Альбом спектров голоса мастеров 2 страница
вАм...», в слове «вАм», нота fa#2 .
Рис. 64. В. Левко, «Тройка» (П. Булахов), гласная О во фразе «Песней звОн-
кой...», в слове «звОнкой», нота re2 .
Рис. 65. Г. Вишневская, «Не искушай меня без нужды», гласная О во фразе « . . . и
не могу предаться внОвь...», в слове «внОвь», нота mi 2.
Рис. 66. Непрофессиональный голос, сопрано Г.М. Изолированная гласная А,
нота do#2.
456 В. П. Морозов
Рис. 68. Т. Куузик, «Лесной Царь», гласная А во фразе «Meine VAter! Meine Vater!...
» (нем.), в первом слове «VAter» (Отец), нота do1.
Рис. 70. Л. Тетрацини, «Бал-маскарад», песня Оскара, гласная А, фермата в кон-
це арии. Низкий уровень ВПФ вызван, скорее всего, некачественной записью во
времена Тетрацини (1871-1940), а также перезаписью в целях «борьбы с шума-
ми» старых пластинок.
Искусство резонансного пения 457
Рис.71. П. Скусниченко, «УлетАл солОвушко дАлЁко...» (соло с хором, фраг-
мент видеозаписи). Динамика изменения уровня силы голоса (дБ).
Вертикальные полосы затенения обозначают участки гласных, выделенных для
спектрального анализа (см. следующие рисунки).
Рис. 72. П. Скусниченко, «УлетАл солОвушко дАлЁко...». Интегральный спектр
гласных, выделенных, как показано на предыдущем рисунке.
Отмечается высокий относительный уровень ВПФ, т.е. коэффициент звонкости
голоса (ВПФ=44,6%) и характерное для тенора расположение вершины ВПФ на
шкале частот спектра (Fmax=2634 Гц).
Рис. 73. П. Скусниченко, «УлетАл солОвушко дАлЁко...». Спектры, выделенных
пяти гласных (гласная О в слове «солОвушко» - две ноты).
Совпадение вершины ВПФ на разных гласных и разных по высоте нотах - объек-
тивный показатель тембральной ровности гласных.
458 В.П. Морозов
Рис. 74. Фрагмент урока профессора П.И. Скусниченко, показ голосом ученице
арпеджио, mib1 мажор, гласн. А.
На сонограмме по горизонтали - время (сек.). По вертикали - частота обертонов
голоса (Гц), которые отражаются в виде горизонтальных линий, волнистых
вследствие вибрато голоса. Вверху - динамика силы голоса во времени (дБ).
Рис. 75. Непрофессиональная певица С.А. Повторение голосом арпеджио, спетого
профессором П.И. Скусниченко. Недостатки: 1. Отсутствие легато, каждую
ноту певица поет как бы отдельно. Это отражается как в неровности уровнеграм-
мы (вверху), так и на сонограмме в виде «швов» между нотами. 2. Неритмичность
вибрато, что создает ощущение неуверенности голосообразования и интонацион-
ной неточности. Иллюстрация диагностической роли сонограммы.
Искусство резонансного пения 459
Рис. 76. Б. Руденко, романс Антониды, гласная А во фразе «Были враги у нАс...»,
в слове «нАс», нота siв2 .
Рис. 79. Непрофессиональный голос, высокое сопроно Е.С. Арпеджио, гласная
А, нота mib2. ВПФ имеет две вершины, одна из которых располагается очень вы-
соко (F6=3699,l Гц.
460 В. П. Морозов
Рис. 80. П. Доминго, «Dein ist mein ganzes Herz» (H. Легар}, гласная А в заклю-
чительной фразе «Ich hAb'dich lieb!» в слове «hAb», нота laв1 .
Рис. 82. X. Каррерас, «Granada» (Lara), гласная А во фразе «Granada, manola,
cantada en coplAs preciosas» в слове «coplAs», нота fa1.
Рис. 83. В. Норейка, «Плач Федерико», гласная А во фразе «Fatale vision, mi
lasciA!», в слове «lasciA», нота do2.
Искусство резонансного пения 461
Рис. 85. Дж. Лаури-Вольпи, гласная А, последняя нота фермата в арии Ферди-
нандо из оперы Доницетти «Фаворитка», нота 1а1, (записано певцом в 80-ти лет-
нем возрасте).
