Тема: Физические особенности, необходимые для занятий хореографии.

  1. Анализ движений в суставах ног при исполнении элементов экзерсиса классического танца
  2. Особенности анатомического строения организма женщин
  3. Условия, необходимые для занятий хореографией
  4. Осанка.
  5. Тема: Физические особенности, необходимые для занятий хореографии. - student2.ru Выворотность.
  6. Гибкость.
  7. Устойчивость.

Анализ движений в суставах ног при исполнении элементов экзерсиса классического танца.При исполнении элементов классического экзерсиса в суставах ног происходят движения (вращение, отведение, приведение, сгибание, разгибание), в которых задействованы мышцы.

Знание работы определенной группы мышц в тех или иных элементах экзерсиса классического танца позволит педагогам грамотно строить уроки, нагружая то одни, то другие группы мышц. Это обеспечит оптимальную нагрузку на ноги исполнителей и позволит избежать травм.

Позиции ног
I позиция   Тазобедренный,   коленный, голеностопный   Вращение наружу,   разгибание, сгибание и вращение нару-жу
II позиция   Тазобедренный,   коленный, голеностопный   Отведение и вращение наружу, разгибание, сгибание и вращение наружу
IV позиция Тазобедренный в(переди стоящей ноги),   тазобедренный (сзади стоя- щей ноги) Сгибание, приведение и вращение наружу,   разгибание, приведение и вращение наружу
III и V позиции   Тазобедренный,   коленный, голеностопный Приведение и вращение наружу, разгибание, сгибание и вращение наружу
Demi pliй
  1-я фаза движения Тазобедренный,   коленный, голеностопный Отведение и вращение наружу, сгибание, сгибание
2-я фаза движения Тазобедренный,   коленный,   голеностопный Приведение и вращение наружу, разгибание,   частичное разгибание
Grand pliй (I, IV, V позиции)
  1-я фаза плюснево-фаланговый   Тазобедренный,   коленный,   голеностопный,   Отведение и вращение наружу, сгибание,   сгибание и вращение наружу, сгибание
2-я фаза     Тазобедренный, коленный,   голеностопный,   плюснево-фаланговый Приведение и вращение наружу,   разгибание,   частичное разгибание, разгибание
Battement tendu, battement tendu jete
Опорная нога (во всех на- правлениях) Тазобедренный, коленный, голеностопный Вращение наружу, разгибание, сгибание, вращение наружу
  Рабочая нога (вперед) 1-я фаза Тазобедренный,   коленный,   голеностопный,   плюснево-фаланговый Разгибание и вращение на- ружу, разгибание,   разгибание и вращение на- ружу, частичное сгибание
  2-я фаза   Тазобедренный,   коленный, голеностопный,   плюснево-фаланговый Разгибание и вращение на- ружу, разгибание, разгибание и вращение на- ружу, частичное сгибание  
  Рабочая нога (в сторону) 1-я фаза   Тазобедренный,   коленный, голеностопный,   плюснево-фаланговый Сгибание и вращение на-ружу, разгибание, разгибание и вращение на-ружу, разгибание
2-я фаза   Тазобедренный,   коленный, голеностопный, плюснево-фаланговый   Приведение и вращение на- ружу, разгибание, сгибание и вращение нару- жу, частичное сгибание
Рабочая нога (назад) 1-я фаза Тазобедренный,   коленный, голеностопный,   плюснево-фаланговый   Разгибание и вращение наружу, разгибание, разгибание и вращение на- ружу, разгибание    
2-я фаза   Тазобедренный,   коленный,   голеностопный, плюснево-фаланговый Сгибание и вращение наружу, разгибание,   сгибание и вращение нару- жу, частичное сгибание  
Rond de jambe pas terre  
  En dehore Тазобедренный,   коленный, голеностопный,     плюснево-фаланговый Сгибание, отведение и при- ведение, разгибание, сгибание, вращение наружу, разгибание, разгибание и сгибание, вра- щение наружу, разгибание и сгибание
    En dedans Тазобедренный,   коленный, голеностопный,   плюснево-фаланговый Разгибание, отведение, при- ведение, сгибание, разги-бание, вращение наружу,   разгибание, разгибание и сгибание, вра- щение наружу, разгибание и сгибание
     
     
     
     

Особенности анатомического строения организма женщин.Для успешной учебной работы в хореографических коллективах, институтах и училищах культуры необходимо учитывать особенности анатомического строения организма женщин.

Основные отличия телосложения женщин – это меньшие габаритные размеры (масса тела и рост). Отличаются также и пропорции тела: более короткие руки и ноги при относительно более длинном туловище (кроме того, плечевая кость и голень сравнительно длиннее предплечья и бедра), более широкий (относительно плеч) таз.

Кости у женщин тоньше и легче. В позвоночнике менее ярко выражены изгибы в шейном и поясничном отделах, но больше в крестцовом.

