Семинарских и практических занятий
Задачей изучения уголовного процесса является формирование высокого уровня правосознания, творческого и научного мышления будущих юристов, выработка навыков свободно и умело ориентироваться в уголовно-процессуальном законодательстве, анализировать, толковать и применять его нормы.
Без знания уголовного процесса невозможно изучение криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной медицины и психиатрии, судебной этики и психологии.
Для успешного усвоения студентами курса «Уголовный процесс» необходимо внимательно и глубоко ознакомиться с действующим уголовно-процессуальным законодательством, практикой его применения, международными договорами Республики Беларусь; определяющими права и свободы человека, а также рекомендованной учебной и дополнительной литературой.
На практических занятиях студенты должны научиться применять теоретические знанияj полученные на лекциях, .конкретным жизненным ситуациям (казусам), решая предложенные преподавателем задачи и составляя необходимые процессуальные документы.
Только оптимальное сочетание теоретического обучения с практическим применением полученных знаний позволит надлежащим образом организовать изучение уголовного процесса и подготовить студентов к их будущей профессиональной деятельности.
Методические указания
Отправление правосудия но уголовным делам - важная государственная функция. В ее надлежащем осуществлении заинтересованы как общество в делом, так и отдельные граждане. Закон возлагает на производство по у головным делам задачи по защите личности, ее прав и свобод, интересов личности и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление» был подвергнут справедливому наказанию z ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Конституция Республики Беларусь поджимает на более высокий уровень значение принципа законности, расширяет сферу действия этого принципа» создает нормативную основу для совершенствования способов его реализации, для усиления защиты личности, ее прав и свобод, .законных интересов общества и государства, для повышения в целом качества следственной и судебной работы.
Важно подчеркнуть значение требований строгого и неуклонного выполнения предписаний закона работниками правоохранительных органов, и прежде всего органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Недопустимо пренебрежительнее, неуважительное отношение к участникам уголовного процесса, к их правам и законным интересам,и осробенно к правам и законным интересам подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего.
В связи с этим особое значение приобретают подготовке, квалифицированных юристов, глубокое усвоение ими общих и профессиональных знаний, выработка навыков по применению знаний в практической деятельности. ,
Для выработки практических навыков по использованию уголовно-процессуальных средств борьбы с преступное? тью и для оказания помощи в составлении уголовно-процессуальных документов предлагается настоящий практикум.
Предмет изучения уголовного процесса включает в себя следующие элементы: .
а) процессуальное законодательство;
б) процессуальную теорию;
в) процессуальную технику;
г) процессуальную тактику.
В соответствии с этим определяются и задачи практических занятий по уголовному процессу:
1) закрепление, расширение и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, в процессе самостоятельной работы с рекомендованными источниками;
2) активизация мыслительной деятельности студентов, включение их в коллективное обсуждение возникающих вопросов;
3) выработка навыков самостоятельного анализа норм
" уголовно-процессуального права и теоретических положений, высказанных в литературе;
4) выработка навыков по изучению материалов уголовного дела, принятию решений и составлению развернутых, обоснованных, мотивированных и юридически грамотных процессуальных документов;
5) овладение методологией применения теоретических знаний и положений уголовно-процессуального за; кона к конкретным уголовно-процессуальным фак-
там и ситуациям;
6) формирование у студентов научного мировоззрения, высокой ответственности за порученное дело, нони' г мания важности тех задач, которые связаны с правоприменительной деятельностью; ’
7) контроль за систематичностью самостоятельной работы студентов по изучению уголовного процесса, глубиной и полнотой полученных ими знаний, наличием недоработок, пробелов в усвоении изучаемого материала и т.п.
Формы проведения практических занятий по уголовному процессу достаточно многообразны и варьируются в зависимости от темы занятий, уровня подготовки студентов, характера используемого учебного материала, применяемых средств технического обучения и др. Наиболее распространенными являются следующие формы проведения практических занятий:
а) обсуждение вопросов темы, вынесенных на практическое занятие, в форме развернутой беседы, когда все студенты готовятся по общему тематическому пла.~ ну очередного занятия и отвечают на поставленные вопросы по желанию или вызову преподавателя* Затем преподаватель дает заключение по каждому обсуждаемому вопросуt а в конце занятия подводит его итоги* отмечая степень усвоения вопросов темы, наличие определенных неточностей или пробелов, необходимость пополнения имеющихся знаний;
6} система устных докладов, когда все студенты или часть из ни* получают предварительное задание подготовить доклад или сообщение по одному из вопросов тематического плана либо какому-яи будь аспекту обсуждаемого вопроса;
в) обсуждение подготовленных студентами письменных рефератов, посвященных какой-либо проблеме уголовного процесса или монографическим исследованиям, обзору статей и т.п.;
г) письменное или устное решение процессуальных задач с соответствующей мотивировкой и ссылкой на нормы УПК, материалы следственной или судебной практики, литературу по уголовному процессу; ^
д) контрольные работы по вопросам темы занятии С последующим обсуждением этих работ в аудитории;
е) составление важнейших процессуальных документов на основе учебных уголовных дел или комплексных
казусов»
Практикум содержит задачи по все разделам курса «Уголовный процесс, а также комплексные казусы, предназначенные для системного усвоения вопросов производства по уголовному делу и отработки приемов написания важнейших процессуальных документов. Подавляющее большинство задач и все казусы составлены на основе материалов уголовных дел» что приближает их к реальным условиям практической деятельности органов расследования и суда, помогает получить определенные навыки применения уголовно-процессуального законодательства к конкретным ситуациям и оформления принятых решений соответствующими процессуальными документами.
