Место практики в структуре образовательной программы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ
Направление подготовки:
38.03.02 (080200.62) «Менеджмент»
профиль: «Менеджмент организации»
квалификация – бакалавр
КРАСНОЯРСК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место практики в структуре образовательной программы.
Учебная практика является обязательной составной частью основной образовательной программы бакалавриата и входит в раздел Б5 Практики, НИР, Б5.П.1 Учебная практика по направлению подготовки 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент», профиль: «Менеджмент организации», квалификация (степень) – бакалавр.
Настоящая рабочая программа практики (РПП) предназначена для студентов ИППО проходящих учебную практику. Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС ВПО направления подготовки 38.03.02 (080200.62) Менеджмент, Стандартом рабочей программы практики по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в КГПУ им. В.П. Астафьева (2016) и учебным планом от 29.01.2016 № 29 (п).
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.02 (080200.62) Менеджмент, профиль Менеджмент организации для студентов предусмотрена организация и проведение учебной и производственной практик.
Выписка из ФГОС ВПО:
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными вузом.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию); участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции.
Производственная практика проводится на четвертом курсе на всех формах обучения (очной, заочной) и является учебной. Учебная практика – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя выпускающей кафедры и специалиста или руководителя соответствующего подразделения базы практики.
Во время практики, основываясь на полученных теоретических знаниях, студенты должны приобрести и усвоить практические навыки в условиях производственно-хозяйственной деятельности различных форм и отношений собственности в процессе самостоятельной работы по избранному направлению и присваиваемой квалификации. Учебная практика является подготовительной стадией к разработке дипломного проекта.
Перед практикой студент должен предварительно ознакомиться с программой практики и заданиями, изучить рекомендуемую справочную и специальную литературу, проконсультироваться у руководителя практики, получить выписку из приказа о направлении на практику.
В период учебнаой практики студенты работают в качестве помощника руководителя по своему проекту управленческой деятельности, реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные задания и функции руководителя.
С этой целью студенты проводят различные формы работы с сотрудниками и клиентами: беседы, консультации, конференции.
2. Общая трудоемкость практики - 6 зачетных единиц, 216 часов, 4 недели.
3. Цель практики.
1. Развитие общекультурных компетенций, личностных качеств будущих менеджеров: дисциплинированность, общительность, самоорганизация, самостоятельность, ответственность.
2. Развитие профессиональных компетенций и профессиональных умений: организаторские, методические, коммуникативные, исследовательские, регулятивные.
Бакалавр по направлению подготовки 38.03.02 (080200.62) Менеджмент готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческой, информационно-аналитической, предприни-мательской.
Структура практики и перечень планируемых результатов
Структурно, учебная практика разбивается на несколько разделов:
Входной раздел. Организационный– Ознакомительно-адаптационный установочная конференция в вузе;знакомство с базой практики, составление индивидуального плана практики, знакомство c работой руководителя.
Базовый раздел 1. Аналитический - Сбор информации и анализ системы управления в организации.
Базовый раздел 2. Конструктивно-исполнительский -Планирование и проведение совместно c руководителем организации управленческих мероприятий. Выявление проблем. Разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Итоговый раздел -Рефлексивно-заключительный - самоанализ и анализ деятельности студента в период практики. Формулировка выводов о целесообразности предложенных способов решения проблем. Подготовка отчётной документации.
