и финансовых рынках, разработка стратегии поведения на них экономических агентов;

аналитическая деятельность:

- разработка и обоснование социально-экономических показателей и новых методик их расчета;

- анализ потенциальных источников информации для проведения экономических расчетов;

- разработка соответствующих методических материалов с учетом действующей нормативной правовой базы;

- планирование проведения аудита предприятия;

- планирование стратегий развития и функционирования предприятий и его отдельных подразделений;

- оценка эффективности проектов с фактором неопределенности;

- формирование портфеля финансовых инвестиций, включая международные финансовые активы;

- анализ существующих форм организации управления на предприятии, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

- разработка моделей отдельных экономических процессов и проверка соответствия моделей экономическим наблюдениям;

- анализ и прогнозирование развития рынка товаров и услуг соответствующей отрасли и определение основных тенденций социально-экономических показателей;

- прогнозирование основных экономических показателей предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом;

научно-исследовательская:

- выявление и формулирование актуальных научных проблем;

- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

- разработка методов и инструментов проведения исследований и анализ их результатов;

- разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

- подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций;

педагогическая:

- преподавание управленческих дисциплин;

- разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

2 ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ДРУГИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Выбор и утверждение направления исследования

Подготовка к написанию магистерской диссертации начинается с первых дней обучения в магистратуре. Этапы и календарный план выполнения и защиты магистерской диссертации приведены на рис. 1.


Этапы выполнения и защиты магистерской диссертации Учебный год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Специализированная программа подготовки магистра I курс
1. Утверждение научного руководителя                        
2. Выбор направления исследования                        
3. Утверждение направления научного исследования                    
4. Сбор материала и составление библиографического списка по направлению научного исследования                    
5. Научно-исследовательская работа и подготовка препринта доклада по направлению исследованию                    
6. Доклад на заседании кафедры и выбор темы магистерской диссертации                    
Специализированная программа подготовки магистра II курс
7. Обоснование и утверждение темы и плана магистерской диссертации                      
8. Работа над магистерской диссертацией                      
9. Предварительная аттестация магистра по ходу работы над магистерской диссертацией                      
10. Представление магистерской диссертации научному руководителю для отзыва и получение рецензии у рецензента                      
11. Предварительное представление магистерской диссертации комиссии                      
12. Получение допуска к защите у комиссии                      
13. Защита магистерской диссертации                      
                                       

Рис. 1. Этапы и календарный план выполнения и защиты магистерской диссертации студентами-магистрантами

При зачислении студента для обучения в магистратуре ему, распоряжением по выпускающей кафедре, утверждается научный руководитель. Руководителем должен быть профессор или доцент, имеющий право руководства аспирантами.

В течение первых трех месяцев (сентябрь, октябрь и ноябрь) обучения в магистратуре магистрант готовится к утверждению направления исследования, которое обсуждается и утверждается на заседании кафедры в ноябре.

После утверждения направления исследования магистрант готовится к утверждению темы и плана диссертационного исследования.

Процесс подготовки состоит в изучении библиографии по направлению исследования и подготовке препринта доклада. Комиссия, которая состоит из преподавателей, ведущих дисциплины магистерской подготовки, заслушивает доклад в весеннем семестре первого года обучении (апрель). Кроме того, магистрант готовит статьи в сборник научных трудов, выступает с докладом на конференции. Все эти виды работ учитываются при подведении итогов научно-исследовательской практики, в процессе которой магистр собирает материал для своей будущей работы.

Выбор темы и составление плана магистерской диссертации магистерской диссертации

Начало второго года обучения посвящено обоснованию темы исследования. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и сформированный в соответствии с задачами исследования. Это предмет изучения, отраженный в утвержденном направлении исследования ставший содержанием магистерской диссертации.

Магистранту предоставляется право выбора темы диссертации, из списка тем, предложенных кафедрой, или предложение своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Примерный перечень типовых тем ВКР приведен в Приложении 1. Перечень типовых тем, рекомендуемых на конкретный учебный год, может отличаться от приведенного в Приложении 1, поскольку он периодически обновляется.

План магистерской диссертации разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и является продолжением разработанной темы диссертационного исследования, т.е. замысла предполагаемого научного исследования.

Тема и план магистерской диссертационной работы должны обсуждаться на заседании кафедры и утверждаться в начале октября (второй год магистерской подготовки). Далее темы магистерских диссертаций утверждаются приказом по университету.