Рис. 87. И. Иосифов, тенор, ведущий солист Софийской оперы, арпеджио ля мажор,
гласная А, нота 1а1 (запись в Ленинградской консерватории, в начале 60-х гг.).
462 В.П. Морозов
Рис. 88. М. Кабалье, «Норма», фермата в конце арии Нормы, гласная А, нота siв2
(начало ферматы).
Рис. 89. М. Кабалье, «Норма», фермата в конце арии Нормы, гласная А, нота re2
(конец ферматы).
Рис. 90. М. Оливьеро, «Травиата», гласная А, фермата в начале арии Виолетты, нота siв» .
Рис. 91. М. Оливьеро, «Травиата», гласная А, фермата в середине арии Виолет-
ты, нота do3. Обращает на себя внимание большое число гармоник выше ВПФ
вплоть до 10383,2 Гц (F10).
Искусство резонансного пения 463
Рис. 92. Г. Димитрова, солистка «Ла Скала». Интегральный спектр гласной А
при пении нисходящей гаммы (mi1 - re1 - do1 - siв). Запись произведена автором в
процессе беседы с певицей о технике пения 31.10.1989.
Рис. 93. Г. Димитрова, сопоставление спектров гласной А при пении нисходящей
гаммы (mi1 - re1 - do1 - sib).
Рис. 94. Непрофессиональная певица Е.С. Сопоставление спектров гласной А
при пении на нотах mi1 - laв1 - do2- mi2 . Признак непрофессионализма- неста-
бильность ВПФ.
464 В. П. Морозов
Рис. 95. Н. Гяуров, «Улетела пташечка» (А. Гурилёв), динамика силы голоса во
фразе «А Я добрый мОлодец...». Выделенные затенением участки фразы пред-
ставлены на нижеприведенных спектрах.
Рис. 96. Н. Гяуров, «Улетела пташечка», гласная А во фразе «А Я добрый моло-
дец...», в слове «Я», нота re1. Усредненный спектр первых трех участков фразы,
выделенных на предыдущем рисунке.
Рис. 97. Н. Гяуров, «Улетела пташечка», гласная А во фразе «А я добрый мОло-
дец...», в слове «мОлодец», нота 1а.
Рис. 98. Б. Штоколов, «ВОлга, Волга, мать родная!..», гласная О, в первом слове
«ВОлга», нота siв.
Искусство резонансного пения 465
Рис. 99. Б. Христов, «Многая лета», гласная О во фразе «...болгарскому нарОду»,
в слове «нарОду», нота do# 1.
Рис. 100. Б. Христов, «Многая лета», гласная А во фразе «ПодАждь Господи...», в
слове «подАждь», нота do1 .
Рис. 101. В. Смыслов, ария Валентина из оперы «Фауст», гласная А во фразе «Буду
я за тебя молиться, сестрА дорогая...», в слове «сестрА», нота mib1. Запись
произведена певцом в возрасте 75 лет.
Рис. 102. В. Смыслов «Серенада Дон-Жуана», гласная А во фразе «О, выйди Ни-
сетта, скорей нА балкон», в слове «нА», нота fa#1. Запись произведена певцом в
возрасте 80 лет (см. текст книги - § 4.7., стр. 191).
16-4056
466 В.П. Морозов
РИС. 103. JI. Зыкина, «РастЁт в Волгограде березка...», гласная О в слове «рас-
тЁт», нота do . ВПФ соответствует нормам академического пения.
Рис. 104. Исполнительница народных песен Глинкина. Гласная А в первой фразе
народной песни, нота do1. Слабо выражена ВПФ и ее низкая частота (2356 Гц).
Рис. 105. Исполнитель народных песен Сапелкин. Гласная А в слове «темнаЯ», нота
1а. Слабо выражена ВПФ и ее повышенное частотное расположение (3043 Гц)
Рис. 106. Е. Кибкало, «Евгений Онегин», заключительная сцена Татьяны и Оне-
гина, гласная О во фразе «Тебе другой дорОги нет!», в слове «дорОги», нота sol.
Параметры ВПФ соответствуют норме академического пения.
