Построение графиков функций, содержащих

Модуль в аналитическом задании.

(практикум)

Учебная задача: формировать умение в построении графиков функций, содержащих модуль в аналитическом задании.

В результате студент:

Знает

- правила построения графиков функций, содержащих модуль аргумента или функции;

- последовательность действий, выполняемых при использовании способа одновременного раскрытия модулей (способа интервалов);

Имеет представление

- о способах построения графиков сложных функций, содержащих знак модуля;

Умеет

- строить графики функций, содержащих модуль в аналитическом задании;

- раскрывать знак модуля.

Подготовка к занятию:

Выучить правила построения графиков функций, содержащих модуль аргумента или функции.

Содержание занятия:

Студенты работают по группам (5 человек в группе). Примерное содержание карточки для группы:

Постройте графики функций с помощью преобразований графиков элементарных функций:

1. Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2. Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 3. Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 4. Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 5. Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

За выполнение каждого задания группа может получить максимум 5 баллов. Каждая ошибка в выполнении задания снимает по 1 баллу. Группа может получить подсказку от преподавателя по выполнению задания, но тогда также снимается 1 балл.

По очереди представители из групп рассказывают преподавателю решение заданий. Каждое новое задание рассказывает новый представитель из группы.

Занятие № 8

Построение графиков сложных функций

элементарными средствами.

Учебная задача: формировать умение в построении графиков сложных функций.

В результате студент:

Знает

- определение сложной функции;

- общий метод построения графика суммы (разности), произведения (частного) двух функций;

Имеет представление

- о способе построения графиков сложной функции на основе графиков составляющих ее функций и их свойств;

Умеет

- строить графики суммы (разности), произведения (частного) двух функций;

- строить график сложной функции на основе графиков составляющих ее функций и их свойств.

Подготовка к занятию:

Подготовить ответы на вопросы:

а) Как найти область определения функции, полученной как сумма (разность, произведение) других функций?

б) Как найти область определения функции, полученной как частное других функций?

в) Что называется целой частью числа?

г) Что называется дробной частью числа?

Содержание занятия:

Основные элементарные функции могут соединяться между собой с помощью арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) и новой операции взятия функции от функции.

Общий метод построения графика суммы или разности двух функцийзаключается в том, что предварительно строятся графики двух данных составляющих функций, а затем складываются или вычитаются ординаты точек построенных графиков при одних и тех же значениях х. При сложении (вычитании) ординат можно пользоваться циркулем.

Пример 1. Постройте график функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Решение: Данная функция есть разность функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , определенных на всей числовой оси. Поэтому строим графики функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Вычитаем ординаты точек построенных графиков при одних и тех же значениях Построение графиков функций, содержащих - student2.ru (рис. 10).

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Отметим, что прямые Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru являются асимптотами полученного графика.

Замечание. Если задана разность двух функций, то ее можно заменить суммой уменьшаемой функции и вычитаемой, взятой с противоположным знаком ( Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ).

При построении графика произведения или частного двух функций для надо предварительно выразить ординаты точек графиков исходных функций числами и лишь, затем умножить (разделить) эти числа с учётом их знаков.

Пример 2. Постройте график функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Решение: Данная функция есть частное функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru определенных на всей числовой оси. Поэтому строим графики функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Выражаем ординаты точек построенных графиков числами и делим соответствующие числа с учетом их знаков. Отметим, что при Построение графиков функций, содержащих - student2.ru конечная функция будет неопределенна (рис. 11).

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Следует также учитывать, что полученный график есть график четной функции, являющейся частным двух нечетных функций.

Замечание. Если задано частное двух функций, то его можно заменить произведением делимой функции и функции, обратной для делителя ( Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ).

При построении графика функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru по графику функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , учитывают, что функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru определена для тех значений Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , при которых Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Нули функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru задают точки разрыва и вертикальные асимптоты графика функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Далее используются свойства функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , а именно множество значений, чётность \ нечётность, периодичность, монотонность.

Замечание. Для построения графика функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru по графику функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru можно также использовать преобразование инверсии относительно оси абсцисс для графика функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Пример 3. Постройте график функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Решение: выполним исследование функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , используя свойства функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru определена на всей числовой прямой и равна нулю только при Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Следовательно, область определения функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru : Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Прямая Построение графиков функций, содержащих - student2.ru - вертикальная асимптота графика функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru принимает все возможные действительные значения, значит и функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru принимает все возможные действительные значения, кроме Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru нечетная, следовательно, и функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru нечетная, т.е. ее график симметричен относительно начала координат. Поскольку на интервале Построение графиков функций, содержащих - student2.ru функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru возрастает и сохраняет знак, то функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru на этом интервале убывает. Итак, в качестве вспомогательного стоим график функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и на основе него получаем график функции Построение графиков функций, содержащих - student2.ru (рис.12).

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Отметим, что прямая Построение графиков функций, содержащих - student2.ru является горизонтальной асимптотой полученного графика.

Определение: Функция называется сложной, если она представлена в виде функции от некоторого аргумента, являющегося в свою очередь функцией независимой переменной.

