Аналитическая справка опыт работы по использованию ИКТ
С 2010-11 учебного года Тарановская Инна Олеговна использует ИКТ во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет в учебном процессе, и оптимизация собственной работы по подготовке к урокам.
Систематическое использование ИКТ позволяет ей:
· сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
· рационально использовать время учебного занятия;
· быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
· создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
· оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами;
Тарановская Инна Олеговна владеет и успешно применяет ИКТ в своей работе. Для этого в классе имеются все условия.
Условия реализации ИКТ.
· Наличие в классе компьютера в составе с периферийным устройством – принтером, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
· Наличие «мобильного класса» о огромным количеством развивающих программ
· Постоянное повышение знаний и навыков в области ИКТ.
· Использование Интернет ресурсов, создание учебных материалов по темам программы, заданий и тестов, викторин посредством компьютерных программ.
Практика использования ИКТ даёт возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Благодаря этим условиям ученики Инны Олеговны умеют сами создавать презентации, что реализуют при подготовке домашних заданий, участвуют в исследовательской деятельности.
Учитель проводит уроки с использованием ИКТ в своём кабинете. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим школьным предметам.
В следующей таблице представлены только некоторые работы, которые участвовали в различных конкурсах.
№ п/п | Автор | Название работы | Аннотация |
Щербакова Екатерина | Мир в состоянии войны | Работа выполнена ученицей 4 класса. Проект содержит обширный видеоматериал из истории семьи девочки. | |
Гузун Мария | Блокада Ленинграда | Работа выполнена ученицей 3 класса. В результате исследований ученица обнаружила интересные факты из жизни блокадного Ленинграда. | |
Вавилин Дмитрий | Членистоногие | Работа выполнена учеником 3 класса. В результате исследования учащийся подробно рассказал об интересных фактах из жизни членистоногих, провел классификацию. | |
Суворов Александр | Еще одна тайна острова Пасхи | Работа выполнена учеником 4 класса. В результате работы обучающийся представил исследование острова Пасхи. В презентации представлены мало известные факты. | |
Родионова Альбина | План развития микрорайона | Работа выполнена ученицей 4 класса. Она создала проект в виде собрания, где представлено достаточно аргументов в защиту парка в виде красочной презентации. | |
Казначеева Екатерина Гузун Мария | Береза – символ России | Работа выполнена ученицами 4 класса. Они провели исследование о таком известном дереве. В качестве результата работы представлена защита в виде презентации, где представлено много интересного. | |
Ефиценко Стефания | Такой известный неизвестный Драгунский | Работа выполнена ученицей 4 класса. Она изучила жизнь писателя и описала их в своей работе. В работе представлены творческие задания: викторина, кроссворд и т.д. |
Заместитель директора МОУ СОШ №20 С.Н.Бородина
Актуальность.
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В единой образовательной среде ИКТ дают возможность повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки
Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
· повышению учебной мотивации;
· повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
· обеспечению дифференциации обучения;
· повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
· развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
· рационализации организации учебного процесса,
· повышению эффективности урока;
· повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
· формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
Интерактивная доска выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
· классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
· электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
· электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.
Повышение: - качества образования; в результате – успеваемости;
- уверенности учащихся в своих силах;
- учебной мотивации.
Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:
· Компьютер как объект изучения;
· Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)
· Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
§ Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
§ Обсудить просмотренный материал с классом;
§ Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
§ Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
§ Выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись».
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе и особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного усвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
В основном на уроках использую цифровые образовательные ресурсы на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использую интерактивную доску или «мобильный класс» как для выполнения тренировочных заданий. В этом случае необходимо учитывать, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 10-15 минут.
Плюсы использования ИКТ во время урока:
· повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
· свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
· индивидуализация обучения;
· сочетание контроля и самоконтроля;
· низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
· психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность является ведущей для детей 6-8 лет. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.
В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Интерактивная доска на уроке – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики лучше усваивают материал.
На своих уроках я регулярно использую мобильный компьютерный класс, поскольку это позволяет сделать существенно повысить качество образовательного процесса за счёт реализации следующих задач:
· Индивидуализация обучения. Обычно ученики с замедленным темпом учебной деятельности стесняются поднимать руку, задавать вопросы, а имея, в качестве партнёра компьютер, они могут прорабатывать материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. На компьютере учащиеся получают возможность довести решение любой проблемы до конца, воспользовавшись необходимой справкой программы.
· Формирование ключевых компетенций: в процессе поиска, обработки, оформления информации у ребёнка формируются информационные компетенции: навыки работы с ноутбуком, Интернет-ресурсами (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее), учебно-познавательные компетенции (приобретение учащимися знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов.
· Облегчение изучения сложных тем программы путём визуализации и моделирования изучаемых процессов и явлений. Эффективность проведения мониторинга предметных и метапредметных результатов. Поскольку в процессе реализации современного образовательного стандарта учителю необходимо чаще осуществлять мониторинг учебных достижений учащихся, что занимает много времени на уроке и создает дополнительную нагрузку на учителя.
Таким образом, практически подтверждено, что использование мобильного компьютерного класса существенно повышает качество учебного процесса и создает оптимальные условия для развития личности ребенка, повышения учебной мотивации и успешной реализации современного образовательного стандарта.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:
· понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;
· систематичность использования;
· серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.
Использованы следующие ресурсы ИНТЕРНЕТ:
· «ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» Константинова И.Н.
· «Использование компьютерных технологий в начальной школе» Козлицкая (Редихина).
· «Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка в начальной школе» Фомина Н.Н.
· «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» Жукова Н.Н.
· «Использование интерактивной доски в обучении младших школьников» Астраханцева Т.В.
Моделирование, группировку объектов изучения очень удобно осуществлять, используя возможности интерактивной доски. Также как и решение нестандартных задач (например, на перекладывание палочек, арифметические лабиринты, задачи на разрезание и составление фигур и др.)
На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.
На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).
При подготовке к урокам использую следующие диски:
· электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир»;
· «Уроки русского языка 1-4 классы». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус» 2011 год.
· «Уроки литературного чтения 1-2 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.
· «Уроки литературного чтения 3-4 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.
· «Классные часы в начальной школе». Издательство «Учитель» 2010 год. и другие
Я являюсь участником профессиональных дистанционных конкурсов и фестивалей :
« Моя педагогическая инициатива»- http://www.odetstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/11502.html-
« Моя проектная деятельность»
http://www.zavuch.info/
« Моё ноу-хау в педагогической деятельности»
http://www.zavuch.info/
«Портфолио учителя»
http://www.zavuch.info
Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Всероссийский конкурс для классных руководителей «Мудрая сова».
http://www.ug.ru/contest/mudraya_sova
Активно участвую в различных сетевых содружествах:
Название сайта | Адрес |
Интернет – государство учителей | http://www.intergu.ru/ |
Центр дистанционного обучения | http://www.eidos.ru/journal/2009/0830-4.htm |
Уч.портал | http://www.uchportal.ru/load/88 |
Про школу | http://www.proshkolu.ru/ |
Учителю | http://uchitelu.net/media/344 |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52 |
К уроку | http://k-yroky.ru/load/88-1-0-7638 |
Рус.эду. Архив материалов | http://www.ege.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Пед .совет. | http://pedsovet.su/load/14-1-0-6495 |
Учительская газета | http://www.ug.ru/sub |
4 ступени | http://www.4stupeni.ru/index.php?do=register |
Российский общеобразовательный портал | http://nsportal.ru/user/, |
1 сентября | http://nsc.1september.ru/urok/ |
Заместитель директора МОУ СОШ №20 С.Н.Бородина