При устном анализе задач студент должен дать развернутый ответ на вопрос, сформулированный в ней, сослаться на соответствующие положения закона, в необходимых случаях провести разъяснения, содержащиеся в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, либо указать на сложившуюся следственную или судебную практику или рекомендации, высказанные в юридической литературе.
Для решения каждой задачи нужно прежде всего уяснить ее смысл, разобраться в деталях, выявить все элементы правовой ситуации, которые необходимы для принятия верного решения,
В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников процесса ит.п.
Решение каждой задачи должно быть мотивированным, логичным» содержать необходимые доводы и аргументы, на основе которых студент приходит к определенному выводу. Производство по уголовному делу представляет собой такую правовую деятельность, где каждый вывод, каждое принятое решение должны быть строго обоснованными, аргументирован ными, опирающимися на тщательно проверенные и правильно оцененные имеющиеся доказательства.
При проведении практических занятий по уголовному процессу может быть использован прием инсценировки следственных действий или определенных процессуальных ситуаций. Возможно, например, учебное проведение допроса (свидетелей, потерпевших, обвиняемых), очной ставки, предъявлдля опознания, а также всего судебного разбирательства или отдельных его фрагментов по разработанному сюжету, основанному на конкретном уголовном деле.
При изучении курса «Уголовный процесс» необходимо отработать подготовку основных процессуальных документов. Задания по их составлению могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во внеурочное время — в виде домашних заданий с последующим анализом этих документов на занятиях.
Следует признать необходимым в качестве обязательного минимума составление следующих основных процессуальных документов:
1) постановление о возбуждении уголовного дела;
2) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) постановление о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления;
4) постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
5) постановление о применении меры пресечения;
6) п остановление о приостановлении предварительного расследования
7) постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования;
. 8) протокол ознакомления с уголовным делом;
9) приговор суда; : 1 '
10) кассационное определение;
11) постановление (определение) суда надзорной инстанции.
Назначение образцов процессуальных документов состоит В том, чтобы дать их составителям наиболее рациональную схему, определенную типовую модель, пользуясь которой можно с учетом конкретных материалов уголовного дела обеспечить, с одной стороны, достаточную полноту,, четкость и индивидуальность составленных документов, а с другой стороны - необходимую их однотипность» .
Проверка заданий по составлению процессуальных актов может осуществляться как путем чтения на практичес ких занятий с последующим обсуждением в группе, так и посредством домашнего анализа документов преподавателем с последующим разбором со студентом допущенных ошибок.
Одним из путей повышения эффективности практических занятий по уголовному процессу является использование технических средств обучения, а также программного контроля за усвоением студентами изучаемого материала.
Значительное распространение в последние годы получили такие технические средства обучения, как учебные видеофильмы, аудиозаписи и дргих качеств средств программированного контроля используются различные системны ЭВМ. Не утратили свое значение наглядные пособия, схемы, таблицы, различный иллюстративный материал: диаграммы, графики, рисунки и т.п.
Тема 1. Понятие,сущность и задачи уголовного процесса ,уголовно-процессуальный закон(4ч.)
Вопросы:
1.Понятие уголовного процесса Беларуси и его задачи.
2.Стадии уголовного процесса и их система.
3.Процессуальные формы, гарантии и функции. Их система.
4.Уголовно-процессуальное право и закон. Их источники
Задачи
Задача 1
Назовите в приведенном ниже перечне стадии уголовного процесса и расположите их в предусмотренной законом последовательности. Перечислите основные признаки стадии. Укажите на основные и исключительные стадии:
- постановление приговора;
- возбуждение уголовного дела; ' - : ;
- возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
- предварительное следствие;
- кассационное производство; ’ 1 /
- судебное следствие; _ _ ' . '
- производство по уголовному делу;
- производство о применении мер безопасности и лечения;
- судебные прения;
- назначение и подготовка судебного разбирательства;
- ускоренное производство; . .
- предание суду;
- надзорное производство; . _ .
- предварительное расследование;
-подготовительная часть судебного разбирательства;
- исполнение приговора;
- окончание предварительного расследования с передачей дела прокурору для направления в суд.
Задача 2
В УВД Советского района г. Минска явился гражданин Леонов и заявил, что из его квартиры украдены домашние вещи. Выбывшая на место происшествия оперативно-следственная группа произвела осмотр квартиры Леонова и опросила его соседей. На основании содержания заявления и протокола осмотра было возбуждено уголовное дело по факту кражи с проникновением в жилище по признакам ч. 3 ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).
В ходе расследования допрошенная в качестве свидетеля Куличкова заявила, что в день кражи она видела двоих мужчин, выходивших из подъезда дома, в котором находилась квартира Леонова. Один из них нес чемодан, а другой — большую сумку. Свидетель описала их приметы и заявила, что может их опознать. Аналогичные сведения на допросе сообщила и свидетель Спиридонова.
По приметам, названным свидетелями, были задержаны Пименов и Красик. При личном обыске у Пименова была обнаружена золотая цепочка с крестиком, Такая цепочка указывалась в перечне похищенных вещей.
Задержанные были предъявлены для опознания Кулич- ковой, а затем и Спиридоновой. Свидетели уверенно их опознали. Леонов при предъявлении ему цепочки заявил, что эта цепочка принадлежит ему и украдена из его квартиры.
Далее было установлено, что похищенные видеомагнитофон и хрусталь находятся у родственника Красика - Серова. У последнего был произведен обыск. Указанные вещи были обнаружены, изъяты и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.