№ п/п | Модули | Задания | Количество баллов за задание | ||||||||
Входной модуль Ознакомительно-адаптационный | 1. Ознакомьтесь c работой руководителя, менеджеров, проектом развития организации, руководством работой подразделений, годовыми планом, его задачами, эффективностью их реализации; c административно-хозяйственной деятельностью руководителя: приемом и увольнением, ведением книги приказов и табеля на сотрудников, заполнением трудовых книжек, особенностями личностно-ориентированного подхода к разным категориям сотрудников, организацией питания и контроля за ним, ведением документации. 2. Проведите наблюдения за работой руководителя, менеджеров организации в течение дня и дайте оценку содержания их деятельности (для выполнения используется хронометраж, анализ, беседа). 3. Составьте циклограмму рабочего дня одного из менеджеров, используя следующую таблицу:
Анализ использования времени осуществляется на основе должностных обязанностей. Определите, какой из функций управления в своем рабочем дне руководитель уделил больше времени, сделайте вывод об эффективности управленческой деятельности руководителя, ее особенностях, причинах такого стиля руководства. | 5-10 | |||||||||
Базовый модуль 1 Аналитический | 1.Проанализируйте механизмы прохождения инноваций в организации. 2. Осуществите факторный анализ проблем входа организации в рынок. 3. Проанализируйте механизмы управления услугами (содержание, вид) в бюджетной организации и организации co смешанным типом финансирования. 4. Проанализируйте оргaнизaциoнно-управленческий ресурс организации и эффективность его использования. 5. Назовите механизмы кадрового управления организацией в условиях перехода на новые образовательные стандарты. 6. Проанализируйте: a) месячный план работы организации, отметьте способы, которыми администрация обеспечивает его выполнение. б) календарный план руководителей, менеджеров (распределение рабочего времени в течение дня), время, отводимое на руководство и организацию деятельности организации в соответствии c намеченным планом. 7. Проанализируйте деятельность руководителя по следующим направлениям (табл. 1): • создание общих условий эффективности процесса управления; • социально-коммуникативная компетентность руководителя; • техника анализа альтернатив поручения; • социально-педагогическое взаимодействие; • создание и поддержание продуктивной атмосферы заседаний; • поддержание положительного психологического климата; Осуществите наблюдение за профессионально-педагогическими умениями преподавателей (3 — 5 человек) | 20-35 | |||||||||
Базовый модуль 2 Конструктивно-исполнительский | Спланируйте и проведите совместно c руководителем учреждения следующие управленческие мероприятия: а) планерку; б) совещание при руководителе учреждения; в) заседание совета сотрудников; г) собрание родительского комитета; д) конференцию родителей; е) прием по личным вопросам; 2. Охарактеризуйте действенный подход в управлении учреждением. Дайте характеристику результативного управления. 3. Опишите процесс выявления, структурирования проблем управления учреждением, который использует руководитель, определите возможности увеличения результативности выявления проблем. 4. Разработайте наиболее эффективные модели принятия решения одной из выявленных в учреждении проблем по этапам: поиска решения, оценки альтернатив, выбора наилучшего решения, согласования решения, утверждения решения. 5. Выделите структуру возможных рисков для руководителя при решении проблем учреждения, определите пути преодоления рисков. 6. Определите уровень эффективности и оптимальности труда руководителя учреждения в организации учебно-воспитательного процесса. 7. Назовите основные ресурсы повышения эффективности труда руководителя учреждения. | 20-40 | |||||||||
Итоговый модуль | Оформление отчета по практике. По итогам выполнения заданий оформить отчет. Сделать вывод и разработать практические рекомендации. | 15-25 |
Планируемые результаты обучения
Задачи практики, содержание работы | Планируемые результаты практики (дескрипторы) | Код результата (компетенции) |
Входной раздел | ||
Задача:Изучить производственную и организационную деятельность организации. 1. Опишите организацию, как объект управления по следующим параметрам: ñ целевое назначение; ñ правовая и нормативная основа; ñ основные виды продукции и основные виды деятельности; ñ производственная структура предприятия (технологический аспект). 2. Анализ организационной структуры предприятия: ñ организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; ñ характер организационных отношений между структурными подразделениями; ñ компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения; ñ методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне; ñ структуру и функции аппарата управления предприятия; ñ регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями; ñ эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования. Проанализируйте полученную информацию и определите, какие изменения можно внести в организационную структуру и режим работы для наибольшей эффективности функционирования предприятия | Знать: производственную и организационную деятельность организации. особенности современного этапа развития менеджмента; -способы профессионального самопознания и саморазвития; - основные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе. Уметь: прогнозировать результаты управленческой деятельности; ставить цели и формулировать задачи управленческой деятельности; планировать и составлять планы работы в организации на год, месяц, день, прогнозировать бюджет со смешанным типом финансирования; организовывать разные виды управленческой деятельности, свою деятельность; рабочее место, благоприятные условия для здорового образа жизни, анализировать эффективность организации управленческого ресурса учреждения, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, Владеть: навыками самостоятельной работы; - навыками планирования собственной деятельности и деятельности организации, методами постановки целей и их реализации (тайм-менеджмент); | Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13) Умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31) |
