Раздел 3. Научные основы специальной педагогики

Семинар № 4.

Научные основы специальной педагогики

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть теоретические основы специальной педагогики.

2. Научиться обобщать и систематизировать учебный материал.

Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Философские основы специальной педагогики.

2. Социокультурные основы специальной педагогики.

3. Экономические основы специальной педагогики.

4. Клинические основы специальной педагогики.

5. Психологические основы специальной педагогики.

6. Лингвистические основы специальной педагогики.

По каждой теме студенты готовят доклад и разрабатывают схему (систему, сложный план) наглядной презентации основных положений доклада.

Литература

Основная:

Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с., Стр. 44-197.

Семинар № 5.

Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть значение и содержание основных нормативно-правовых документов.

2. Научиться пользоваться документами, регулирующими деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы, заполненные таблицы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Документы о правах человека с ограниченными возможностями, принятые ООН.

Основные международные юридические концепции: Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

2. Правовые основы социальной защиты инвалидов в России: Конституция РФ, Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс РФ.

- Как определяется статус инвалидов в концептуально-правовых документах РФ?

- Как определяется термин «инвалид»?

- Какие социальные гарантии определены в документах?

- Какие права и свободы предоставляются этими документами? Принципы предоставления прав и свобод.

- Оговариваются ли вопросы специального образования, социальной защиты и трудовой реабилитации?

3. Документы, регулирующие деятельность специальных образовательных учреждений: Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном образовательном учреждении, Закона Российской Федерации «О специальном образовании».

- На каких условиях принимаются в ДОУ дети с отклонениями в развитии?

- Как комплектуются группы?

- Основные задачи специального учреждения. Требования к организации.

- Новые формы специальной коррекционной помощи: группы кратковременного пребывания, интеграция.

Литература

Основная:

Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с., Стр. 93-121.

Дополнительная:

1. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования / Л.И. Аксенова. // Дефектология.– 1997.– № 1.– С. 3.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

5. Коррекционная педагогика / под ред. Б.П. Пузанова.– М., 1998.– С. 105.

6. Проект Закона Российской Федерации О специальном образовании // Дефектология.– 1995.– № 1.– С. 3.

Примечание. Материал к занятию представлен в методической папке «Документ 1» (методический кабинет).

Семинар № 6.

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть особенности профессиональной деятельности педагоги системы специального образования.

2. Учиться анализировать учебный материал, составлять аналитические карты.

Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Понятия: учитель, педагог, учитель-дефектолог.

2. Педагог как субъект педагогической деятельности. Взаимоотношения педагога с субъектами педагогического процесса.

3. Профессиональное назначение и условия деятельности.

4. Социальная направленность деятельности.

5. Задачи профессиональной деятельности.

6. Педагогическая функция. Профессиональные знания и умения.

7. Должностные обязанности.

8. Педагогические способности.

9. Профессиональные качества.

Литература

Основная:

Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с., Стр. 317-333.

Дополнительная:

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. .– М. 1999.– С. 239-252.

2. Квалификационная характеристика коррекционного педагога (учителя-дефектолога) специальных образовательных дошкольных учреждений разного типа // Учебно-методическая папка № 1.

3. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой.– М., 2000.– 157-162.

4. Поваляева, М.А. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике / М.А. Поваляева, А.Н. Лещенко / в монографии: М.А. Поваляева // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.– Ростов на/Д., М., 2002.– С. 42-51.

5. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый.– М., 2002.– С. 54-65, 91-96, 310-319, 327-320.

Наши рекомендации