Искусство резонансного пения 467
Рис. 107. Л. Утесов, «Два друга», гласная О во фразе «Служили два друга в нашем
полку, пОй песню, пой...», в первом слове «пОй», нота mi.
Рис. 108. И. Кобзон, «Пой, Андрюша», гласная О во фразе «ПОй, Андрюша, так,
что среди ночи...», в слове «пОй», нота mib1.
Рис. 109. В. Высоцкий, «Охота на волков», гласная А во фразе «Идет охота на вол-
ков, идет охотА!», в слове «охотА», нота fa1 . Строка заключительного припева пес-
ни, спетая с максимальным напряжением, характерным для В. Высоцкого.
Рис. 110. Студент 1-го курса консерватории Ю.Б. (баритон). Интегральный спектр
пяти гласных, спетых forte и piano, нота laв.
468 В. П. Морозов
Рис. 114. В. Леонтьев, «Полюбите пианиста», гласная А во фразе «...пой, пиа-
нист! плАч, пианист! ты взял приз!», в слове «плАч», do1 .
Искусство резонансного пения 469
Рис. 115. А. Герман, «Из-за острова на стрежень», сопоставление гласных О, А, А во
фразе «...на простОр речной волны выплывАют расписные Стеньки РАзина челны»,
в словах «простОр», «выплывАют», «РАзина». Средний уровень ВПФ - 12,8%.
Рис. 116. H. Басков, русская народная песня «Вдоль по улице...». Сравнительная
картина спектров 4-х гласных, выделенных из заключительного куплета песни:
«Ты пОстой, постой, красавица моя... дозволь наглядеться, рАдость нА
тебЯ!», в словах «постОй», «рАдость», «нА» и «тебЯ», на нотах sol , mi , fa# ,
sol# соответственно. Спектры характеризуются достаточно высоким уровнем
ВПФ (29,7%) и ее стабильным частотным расположением, но вместе с тем не
типичным (высоким) для теноров расположением вершины ВПФ (ок. 3000 Гц).
Рис. 117. Б. Джильи, соло тенора из «Реквиема» Дж. Верди, заключительная
нота (mib1 ).
470 В. П. Морозов
Рис. 118. В. Качалов, из спектакля «Лес», интегральный спектр пяти гласных во
фразах «А хорошо бы отдохнуть с дороги, пирогОв домАшних, наливочки ...Как
же это ты, братец ты мой, у тебя ни родных, ни знакОмых нет... У меня-то
есть, да Я, было, хотел мимо пройти...».
РИС. 119. И. Прудовский (диктор радио), интегральный спектр 4-х гласных из
фразы «....Ответить бегло нА записки... Соловьев из Смоленской Области: ин-
формАция из оппозиционных газет».
Рис. 120. О. Басилашвили, интегральный спектр 5-ти гласных из разных фраз
«Так вОт, ктО громко плАкал здесь», «Прости, я сАм все расскажу», «СейчАс
они придут сюда».
Примечание.На спектрах хорошо видно, что в области ВПФ у актеров и диктора
низкий уровень обертонов. Но в области ок. 1200 Гц (высокая речевая форманта)
имеются значительные максимумы. См. также спектры Ю. Левитана (рис. 41, 42 в
тексте книги).
Таблица соотношений высоты музыкальных звуков в нотном обозначении
и частоты звуковых колебаний в Герцах (с округлением до сотых долей Гц)
Обозна- Октавы
чения
звуков
Большая малая первая вторая третья четвертая пятая шестая
do С 65,41 130,81 261,63 523,25 1046,50 2093,00 4186,01 8372,02
do# Cis 69,30 138,59 277,18 554,36 1108,73 2217,46 4434,92 8869,84
re d 73,42 146,83 293,66 587,33 1174,66 2349,31 4698,64 9397,28
mib es 77,78 155,56 311,13 622,25 1244,51 2489,02 4978,03 9956,06
mi e 82,41 164,81 329,63 659,26 1318,51 2637,02 5274,04 10548,08
fa f 87,31 174,61 349,23 698,46 1396,91 2793,83 5587,65 11175,30
fa# fis 92,50 185,00 369,99 739,99 1479,98 2959,96 5919,91 11839,82
sol g 98,00 196,00 392,00 783,99 1567,98 3135,96 6271,93 12543,86
lab as 103,83 207,65 415,30 830,61 1661,22 3322,44 6644,88 13289,76
la a 110,00 220,00 440,00 880,00 1760,00 3520,00 7040,00 14080,00
sib b 116,54 233,08 466,16 932,33 1864,66 3729,31 7458,62 14917,24
si h 123,47 246,94 493,88 987,77 1975,53 3951,07 7902,13 15804,26
472 В. П. Морозов
ЛИТЕРАТУРА
Андроников И. Горло Шаляпина. Устные рассказы. М., 1963.