Базовый раздел 1 Информационно-аналитический | ||
Задачи: Изучить направления тактического и стратегического развития предприятия; Изучить варианты применения методов оперативного и стратегического менеджмента на предприятии; Проанализировать ресурсный потенциал предприятия. ΙΙ. Анализ системы управления персоналом в организации. - Для выполнения данного задания необходимо: 1. Изучить структуру службы управления персоналом, ее задачи и функциональные обязанности сотрудников. В отчете должны найти отражение следующие позиции: ñ характеристика службы управления персоналом (структура, состав, функции); ñ численность, профессионально-квалификационный состав персонала: ñ методы поиска и отбора персонала; ñ имеющиеся в организации программы безопасности и здоровья персонала; ñ практика режима производства и частичного найма персонала; ñ практика управления профессионально-квалификационным продвижением персонала (трудовой карьерой); ñ система материального и морального поощрения персонала; ñ существующая в организации система оценки и контроля персонала; ñ существующие на предприятии конфликты, основные источники конфликтов, способы их урегулирования; ñ система профессиональной подготовки и переподготовки (развития) персонала. 2. Изучить федеральные и отраслевые нормативные, инструктивные и методические материалы по организации работы с персоналом (перечень документов указать в отчете). 3.Проанализировать статистические формы отчетности по персоналу (образцы документов приложить к отчету). 4. Проведите наблюдения за работой руководителя и заполните таблицу (стр.5, п.1-3). Сформулируйте соответствующие рекомендации по совершенствованию эффективности управления персоналом, перечислите конкретные мероприятия, проведение которых будет способствовать улучшению кадровой политики. ΙΙΙ. Анализ системы управления производством. По данному разделу студенту необходимо: - ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или по базовому производственному подразделению; - изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии; - произвести оценку нормирования труда и системы управления запасами предприятия; - проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность; - проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность; - ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором оценкой каналов сбыта, формами организации торговли); - дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия. ΙV. Анализ экономической системы и системы управления финансами. 1. На основании данных отчетности необходимо: - изучить состав и структуру финансовых ресурсов, и их изменения в динамике; - изучить влияние факторов на изменение доли участия собственного капитала в формировании имущества; -сделать вывод по результатам проведенного анализа. 2. На основании данных отчетности необходимо: - изучить состав и структуру СК (собственного капитала) по источникам формирования, их изменения за анализируемый период, изучить по целевому назначению; - сделать выводы по результатам анализа. 3.По отчетности рассчитайте коэффициенты ликвидности и их изменения за отчетный период. Дайте оценку значениям и изменениям коэффициентов. 4.Проанализируйте налоговую политику предприятия: перечислите какие виды налоговых выплат осуществляет предприятие, какова ставка налогообложения по данным видам, сроки уплаты. Определите какие схемы оптимизации налоговых выплат может использовать предприятие. 5.На основании анализа экономических показателей, дайте оценку финансовому состоянию предприятия. V. Анализ управления маркетинговой деятельностью. 1.Постройте схему организационной структуры отдела маркетинга. 2. Перечислите задачи и функции службы маркетинга в данной организации. 3.Дайте характеристику деятельности организации по следующим направлениям: ñ организация спроса и сбыта продукции; ñ завоевание популярности и доверия среди клиентов; ñ расширение торговой сети; ñ организация рекламы. Укажите в отчете конкретные мероприятия, осуществляемые организацией, для достижения выше указанных целей. Охарактеризуйте данные мероприятия с точки зрения эффективности управления маркетинговой деятельностью. | Знать: механизмы экономического обеспечения учреждения, - основные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе (систематизация, оформление и изложение собранного эмпирического материала) Уметь: целенаправленно организовывать общение и управлять им, публично выступать перед коллективом, разрешать конфликтные ситуации, четко и убедительно выражать свои мысли, компетентно излагать экономические проблемы учреждения. анализировать и рассчитывать финансовые показатели, анализировать особенности внешней и внутренней среды организации владеть методологией решения проблем профессиональной деятельности, владение профессиональной рефлексией. корректировать совместную деятельность в решении задач по организации жизнедеятельности сотрудников; управлять своим поведением и настроением; определять и поддерживать условия для эффективной деятельности сотрудников, регулировать экономическое состояние учреждения. Владеть: - различными методиками для анализа и изучения экономической базы организации, управлением персонала, - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работы с компьютером как средством управления информацией; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. | Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8) Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13) Владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий эффективно использовать корпоративные информационные системы. (ПК-34) Умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37) Способностью анализировать финансовую отчетность и применять обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40) Способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат, иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41) Способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПK-43) Владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПK- 45) Способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его регуляторы для подготовки управленческих решений (ПК- 47) Умение использовать в практической деятельности организации информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36) |
