Как воспитывает самоподготовка
В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется под руководством педагога. Появляется возможность постепенно уменьшать его внешние организационные и контролирующие воздействия и наращивать собственные усилия младших школьников в самостоятельной познавательной деятельности…
Большие трудности вызывает самоподготовка и у молодого воспитателя. Он обычно исходит из сложившегося в практике продленного дня понимания самоподготовки как выполнения домашних заданий под руководством воспитателя и основную цель видит именно в том, чтобы дети во что бы то ни стало приготовили домашнее задание.
Здесь кроется первая серьезная ошибка воспитателя: он точно не осознает и потому не определяет заранее конкретные дидактические, развивающие и воспитательные цели самоподготовки. В процессе работы, в силу свойственной человеческому сознанию способности к целеполаганию, у детей обязательно возникают свои цели. При всем их разнообразии такие стихийные цели чаще всего сводятся к общей — побыстрее сделать заданные уроки…
Вторая типичная ошибка в педагогической организации самоподготовки младших школьников — перенос методических элементов урока, а часто почти полное копирование методики познавательной деятельности детей на уроке с привычным фронтальным опросом, с решением задач у доски, с ответами отдельных учеников с места…
Третья типичная ошибка касается организации порядка, дисциплины младших школьников в процессе самоподготовки. Часто воспитатель тратит немало сил, чтобы добиться тишины в классной комнате, и не меньшей, чем на уроке у учителя, видит в этом какой-то своеобразный профессиональный престиж…
Эти типичные ошибки можно устранить, но не какими-то специальными мерами, а только в результате глубокого осмысления педагогической сущности самоподготовки.
Как и всякая форма образовательного процесса, самоподготовка призвана выполнять несколько функций:
• образовательную (систематизация и закрепление знаний
учащихся);
• развивающую (развитие познавательных сил учащихся:
их внимания, памяти, мышления, речи);
• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда значимых качеств личности: честности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и др.).
Ведущей, доминирующей функцией самоподготовки (при единстве и взаимосвязи всех трех) является воспитательная. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю технологию педагогического взаимодействия… Мотивы учения детей, их воля, терпение, аккуратность, умения самостоятельного умственного труда и самоконтроля именно воспитываются — их нельзя выучить, как правила, и запомнить со слов учителя. А для того чтобы такое воспитание происходило, нужны специальные ситуации деятельности младших школьников.
Таким образом, встает вопрос: какими должны быть структура самоподготовки и ее методика, чтобы возникала насыщенная воспитательным взаимодействием ситуация?
Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это прежде всего подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей, письменных принадлежностей в порядке на рабочем столе, выдача словарей, пособий, которые потребуются, проветривание помещения. Эти организационные действия лучше провести в перемену, до начала основного занятия самоподготовкой. Детям, особенно в первое время, нужны небольшие инструкции: какой порядок должен быть на столе, что лишнее, какие книги и предметы будут мешать. Полезно учить детей экономить время на данном подготовительном этапе работы, побуждать быть более собранными, внимательными, добиваться понимания ими того, что от подготовки к делу во многом зависит и его результат.
Еще знаменитый психолог-экспериментатор М. Монтессори характеризовала детей четвертого года жизни как людей в особом сензитивном периоде порядка: у них стремление к упорядочению своего мира становится самой главной потребностью. Потом эта потребность угасает, и младших школьников уже нужно специально приучать к порядку.
Ситуации занятий самоподготовкой как нельзя лучше подходят для этой цели. Почему? Потому что на самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку:
· как всякое приучение, оно должно быть систематическим, а самоподготовка, как известно, происходит каждый день;
· действия детей по наведению порядка на столе или в классном помещении должны быть добровольными (сделать их такими не так уж трудно — дети на самом деле очень любят порядок, правда, понимают его на свой лад);
· порядок должен самостоятельно контролироваться детьми как способ свободно выбранной деятельности.
Поэтому полезно (вначале с помощью воспитателя) составлять нечто вроде плана самоподготовки: на листе в клетку записать по пунктам последовательность выполнения заданий по предметам и сколько времени следует отвести на каждый предмет. Не беда, если такие планы сначала будут похожими у многих детей. Постепенно кто-то станет начинать самоподготовку с легких предметов, а кто-то, наоборот, с трудных, и временные границы у всех будут свои. Если такие условия состоятся, то у детей обязательно появится внутреннее ощущение порядка. А это уже хорошее основание для первых усилий по самовоспитанию.
Следующий структурный элемент самоподготовки — постановка цели и мотивация деятельности детей. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения.
Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активизацию мотивов, продумывание способа работы (учебные действия), точное выполнение отдельных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), сопоставление цели работы и ее результатов, осмысление итогов…
Кроме общих, долговременных памяток на каждом занятии должен использоваться план выполнения того или иного задания. Такой план может быть написан на доске для всех учащихся или дан на карточках как задание для отдельных детей. Вообще доска во время самоподготовки должна активно работать в качестве «инструкционного поля»: плакаты с памятками, планы и алгоритмы выполнения заданий, познавательные задачи помещаются на ней. Иными словами, формируя у младших школьников одно из важнейших умений учебного труда — умение видеть учебную задачу, планировать и определять рациональные способнее решения, воспитатель должен организовать образец таких действий, показать детям приемы постановки цели и планирования учебной деятельности. Постепенно можно увеличивать долю самостоятельности учащихся, предлагая им самим составить план работы над рассказом или статьей в учебнике природоведения, план решения задачи.
В этот начальный момент самоподготовки очень важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать достаточно устойчивые мотивы их самостоятельной деятельности. Здесь особенно заметно концентрируется воспитательная сущность самоподготовки. Под влиянием педагога дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнять задания, пережить, волнующее нетерпение в ожидании захватывающей работы, понять значение каждого своего самостоятельного усилия для воспитания характера, воли…
Регулирующую роль в самостоятельной учебной деятельности младших школьников сыграет и введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу…
Самостоятельная работа младших школьников - основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.
Результативность самостоятельной учебной работы младших школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, которое дал учитель, от методики его задавания на уроке…
Вот почему сотрудничество воспитателя с учителем, их взаимодействие — одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Если в классе продленного дня самоподготовку ведет сам учитель, он в не меньшей степени должен учитывать особенности взаимосвязи урока и самоподготовки.
Урок в классе продленного дня должен обязательно включать совместную с учителем коллективную работу по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток, схем. Учитель определяет основную дидактическую цель самоподготовки, разрабатывает и подбирает конкретные задания, в которых будет реализована эта цель, материал для дифференцированной работы (на карточках), готовит консультантов.
Значительный воспитательный результат даст организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение — повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, — по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты на «пять», так чтобы самому понравилось.
При работе над текстом по чтению, природоведению детям нужно разрешать читать негромко вслух, но при этом учиться слушать только себя. Возникающее в классе гудение нельзя рассматривать как нарушение порядка и дисциплины на занятии. Наоборот, излишнее усмирение детей, стремление к тишине во что бы то ни стало, может снять у младших школьников настроенность на цель самостоятельной работы, понятую последовательность ее выполнения, а главное, разрушит у многих детей положительные мотивы деятельности, осознание ими своих самостоятельных усилий…
В ситуации самостоятельной работы лучше избегать прямых, категорических требований, резкого принуждения. Вести себя спокойно, не мешать товарищам, соблюдать тишину и порядок — это должно осознаваться детьми не как воля воспитателя, а как обязательное условие их успешной работы. Вот почему правильно организованный момент мотивации самостоятельной работы одновременно обеспечит для младших школьников и аргументацию дисциплины на самоподготовке: «развивать свой ум можно только в тишине, когда не отвлекаешься», «никогда не закалится твоя сила воли, если не хочешь сам подумать над задачей, а подглядываешь в тетрадь к соседу», «если ты уважаешь своего учителя, ты не позволишь себе сдать тетрадь с неряшливо написанным упражнением»…
В условиях самоподготовки может успешно применяться и групповая работа. Особенно эффективна эта форма, когда задание требует повторения, систематизации большого объема знаний по целой теме. Материал изучен на многих уроках, поэтому индивидуальная деятельность в этом случае не несет эффекта новизны содержания. А действуя в группе, например, готовясь к повторительно-обобщающему уроку русского языка по теме «Изменение имен существительных по падежам», можно сравнить свои знания со знаниями товарищей, увидеть пробелы или достижения…
Завершает самоподготовку воспитатель общим выводом О РЕЗУЛЬТАТАХ выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, упорно преодолевал свои посторонние желания, кто работал с интересом и увлеченно, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, а воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду, происходит, как говорил К. Д. Ушинский, «практическая жизнь сердца и воли, которая и образует характер». Именно самоподготовка создает реальные условия для того, чтобы научить младших школьников учиться, дать им первые представления о самовоспитании, здесь рождаются многие мотивы активной познавательной деятельности детей, которые успешно действуют и на уроках.
(Н.Ф. Голованова. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. с. 49-69. Текст дан в сокращении).
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем проявляется специфика организации учебной работы
младших школьников в группах продленного дня и школах продленного дня?
2. Какие задачи стоят перед воспитателем, организующим работу младших школьников на самоподготовке? Какие из них, на ваш взгляд, являются главными?
3. Какие трудности возникают в процессе организации работы детей на самоподготовке? Каковы пути их преодоления?
4. В чем особенности методической структуры самоподготовки .
5. Назовите звенья, связывающие урок с самоподготовкой учащихся.
6. Какой совет вы дадите родителям, решающим, отдавать или не отдавать ребенка в группу продленного дня?
7. В чем должна выражаться связь воспитателя группы продленного дня с учителем, чтобы деятельность учащихся на самоподготовке была успешной?