Межпозвоночные диски шире, а связочный аппарат слабее. Недостаточно развит скелет рук и ног, относительно тонки кости лопатки, таза, в локтевом и коленном суставах нередко наблюдается переразгибание.

Мышцы у женщин тоньше, в них много жировых прослоек, что делает их менее прочными, но более эластичными. Отличительной особенностью микроструктуры мышц женщин является меньшее количество быстрых волокон, что объясняет их более низкие скоростно-силовые качества. Необходимо отметить также неравномерность развития мышц. Лучше всего они выражены на ногах (50 % всей мышечной массы). Относительно неплохо развиты мышцы спины, которые постоянно несут нагрузку по удержанию туловища в вертикальном положении.

Наиболее слабо развиты мышцы живота, что объясняется его относительно большой площадью, вследствие относительно короткой грудной клетки при низком тазе, а также недостаточными физическими нагрузками.

Анатомические особенности определяют и моторику. Моторика женщин в основном формируется к 13–14 годам. После начала полового созревания в связи с гормональной перестройкой женского организма прироста двигательных качеств обычно не наблюдается, а с 15–20 лет может наблюдаться даже регресс. Анализ степени развития отдельных двигательных качеств показал, что у женщин слабее, чем у мужчин, выражены качества силы и быстроты, но лучше развита выносливость (при умеренных нагрузках), гибкость, ловкость. При выполнении физических нагрузок адаптация женщин носит более рациональный характер. Адаптационные особенности женского организма объясняются гормональным фоном. Моторика женщин во многом зависит от анатомических особенностей строения их тела, которые, в свою очередь, определяют биотехнические особенности женского организма.

Поскольку длина и масса отдельных звеньев тела у женщин меньше, чем у мужчин, то их масс-инерционные характеристики (масса и момент инерции) выражены также в меньшей степени. Так, момент инерции, который возникает при вращательных и колебательных движениях различных частей тела тем меньше, чем меньше масса и длина соответствующих участков тела. Следовательно, теоретически женщины должны легче, чем мужчины, выполнять различные упражнения, связанные с преодолением моментов инерции всех отделов тела. Из практики известно, что женщины быстрее, чем мужчины, осваивают сложности в техническом исполнении движений.

Общий центр тяжести тела у женщин расположен ниже, чем у мужчин, по целому ряду причин: относительно широкий таз, преимущественное развитие мышц и отложения жира в мышцах ног, которые относительно короче, чем у мужчин. Более широкий таз и, следовательно, большее расстояние между осями бедренных костей способствуют возникновению больших поперечных колебаний общего центра тяжести, что мешает

прыжкам в длину и высоту. В то же время низкое расположение общего центра тяжести обеспечивает более высокую устойчивость при выполнении многих других упражнений.

Особенностью женщин является большая по сравнению с мужчинами гибкость тела. Мышцы, связки и сухожилия у женщин более эластичны, что обеспечивает меньшую закрепощенность в суставах, а следовательно, позволяет совершать движения в большем объеме. Благодаря более хрупкому скелету у женщин легче происходит модуляция суставных поверхностей, в том числе переразгибание в коленном и локтевом суставах. Вертлужная впадина у женщин относительно широкая и неглубокая, что позволяет им легче осваивать такие упражнения, как «шпагат», «мост», маховые движения ног в большом объеме.

Высокочувствительная нервная система женщин способна более оперативно регулировать работу мышц-антагонистов и синергистов, обеспечивая тем самым плавные и точные движения. Известно, что женщины легче и быстрее осваивают работу, связанную с выполнением мелких и точных движений, требующих высокой координации. Однако высокая подвижность в суставах, недостаточная сила мышц, меньшая прочность костей уменьшают биомеханическую надежность женского организма. По этой причине у женщин чаще наблюдаются травмы опорно-двигательного

аппарата.

Условия, необходимые для занятий хореографией. Легкие, свободные, без лишних физических усилий движения танцовщиков связаны с умением исполнителей скрыть огромные затраты сил и энергии, которые при этом происходят. Любая стесненность движений головы, корпуса, рук, ног, недостаток физических данных, воли, сил не дают возможности полностью раскрыться танцовщику, поэтому необходимыми условиями для занятий хореографией являются наличие: должной осанки, выворотности ног, большого танцевального шага, гибкости, устойчивости.

Осанка. К необходимым условиям обучения танцу относится профессиональная осанка, которая может быть охарактеризована как с эстетической, так и с анатомо-физиологической стороны.

Правильная осанка с эстетической точки зрения предполагает подтянутый корпус, раскрытые плечи, втянутые живот и ягодичные мышцы. С точки зрения физиологии, правильная осанка способствует правильному положению и нормальному функционированию внутренних органов, а также обеспечивает экономию сил в работе мышц. От обычной осанки танцевальная отличается тем, что тазобедренные и коленные суставы полностью разогнуты, плечи слегка раскрыты и опущены, а лопатки притянуты к позвоночнику и ребрам; мышцы живота и таза напряжены и подтянуты.

