Индивидуально-обособленная форма
Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно.Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся..
- Фронтальная форма познавательной деятельности
Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях.
-Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса
-В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся
-Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них
-Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует становлению коллективных интересов.
Групповая форма организации познавательной деятельности
Организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:
-Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
-Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
-Работа по выполнению учебного задания.
-Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
-Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
-Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Успех осуществления этой формы познавательной деятельности в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
-Между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей
-Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи
-Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели
-Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость
-Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого
-Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. я учебная работа есть коллективная.
Работа в парах.
Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются Я. А. Коменский
Воспроизводящая, или репродуктивная, деятельность большей частью ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Творческаяпознавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний.
10. игра в пед.процессе: значение, виды, условия эффективности. Игры на уроке и во внеучебной деятельности
игра – метод эмоционального стимулирования. Значение – увеличивает внимание, запоминание, осмысление. Повышает эффективность достигаемых целей. Игры бывают готовые, или их можно приготовить самому. Группы игр
1короткие: а) предметные; б) настольные (познавательные) в) сюжетно-ролевые (сценки) – для развития интеллекта, решение конкретных задать (отработка навыков, усвоение правил)
Игры-оболочки – продолжительные по времени, могут занимать несколько уроков, пример –урок сказок.
Зрительные, развивающие – рассчитаны на различные промежутки времени, до нескольких лет, ориентированы на далекую цель, на формирование психических личностных качеств. Игры воспитывающего направления – особенность, серьезность и деловитость, применяются в старших классах. Сами игры зависят от возраста учеников. Игра – активная учебная деятельность.
Значение – активизация процесса обучения.
Бывают: имитационные, соревновательные, игра-конкурс, игра-путешествие.
Недостатки: большие затраты по разработке учителем, игровой азарт заслоняет познавательные цели.
Эффективна тогда, когда используется как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов (повторение, наглядный…), а не заменяет их.
Сущность обучающей игры – моделирование и имитация
Развитие интересов школьников к данному предмету, активизация, создание оптимального климата. Должны быть ограничены, т.к. игровые методы не позволяют определить уровень усвоения материала.
Игры соревновательного характера, содержать количественные критерии (кто больше, кто быстрее) и качественные (кто точнее, оригинальнее, разнообразнее)
Обучающая игра имеет 3 характеристики: цель, набор критериев для определения победителей и проигравших, правила, которые управляют действиями игроков. Обучающие цели таких игр развитие и закрепление навыков устной речи, на основе повторения, тренировки.
Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.
Требования к играм
-свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
-дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой роли
- в игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе проигравших
-игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечить каждому ученику возможность проявления инициативы.
- в подростковых и особенно старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил