Описание шкалы оценивания
Фонд оценочных средств дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Вопросы к зачету
1. Дайте определение понятию общенациональный язык. Назовите формы существования современного русского языка и дайте им определение. Благодаря каким свойствам именно литературный язык, а не другие формы национального языка, стал основным средством коммуникации в обществе?
2. Дайте определение понятию литературный язык, назовите его признаки и раскройте их сущность.
3. Раскройте сущность понятия функциональный стиль. Что представляет собой система функциональных стилей в современном русском языке? Почему понятие стиля не все ученые применяют к языку художественной литературы и к бытовой разговорной речи?
4. Научный стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности.
5. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности.
6. Публицистический стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности.
7. Разговорный стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности. Особенности разговорной речи.
8. Назовите коммуникативные качества речи. Какими средствами обеспечивается точность, логичность, выразительность и богатство речи?
9. Языковая норма и её характерные особенности. Нормы императивные и диспозитивные. Вариантность нормы.
10. Охарактеризуйте принципы речевого взаимодействия. В каких постулатах и максимах они находят свое выражение?
11. Особенности публичной речи. Основные этапы подготовки к выступлению.
12. Композиция публичного выступления: основные принципы и составные части (вступление, главная часть, завершение речи).
13. Взаимодействие оратора и аудитории. Установление контакта, приёмы управления аудиторией.
14. Назовите и объясните условия эффективного речевого общения и причины коммуникативных неудач.
15. Дайте определение понятию речевой этикет. В каких ситуациях употребляются знаки речевого этикета? Приведите примеры этикетных формул, употребляемых в разных ситуациях. Назовите основные условия выбора ты/Вы-форм общения.
Практическая часть:
Практическое владение нормами современного литературного языка. Анализ речевых ошибок.
Анализ текстов различных стилей и типов речи (особенности построения и характеристика языковых средств).
Составление документов (личное заявление, доверенность, автобиография, резюме).
1. Прочитайте слова с побочным ударением:
Суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книгоиздательский, картофелекопалка, стопроцентный, древнерусский, сверхъестественный, пединститут.
Критерии оценивания компетенций (результатов)
«Не зачтено» - в ответе студента допущены существенные фактические ошибки, которые не смог исправить; на большую часть дополнительных вопросов студент не ответил или дал неверный ответ. Студент не ориентируется в основных понятиях курса, демонстрирует отсутствие умений применить знания в процессе решения задач.
«Зачтено» - студент осознанно и логично раскрывает проблемы, современные подходы в ее изучении; выделяет сущность и специфические особенности разработки и реализации проблемы в теории и практике общения; при необходимости раскрывает проблемы с позиции частных методик; способен к адаптации знаний к условиям конкретной ситуации демонстрирует способность к интеграции знаний по проблеме, структурированию ответа, анализу существующих позиций в теории и практике.
Описание шкалы оценивания
«Зачтено»- рейтинговая оценка работы в процессе изучения учебной дисциплины выше 55 баллов
«Не зачтено» - рейтинговая оценка работы в процессе изучения учебной дисциплины – ниже 55 баллов.