Андроников И. К музыке. М., 1975.
Агин М.С. Вокальная школа Российской Академии музыки им. Гнесиных: про-
блема резонирования в пении // Музыкальное образование в контексте куль-
туры. Академическое сольное пение. М., 1996.
Адами-Корадетти И. - цит. по: Дмитриев Л.Б., 1995.
Актуальные проблемы фониатрии и клинической сурдологии. М., 1998.
Андгуладзе Н. - цит. по: Апакидзе Ю., 1987.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художествен-
ное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
Александрова Е.В. Развитие восприятия музыкального образа у первоклассников (в
процессе постановки детской оперы): Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1991.
Алексеева Л.Н. Музыкальный слух певца // Воспитание музыкального слуха. М., 1993.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
Аникиева З.И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Ки-
шинев, 1985.
Апакидзе Ю. Нодар Андгуладзе. Тбилиси, 1987.
Ардер А.К. - цит. по: Ките М., Микк А. Александр Ардер. Таллин, 1976.
Архипова И.К. Престижу конкурса расти! // Советская музыка. М., 1982, №12.
Архипова И.К. Когда пение - судьба // Правда. 1978. 25 декабря.
Архипова И.К. Музы мои. М., 1992.
Асмус М. О современном состоянии церковного пения // Радонеж, 1997. № 14.
Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1952.
Ауенбруггер Л. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукива-
ния грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глуби-
не грудные болезни. М., 1961 (первое изд. 18??).
Багадуров В.А., Гарбузов Н.А., Зимин П.Н., Корсунский С.Г., Рождествен-
ский А.А. Музыкальная акустика / Под ред. Н.А. Гарбузова. М., 1954.
Барра Д.ж. - цит. по: Лушин Б.М., 1982; Дмитриев Л.Б., 1975.
Барсов Ю. А. Вокально-методические принципы М.И. Глинки. Автореф. канд.
иск. Л., 1969.
Барсов Ю.А., Морозов В.П. О полетности певческого голоса // Музыкальные кад-
ры. 1965. 24 мая.
Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полуша-
рий. Л., 1976.
Белявский А.Г. Теория звука в приложении к музыке. Основы физической и му-
зыкальной акустики. М.; Л., 1925.
Берри С. Голос и актер. М., 1996.
Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, Т.2. 1978,
Т.4. 1985.
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
Блюменау Е.Б. Что важно знать певцу, чтобы сохранить здоровье голоса. СПб, 1914.
Искусство резонансного пения 413
Богатенко Я. Беседы о церковном пении, 1915 // Регентский класс. Интернет-
ресурс: http://orthodox.org.Ua/win/library/penie/5.html.
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Методы работы
в детском хоре «Бодрая смена» // Развитие детского голоса. М, 1963.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение воображение. М.-Воронеж, 1996.
Вайда-Королевич Я. Жизнь и оперное искусство. Воспоминания оперной певицы.
Л.; М., 1962.
Ванштейн Л. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство», Киев, 1924.
Василенко Ю. С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий,
их лечение и профилактика: Автореф. дис... док. мед. наук. М., 1975.
Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М., 2002.
Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1963.
Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000.
Вербов А. Техника постановки голоса. 2-е изд. М., 1961.
Винер Н. Кибернетика и общество. М, 1958.
Винер Н. Кибернетика. 2-е изд. М., 1968.
Владимирова М.В. - цит. по: Кузьмина Е.В., 1964.
Володин А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука //
Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.
Володин А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Авто-
реф. дис... канд. психол. наук. М., 1972.
Володин А.А. Восприятие вибрато музыкальных звуков // Новые исследования в
психологии. М„ 1974.
