Шленков А.В., Михайлова В.В
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Санкт-Петербургского
университета ГПС МЧС России
О.М. Латышев
«___» ___________________ 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки
Правовое обеспечение национальной безопасности
Квалификация (степень) - специалист
Специализация
Государственно-правовая
Уголовно-правовая
СМК-УМК-4.4.2-45-13
Санкт-Петербург
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России
УТВЕРЖДАЮ Начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России О.М. Латышев «____»________________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки
Правовое обеспечение национальной безопасности
Квалификация (степень) - специалист
Специализация
Государственно-правовая
Уголовно-правовая
Санкт-Петербург
Рецензенты:
доктор психологических наук, доцент А.Н. Николаев
(Псковский областной институт повышения квалификации
работников образования)
кандидат психологических наук, доцент И.Г.Станиславская
(Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)
Шленков А.В., Михайлова В.В.
Психология и педагогика:рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности. Под общей ред. О. М. Латышева. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. — с.
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов (очная форма обучения), на базе среднего (полного) образования дисциплина «Психология и педагогика» относится к вариативной части обязательных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к результатам освоения основных образовательных программ по направлению 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности квалификация (степень) - специалист.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология и педагогика» рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (протокол № __ от «___» __________ 2013 г).
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013
1. Цели и задачи дисциплины «Психология и педагогика»
Цели освоения дисциплины «Психология и педагогика»:
• способствовать повышению общей и психологической культуры;
• ознакомить с фундаментальными понятиями психологии, основными теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения;
• дать представление о закономерностях развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;
• способствовать формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности;
• способствовать адекватной оценке своих возможностей для нахождения оптимальных путей достижения целей и преодоления жизненных трудностей;
• способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к психологии;
• способствовать формированию навыков работы с людьми (коммуникативной компетентности, умения формулировать и делегировать задачи, поощрять творческий рост, разрешать конфликты);
• способствовать формированию навыков взаимодействия с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои.
В процессе освоения дисциплины «Психология и педагогика» обучающиеся формирует и демонстрирует:
Общекультурные компетенции:
· способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
· способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
· способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
· способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
· способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);
· способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
· способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12).
Профессиональные компетенции:
В правоохранительной деятельности
· способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
· способностью выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12);
· способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-20).
В области организационно-управленческой деятельности
· способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-24).
В области педагогической деятельности
· способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);
· способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).
Задачи дисциплины «Психология и педагогика»:
Основные задачи учебной дисциплины – изучить:
· возможные способы учета индивидуально-психологических особенностей людей, стилей их познавательной сферы в своей профессиональной деятельности;
· теоретические основы организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его результатов;
· методы воспитательной работы с личным составом;
· методы развития профессионального мышления, педагогической культуры руководителя.
2. Место дисциплины «Психология и педагогика» в структуре ООП
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов (очная и заочная форма обучения), на базе среднего (полного) образования дисциплина «Психология и педагогика» относится к базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки обучающихся по направлению 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист») (С1. Б.8.).
Изучается на 1-м году обучения (2-й семестр) в объёме, соответствующем трем зачётным единицам(108 ч).
Программа курса разработана для обучающихся, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию у обучающихся целостного представления о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, развитию умений учиться, культуры умственного труда, позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др., представленных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и других выдающихся ученых - психологов и педагогов.
Достижение конечных результатов в изучении дисциплины «Психология и педагогика» должно базироваться на знаниях обучающихся, полученных по другим дисциплинам социально-гуманитарного цикла без дублирования их содержания.
Взаимосвязь с другими дисциплинами.
Научной базой являются учебные дисциплины базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия», «Социология», «Профессиональная этика и служебный этикет» и вариативной части дисциплин по выбору – «Деловое общение». В свою очередь дисциплина «Психология и педагогика» выступает основанием изучения дисциплины базовой части профессионального цикла «Криминология» и обязательных дисциплин вариативной части «Психология управления» и «Менеджмент».