Профессиональной осанкой исполнители овладевают постепенно в процессе развития мышц-разгибателей туловища, живота, приводящих лопатки к позвоночнику и др., что достигается с помощью постоянной хореографической тренировки. Специальная осанка, принятая в танце, необходима не только для исполнения различных движений, но и для развития необходимых компонентов танцевальной формы. Правильное положение всех отделов тела является условием для работы над «выворотностью» ног и выработки устойчивости при ограниченной опоре на полупальцы. Система упражнений, постепенно формирующих осанку, вводится с первых занятий; она начинается с принятия правильного положения тела, исходящего из естественных возможностей человека.

Вначале ученики делают упражнения в положении стоя лицом к палке, держась за нее двумя руками на уровне груди, что обеспечивает дополнительную опору, повышает устойчивость и значительно облегчает первоначальную постановку корпуса. В этом положении легче выработать правильное положение всех отделов тела, а также избежать компенсаторных искажений, направленных на сохранение равновесия.

В дальнейшем ученики исполняют движения в положении стоя боком к палке и держась за нее одной рукой, а еще позже овладевают движениями на середине зала без дополнительной опоры.

Выворотность.Одной из основ классического танца и его существенной особенностью является выворотное положение ног, которое необходимо для точного и правильного выполнения движений. Выворотность диктуется эстетическими взглядами, а обеспечивается анатомическими факторами. Линия и рисунок классического танца создаются только при выворотном положении ног. Цель развития выворотности заключается в освобождении движений ног в тазобедренных суставах, весьма ограниченных в повседневных движениях людей строением самих этих суставов.

При отведении ноги в сторону бедренная шейка сталкивается с краем вертлужной впадины и дальнейшее ее движение невозможно. При повороте ноги наружу большой вертел отходит назад и с краем наружной впадины сталкивается боковая плоская поверхность бедренной шейки, благодаря чему ногу можно отвести в сторону гораздо выше – 90–150°. Таким образом, выворотность обогащает выразительность тела новой плоскостью для свободного движения – фронтальной, тогда как в нормальном положении ее свободное движение возможно только в сагиттальной плоскости. Выворотность ног зависит от следующих компонентов:

1) величины супинации бедра, которая зависит от глубины и направленности отверстий вертлужных впадин; природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие и отверстия их направлены наружу (слегка назад);

2) способности супинировать голень в коленном суставе; к 10–12 годам бедренная кость скручивается вокруг продольной оси внутрь, а большая берцовая кнаружи; скручивание большой берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной; этот процесс приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность супинировать голень;

3) от развития мышц супинаторов бедра и способности расслабить его пронаторы; чем сильнее развиты мышцы, супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах», но при сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают держать бедро выворотно, поэтому умение расслаблять пронаторы при одновременном сокращении супинаторов увеличивает выворотность; развитие и сохранение выворотности достигаются повседневной хореографической тренировкой, которая развивает супинаторы бедра, голени и стопы, увеличивает эластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела.

Выворотность и шаг в классическом танце – единое целое. Поэтому стремление ученика поднять невыворотную ногу как можно выше всегда нарушает пластическую стройность и устойчивость движения, особенно позы. Отрабатывая шаг, необходимо всегда учитывать, что величина его не должна идти за счет уменьшения выворотности бедра. Развивать шаг надо не с «задирания» ног, а опираться на те природные возможности, которыми располагает ученик, т.е. поднимать выворотную ногу на доступную высоту, постепенно увеличивающуюся от 45° до 90° и выше. Выворотность как бы держит ногу, ведет ее к нужной пространственной точке и пластически завершает движение. Поэтому развитие шага надо начинать с укрепления выворотности, а не с высоты поднятия ноги.

Большой шаг – это не что иное, как показатель уровня суставной подвижности, от которой во многом зависит качество исполнения танца, а иногда даже и выполняемость его сложных элементов. Поэтому развитию суставной подвижности тазобедренного сустава уделяется очень много внимания. Однако данное качество очень индивидуально и с возрастом существенно угасает. Сам процесс растяжения – выполнение суставных движений до предела – очень трудоемок и болезнен. Однако в последнее время с введением в практику физической подготовки методов биомеханической стимуляции меняется само представление о природе гибкости и рациональных методах ее развития. В результате установлено, что гибкость в суставах зависит не столько от действительной длины соответствующих групп мышц, сколько от охранительного рефлекса организма. Если бы не было такого рефлекса, то при движениях большого размаха в суставах они неминуемо травмировались бы. Мышцы сами притормаживают движение и не дают соответствующему отделу тела перейти опасную черту. О приближении к ней сигнализируют болевые ощущения. Однако природа явно переусердствовала, и, оказывается, можно раздвинуть границы движений в суставах без особого ущерба для организма. Нужно только быть деликатным с охранительным рефлексом, не преодолевая его через болевой барьер, а используя биомеханические стимуляторы, которые позволяют достичь средних уровней подвижности в суставах порой быстрее, чем при традиционных методах тренажа. Школа классического танца способна развить эластичный, мягкий, устойчивый шаг, гармонирующий с содержанием музыки и характером сценического действия.

Гибкость. Неотъемлемым качеством танцовщиков является гибкость – еще одно средство музыкально-актерской выразительности. Отсутствие ее привносит в танец элементы корявости, жесткости, тело танцовщика в движении остается стесненным. Так, плохо гнущаяся спина затрудняет движения, связанные с перегибом корпуса (port de bras en tournaut, renversе и др.), ограниченные движения плеча, локтя, запястья вносят в танец элементы скованности. Отсутствие гибкости в тазобедренном суставе приводит к отсутствию свободного, выворотного и высокого шага. Малая гибкость колена и стопы затрудняют выполнение pliе и особенно прыжков.

Степень подвижности в соединениях костей зависит от особенностей строения этих соединений. На гибкость суставов влияют расположение и растяжимость связок, сухожилий и мышц, окружающих сустав. Гибкость не одинакова у людей разного возраста и пола, она зависит от индивидуальных особенностей и степени тренированности. У женщин гибкость в среднем больше, чем у мужчин; у тренированных больше, чем у нетренированных. Следует различать пассивную и активную гибкость. Недостаточность пассивной гибкости связана с особенностями строения мышц; недостаточность активной гибкости – с силой мышц. И то, и другое мешает использовать подвижность суставов.

Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжение с силовыми. Гибкость увеличивается при частом выполнении специальных упражнений. Исследования показали, что ежедневные занятия дают лучший результат, чем занятия через день. Наилучший результат наблюдается при выполнении растяжек дважды в день.

Особенностью мышц является непостоянство их растяжимости. В результате выполнения упражнений создается период повышенной растяжимости мышц, но длится он примерно 10 минут. Именно поэтому для выработки хорошей растяжимости необходимы ежедневные тренировки в течение длительного времени. Упражнения эти гораздо целесообразнее делать на «разогретых» ногах, т. е. в конце занятий. Необходимо помнить, что гибкость легче сохранить, чем выработать. С возрастом, когда подвижность в суставах уменьшается и гибкость снижается, тем более необходимо усиленно тренироваться, чтобы не утратить ее.

Отрабатывая гибкость плеча, локтя, запястья, пальцев, нужно строго придерживаться пластической нормы и сгибания и выпрямления, чтобы не получилось вычурно угловатых или слишком прямых линий. Выпрямление и закругление рук от плеча до кончиков пальцев должно происходить свободно, пластично. Отрабатывая гибкость шеи и спины, следует иметь ввиду, что по природе своей наиболее подвижными являются шейные и поясничные позвонки, а наименее подвижными – грудные.

В учебной работе надо стремиться к тому, чтобы исполнители перегибались по возможности во всех позвонках. Это придаст движениям корпуса совершенные, законченные линии.

Таким образом, гибкость танцовщика зависит, с одной стороны, от природных данных, но с другой – от развития, укрепления и совершенствования технических и пластических норм танцевального искусства.

Устойчивость.Способность танцовщика двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть aplomb. Устойчивость в танце позволяет танцовщику действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно. Она является органичным, постоянным и пластичным элементом исполнительской техники. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести по отношению к площади опоры. Пока проекция его перемещается в пределах опорной площади, заключенной между крайними точками опоры, тело сохраняет устойчивость (равновесие), так как вверх действует сила реакции опоры. В положении стоя, когда руки опущены, центр тяжести тела находится в области таза на уровне второго крестцового позвонка. При движении отделов тела, поднимании рук, опускании или повороте головы и других движениях центр тяжести перемещается. Степень устойчивости в каждой конкретной позе можно определить мысленно начертив углы устойчивости, которые образуются двумя прямыми: вертикальной, опущенной из центра тяжести тела, и линией, соединяющей центр тяжести с границей площади опоры. Чем больше площадь опоры, тем легче сохранять устойчивость. В положении на «полупальцах» или «пальцах» площадь опоры бесконечно мала. Существующие в учебной практике определения – «подтянуть корпус», «встать на ногу», «взять спину» – означают то ощущение собранности, которое необходимо для развития устойчивости. Правильное положение и движение рук, так же как ног и корпуса, помогают активно удерживать устойчивость тела.

При этом движения рук должны быть активными и уверенными. Для развития устойчивости необходимо вырабатывать силу и выносливость.

Наши рекомендации