Воробьев В.П. Атлас анатомии человека. М.; Л., 1942.
Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
Галембо А.С. Разработка методов оценки интонационной ясности музыкальных
звуков: Автореф. дис... канд. техн. н. СПб, 1994.
Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.; Л., 1948.
Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка, 1971 // «Регентский класс». Ин-
тернете-ресурс: http://orthodox.org.Ua/win/library/penie/5.html.
Герберт С. Розы для колдуньи Монтсеррат // За рубежом. № 36. 1997.
Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. Тбилиси, 1985.
Гладков Б.В., Пронина М.П. О полетности сценического голоса // Теория и прак-
тика сценической речи. Вып. 2. СПб, 1992.
Голицын Г.А., Данилов О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого
процесса (шкалирование оценок творчества композиторов) // Психол. журн.,
Т.9. 1988, №2.
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1956.
Голубев А. Музыка как художественная математика // Музыкальная академия.
1997. № 2.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей
Б.М. Теплова // Способности. К столетию со дня рождения Б.М. Теплова /
Под. ред. Э.А. Голубевой. Дубна, 1997.
16-4056
474 В. П. Морозов
Голубева Э.А. Опыт сравнения типологии В. Оствальда и И.П. Павлова в свете
различных подзолов к анализу индивидуальных различий // Художественный
тип человека. Комплексные исследования. М, 1994.
Грачева М. С. О чувствительной иннервации опорно-двигательного аппарата гор-
тани // Архив анат., гистол. и эмбриол. 1963. №1.
Грачева М. С. Некоторые данные о иннервационных отношениях мягкого нёба и
гортани и функциональной взаимосвязи этих органов // Материалы 2-й науч-
ной конференции по вопросам развития музыкального слуха и певческого
голоса. М., 1965.
Гребенникова Н.В, Васильева А.Г., Удачина Е.Г. Влияние различных видов музы-
ки на психологическое состояние человека // Невербальное поле культу-
ры. М., 1995.
Греков И. Резонанс. М., 1952.
Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Спо-
собности. К столетию со дня рождения Б.М. Теплова. Дубна, 1997.
Гяуров Н. - цит. по: Дмитриев Л.Б., 1995.
Даль Монте Т. - цит. по: Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство.
Т.2. М., 1958.
Даль Монте Т. -цит. по: Дмитриев Л. Б., 1995.
Данова И.В, Особенности вокально-теоретических представлений и методы препода-
вания современных итальянских педагогов (на материале посещений вокальных
классов Венецианской и Миланской консерваторий // Музыкальное образование
в контексте культуры. Академическое сольное пение. М., 1996.
Дантек Ф. Познание и сознание. СПб, 1911.
Демченко АД. Вокальные игры с детьми. М., 2000.
Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях. М., 1926.
Джильи Б. Воспоминания. М., 1964.
Дидро Д. О драматической поэзии. Собр. соч., Т.5. 1936.
Дмитриев Л.Б. Рентгенологические исследования строения и приспособления го-
лосового аппарата у певцов. Автореф. дис... док. иск. М., 1957.
Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М., 1962.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 (2-е изд.: М., 1996).
Дмитриев Л.Б. Методические взгляды Дж. Барра // Вопросы физиологии пения и
вокальной методики. М., 1975.
Дмитриев Л.Б. Великие о великом // Художественное образование. Вып. 2, 3. М., 1995.
Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. М., 2001.
Доминго П. Мои первые сорок лет. / Пер. с англ. М., 1989.
Дубровский Н.А., Ищенко СМ. Высота звука // Слуховая система. Л., 1990.
Думбляускайте Л.А. Тембр хора: темброво-интонационные нюансы в искусстве
хорового пения. Автореф. дисс... канд. иск. Л., 1974.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб, 1996.
Ержемский ГЛ. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб, 1993.
Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.Л. Руководство по фониатрии. Л., 1970.
Ермолаев В.Г., Морозов В.П., Парашина В.И. Применение метода спектрального
анализа звука к исследованию роли носовой полости в певческом звукообра-
зовании // Вестник оториноларингологии. 1964. № 2.
Искусство резонансного пения 475
Ефременко Н.Б. О тайне Паганини. Краткое руководство по ускоренному овладе-
нию техникой игры на скрипке. М., 1997.