Нахождение области определения и множества значений сложной функции удобно осуществлять в виде многошаговой процедуры, на каждом шаге которой находится область определения и множество значений некоторой элементарной функции. При этом решение задач на нахождение множества значений сложной функции существенно упрощается, если учитываются такие свойства как непрерывность и монотонность функций, входящих в сложную.

График сложной функции обычно строится на основе графиков составляющих ее функций и их свойств.

Пример 4. Представьте функцию Построение графиков функций, содержащих - student2.ru как сложную. Укажите ее область определения и множество значений. Постройте график.

Решение. Введем обозначения: Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Таким образом, исходная функция есть сложная функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru определена на всей числовой оси и принимает все значения из интервала Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru определена на интервале Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . Значит область определения данной сложной функции находится из условия Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и есть интервал Построение графиков функций, содержащих - student2.ru . На указанной области определения функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru принимает все значения из интервала Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и является возрастающей. Функция Построение графиков функций, содержащих - student2.ru убывает на области определения. Тогда данная сложная функция является убывающей и принимает все значения из интервала Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

График данной сложной функции можно построить на основе графиков функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и их свойств (рис. 13). Учитываем также проведенное выше исследование.

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Отметим, что прямая Построение графиков функций, содержащих - student2.ru является горизонтальной асимптотой, а прямая Построение графиков функций, содержащих - student2.ru - вертикальной асимптотой полученного графика.

Ответ: Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , где Построение графиков функций, содержащих - student2.ru , Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; область определения: Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; множество значений: Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Упражнения к занятию:

1. Найдите область определения суммы, разности, произведения, частного функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

2. Постройте графики функций:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 5) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

3. Представьте функцию как сложную

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Укажите ее область определения и множество значений. Постройте график.

4. Можно ли из функций Построение графиков функций, содержащих - student2.ru и Построение графиков функций, содержащих - student2.ru составить сложную функцию?

5.Постройте графики функций: 1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 5) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 6) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Рекомендуемая литература

1. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 2000.

2. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - М.: Просвещение, 2000.

3. Ашкиназе В.Г., Шоластер Н.Н. Алгебра и элементарные функции. – М.: Просвещение, 1964.

4. Вирченко Н.Н. и др. Графики функций. – Киев: Наукова Думка, 1979.

5. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. – М.: Наука, 1986.

6. Гайдуков И.И. Абсолютная величина. – М.: Просвещение, 1968.

7. Гельфанд И.М. и др. Функции и графики. – М.: Наука, 1973.

8. Гольдберг А.Г. Функции и их исследование. – Л.: Учпедгиз, 1957.

9. Гурский И.П. Функции и построение графиков: Пособие для учителей.– М.: Просвещение, 1968.

10. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для 10-11 кл. сред. шк./ Б.М. Ивлев, А.Б. Абрамов, Ю.Д. Дудницин, С.И. Шварцбург. – М., 1990.

11. Задачи по математике. Начала анализа: Справ. пособие/ В.В. Вавилов, И.И. Мельников, С.Н. Олехник, П.И. Пасиченко – М.: Наука, 1990.

12. Кузьмин М. К. Построение графика функции у = сf(ах – b) + d// Математика в школе – 2003 - № 5.

13. Мордкович А.Г. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 1999.

14. Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2000.

15. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2000.

16. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2001.

17. Новиков А.И. Свойства функций и задача нахождения множества значений функций /Математика в школе, 2005, № 5.

18. Пособие по элементарной математике: методы решения задач/ Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова, Е.Н. Перевощикова, А.Н. Пыжьянова, Ч. II. – Н. Новгород, 2000.

19. Райхмист Р.Б. Графики функций: Справ. пособие для вузов. – М.: Bысш. шк., 1991.

20. Тапатор И.Я. Геометрические преобразования графиков функций. – М.: Учпедгиз,1960.

21. Худобин А.И. и др. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.

Список задач к зачёту

1. Найдите область определения функции:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

5) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 6) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 7) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

8) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 9) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

10) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

2. Найдите множество значений функции:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 5) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

6) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 7) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 8) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

3. Постройте графики функций:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 5) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 6) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

По графику найдите область определения и множество значений функции.

4. Исследуйте функцию на чётность/нечётность:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

5. Исследуйте функцию на возрастание/убывание:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru на промежутке Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

6. Постройте графики функций с помощью преобразований графиков элементарных функций:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 3) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

4) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 5) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 6) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

7) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 8) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 9) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 10) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ;

11) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 12) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 13) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

7. Постройте графики функций с помощью преобразований графиков элементарных функций, предварительно раскрыв модуль:

1) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru ; 2) Построение графиков функций, содержащих - student2.ru .

Оглавление

Предисловие…………………..………………………………………… ..3

I. Тематический план учебной дисциплины «Элементарная математика: элементарные функции»…………………………………...5

II.Планы практических занятий………………………………………….6

Рекомендуемая литература……………………………………………...15

Список задач к зачёту……………………………………………………16

Учебное издание

Авторы-составители: С.В. Кириллова, О.К. Огурцова

«Элементарная математика: элементарные функции»

Методические рекомендации для студентов математического факультета

Редактор Л.И. Опарина

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Подписано в печать . .2005 г. Печать оперативная.

Объём 1,1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ .

Построение графиков функций, содержащих - student2.ru

Нижегородский государственный педагогический университет

603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1

Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»

603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1

Наши рекомендации