Руководитель выпускной квалификационной работы магистранта (научный руководитель) принимает участие в разработке плана будущей диссертации, а также ведет с ее автором и другую работу, в частности:

- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

- проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

- оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;

- устанавливает сроки и включает в план заседания кафедры промежуточную аттестацию;

- дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а так же заключение о готовности работы в целом.

На заседании кафедры утверждается комиссия, которая проводит промежуточную аттестацию магистранта, определяет степень готовности диссертации и, в последующем, дает соответствующий допуск к защите, который утверждается заведующим кафедрой.

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА

Поскольку диссертация является выпускной квалификационной работой, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного труда, что, прежде всего, находит отражение в его структуре.

Структура диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата. Объем диссертации должен быть подготовлен в пределах 120 страниц машинописного текста.

Структура диссертации должна обеспечивать внутреннюю логическую связь, чтобы наиболее убедительно раскрыть творческий замысел автора. Структура магистерской диссертации состоит из следующих основных элементов:

1.Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3.Введение.

4.Основная часть (состоит из трех глав, в каждой главе 3-4-и параграфа).

5.Заключение.

6.Библиографический список.

7.Приложения.

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 2).

Образец оформления содержания работы приведен в Приложении 3.

Введение. Здесь обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту. Таким образом, введение содержит все необходимые квалификационные характеристики магистерской диссертации.

При обосновании актуальности темы диссертации необходимо показать суть проблемной ситуации. Далее описывается состояние разработки выбранной темы. Для этого составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., вывести формулу... и т. п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

В основной части диссертационной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания и решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение диссертанта сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Диссертационная работа заканчивается заключением, в котором излагаются полученные результаты и соотносятся с целью диссертации и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Правила оформления библиографического списка представлены в Приложении 4, приложений – в Приложении 5. Общие требования к оформлению магистерской диссертации приведены в Приложении 6.

4 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1 Предварительная защита выпускной
квалификационной работы

В целях повышения качества подготовки ВКР на кафедре может организовываться предварительная защита магистерских диссертаций.

Порядок и сроки проведения предварительной защиты магистерских диссертаций устанавливаются по результатам обсуждения на заседании кафедры вопросов выполнения магистрантами выпускных квалификационных работ. По решению заседания кафедры определяются даты проведения предварительной защиты (не позднее 2 недель до процедуры основной защиты).

Для проведения предварительной защиты магистерских диссертаций создается специальная комиссия, состав которой обсуждается и утверждается на заседании кафедры.

Результаты процедуры предварительной защиты оформляются протоколом, форма которого утверждена в университете.

На предварительную защиту ВКР оформляется в соответствии с требованиями настоящих методических указаний.

По завершению процедуры предварительной защиты ВКР комиссия может дать рекомендации магистранту по совершенствованию отдельных элементов работы, по изменению структуры, конкретизации раздаточного материала или потребовать устранения существенных недостатков.

В случае наличия у комиссии замечаний к ВКР устанавливаются сроки на их устранение и доработку. Устранение замечаний магистрантом, высказанных на предварительной защите ВКР, фиксируется руководителем ВКР и впоследствии, если необходимо, сообщаются заведующему кафедрой.

4.2 Рецензирование выпускной квалификационной
работы

Рецензент выбирается из специалистов той области знания, по тематике которой выполнено диссертационное исследование. Рецензент в своей оценке должен провести квалифицированный анализ содержания рецензируемой диссертации, оценить актуальность выбранной темы, самостоятельность подхода к её раскрытию, наличие собственной точки зрения, умение пользоваться методами научного исследования, степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверность полученных результатов, их новизну и практическую значимость.

Наряду с положительными сторонами работы отмечаются и возможные недостатки, в частности, указываются отступления от логики исследования, грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки и т. п. В заключении указывается рекомендуемая оценка работы, целесообразность продолжения работы над данной темой в аспирантуре и рекомендации по присвоению квалификации магистра менеджмента по направлению подготовки 080200 – Менеджмент. Объем рецензии должен составлять от 1,5 до 3 страниц машинописного текста.

Содержание рецензии на диссертационную работу доводится до сведения ее автора до получения допуска к защите с тем, чтобы он мог заранее подготовить ответы по существу сделанных рецензентом замечаний (принять или аргументировано их отвести).

Рецензия оформляется на бланке той организации, в которой работает рецензент, или заверяется печатью этой организации с указанием должности рецензента и даты её написания. Форма рецензии рецензента на магистерскую диссертацию представлена в Приложении 7.

Наши рекомендации