Жданов В.Ф. Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе
оперной подготовки // Художественный тип человека. Комплексные иссле-
дования. М., 1994.
Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-
сценического мастерства. М., 1996.
Женило В.Р. Анализ параметров частоты основного тона голоса человека для ав-
томатической идентификации личности. М., 1988.
Женило В.Р. Компьютерная фоноскопия. М., 1995.
Женило В.Р. Исследование вибрато голоса // Труды Международной конферен-
ции «Информатизация правоохранительных систем». М., 1999.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. T.I. M., 1986.
Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1935.
Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фо-
нетика. М., 1986.
Злобин КВ. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л., 1958.
Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб, 1999.
Иванов В. В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество //
Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.4. Тбилиси, 1985.
Иванов А.П. Об искусстве пения. М., 1963.
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. Подходы, проблем, перспективы.
М.,2001.
Идеомоторный акт // Психология: словарь. М., 1990.
Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
Ильичев В Д. Акустическая ориентация птиц // Биоакустика. М., 1975.
Каллас М. - цит. по: Мария Каллас. М., 1978.
Карузо Э. Как нужно петь // Театр. Газета. 1914. № 16-18.
Кастальский АД. - цит. по: Гарднер И., 1971.
Кильчевская А.Д., Ярославцева Л.К., Чаплин В.Л., Дмитриев Л.Б. Исследование
дыхания во время пения методом электропневмографии // Традиции Муз.
пед. ин-та им. Гнесиных. Вып. 9. М., 1970.
Ките М., Микк А. Александр Ардер. Таллин, 1976.
Козловский И.С. Музыка - радость и боль моя. М., 1992.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
Колесников А.Е. Акустические измерения. Л., 1983.
Коменский Я.А. Материнская школа. СПб, 1882.
Контюри Л. Акустика в строительстве / Пер. с франц. М., 1960.
Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое
восприятие. М., 1983.
Коцубинский В.П. Особенности формирования звучной речи // Интеллектуальные
системы в управлении, конструировании и образовании / Под ред. А.А. Ше-
лупанова. Томск, 2001.
Крыжицкий Г. О системе Станиславского. М., 1954.
476 ___________________ В.П. Морозов
Кузнецов Н. Термины Шаляпина // Этот гений - Федор Шаляпин. Воспоминания,
статьи. М., 1995.
Кузнецов Ю.М. Исполнение хорового произведения с позиций психологической
установки // Работа хормейстера в детском хоре. М., 1992.
Кузнецов Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве // Художественный тип чело-
века. Комплексные исследования. М., 1994.
Кузнецов Ю.М. Тембр как специфическое качество хорового унисона // Музыка.
Миф. Бытие. М., 1995.
Кузнецов Ю.М. Эмоциональная выразительность хора: Автореф. дис... канд. иск. М., 1996.
Кузьмина Е. Методические принципы М.В. Владимировой // Вопросы вокальной
педагогики. Вып. 2. М., 1964.
Куракина КВ. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса
и дикции драматического актера // Теория и практика сценической речи. Л., 1985.
Ламперти Фр. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила
ученикам и артистам / Пер. с итал. 4-е изд. М., 1913.
Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления // Ф. Де Ларошфуко, Б. Пас-
каль, Ж. Лабрюер. Суждения и афоризмы. М., 1990.
Латышева Н.А. О механизмах актерского воображения // Теория и практика сце-
нической речи. Л., 1985.
Латышева Н.А. Роль воображения в голосо-речевом восприятии актера // Теория
и практика сценической речи. Вып. 2. СПб, 1992.
Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л., 1972.
Лебедев Д. Исполнительские традиции русских оперных певцов. М.; Л., 1964.
Лебедева О.О. Образовательные технологии в вокальном классе // Сборник статей
Международной педагогической академии / Под ред. В.П. Симонова. М., 2000.
Левидов И.И. Направление звука в «маску» у певцов. Л., 1926.
Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л., 1939.
Лемешев С.Я. Путь к искусству. М., 1982.
Лемешев С.Я. - цит. по: С.Я. Лемешев. М., 1987.
Леонов В.А. Целостный анализ звукоизвлечения и звукообразования при игре на