Базовый раздел 2Аналитический | ||
Задачи:Проанализировать факторы влияния внутренней и внешней среды предприятия; Разработать проекты по совершенствованию направлений по повышению эффективности управления и организации деятельности предприятия. VΙ. Анализ взаимодействия предприятия с внешней средой 1. Анализ конкурентов. Для выполнения задания необходимо: ñ определить число конкурентов в отрасли; ñ выявить те предприятия, которые составляют действительную конкуренцию; определить основные положения и стратегии конкурентов ñ определить тройку наиболее сильных конкурентов. 2.Определите поставщиков организации, предоставляющих предприятию необходимую продукцию, опишите формы поставки товаров. 3.Анализ стратегии развития предприятия. VII. Анализ бизнес-планирования в организации. 1. Проанализируйте бизнес-план организации. 2. Определите динамику реализации бизнес-плана организации. 3. Выявите риски реализации плана. 4.Разработайте технологии совершенствования реализации бизнес-плана. 5.Разработайте бизнес-план организации на следующий плановый период. VIII. Анализ системы управления качеством. 1.Проанализируйте процессы управления качеством. Определите эффективность мониторинга. 2.Проанализируйте процессы обеспечения качества (распределение полномочий, планирование, внедрение инноваций). 3.Наметьте ресурсы, обеспечивающие улучшение системы управления качеством. IX. Рекомендации по совершенствованию системы управления. Разработайте рекомендации по совершенствованию системы управления. Определите механизмы совершенствования системы управления организации. Разработайте мероприятия, направленных на осуществление рекомендаций, рассчитайте финансовую стоимость данных мероприятий. Разработайте рекомендации по улучшению организационно-экономических показателей. Разработайте мероприятия, направленных на осуществление рекомендаций, рассчитайте финансовую стоимость данных мероприятий. | Знать: факторный анализ влияния внутренней и внешней среды организации Уметь: принимать решения, направленные на оптимизацию социального, финансового, хозяйственного результата управленческой деятельности; Владеть: - навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по проблемам эффективного управления организацией и повышения эффективности организации производства; - приемами анализа, обобщения и представления полученных результатов для отчета и ВКР. | Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8) Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19) Умение находить и оценивать новые рыночные возможности формулировать бизнес-идею (ПК- 48) Способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49) |
Итоговый раздел | ||
Задача:совершенствование коммуникативных умений. Оформление и защита отчёта по практике По итогам выполнения заданий оформить отчет. Сделать вывод и представить результаты. | Знать: - основные требования, предъявляемые к оформлению отчета и выпускной квалификационной работе, публичному выступлению в форме доклада Уметь: осуществлять рефлексию собственной научно-профессиональной деятельности. Владеть:- навыками работы с современными техническими средствами. | Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); Владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-8) |
Контроль результатов
На протяжении всего периода прохождения практики в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю. Производственная (преддипломная) практика считается завершенной при условии выполнения студентом всех требований программы практики. Оценка результатов происходит по итогам всех видов деятельности при наличии документации по практике.
Контролируемые разделы | Форма отчетности | Форма контроля |
Входной | Индивидуальный план практики | Предъявление руководителю |
Раздел 1 | Аналитический отчет по исследованию | Предъявление руководителю |
Раздел 2 | Текстовый отчет | Предъявление руководителю |
Итоговый | Оформление, представление результатов доклада, презентации Прохождение защиты отчета | Предъявление руководителю Заключение выпускающей кафедры |
В процессе оформления документации студент должен обратить внимание на правильность оформления документов: индивидуальный план студента должен иметь отметку о выполнении запланированной работы; отчет по практике должен иметь описание проделанной работы; самооценку о прохождении практики; выводы и предложения по организации практики и подпись студента.
Все документы должны быть отпечатаны, оформлены в соответствии с правилами делопроизводства и представлены в отдельной папке с титульным листом. Сроки сдачи документации устанавливаются кафедрой "Менеджмент организации" на вступительной конференции по практике. Итоговая документация студентов остается на кафедре.
Промежуточная аттестация по производственной (преддипломной) практике осуществляется в форме дифференцированного зачета (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), посредством выставления оценок по 4-балльной шкале в ведомость и зачетную книжку. Оценка учитывает качество представленных студентом отчетных материалов и отзывы руководителей практики.
Оценка по производственной (преддипломной) практике имеет тот же статус, что и оценки по другим дисциплинам учебного плана (приравнивается к оценкам по дисциплинам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости). Оценка отражается в зачетной книжке и в отчете по практике. Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед промежуточной аттестацией. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность.
Завершающий этап практики – составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломного исследования. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломной работы.