Структура морального фактора на коллективном уровне

· Совокупность нравственных качеств всех сотрудников данного коллектива.
· Морально-психологический климат служебного коллектива.
· Традиции и обычаи, сложившиеся в коллективе.
·
·
·

Литература

Обязательная:

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел (2008г.)

2. Приказ МВД РФ «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплению дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам», № 170, 07.03.98

3. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. М., 2003

Дополнительная:

1. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России/ А.А.Гишин, Н.В.Румянцев, С.С.Пылев,А.В.Щеглов ; Учебное пособие. – М., МосУ МВД России, 2007;

2. Служебный этикет сотрудников ОВД России/ А.А.Гишин, Н.В.Румянцев, С.С.Пылев,А.В.Щеглов: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, 2007

Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников ОВД».

Задание 1:

Начертите схему «Структура морального выбора».

Разместите на схеме элементы, соответствующие понятиям «моральный выбор», «нравственная свобода», «моральная ответственность», «нравственный конфликт», «служебный долг».

Обратите внимание на размещение элементов и связей, их соединяющих.

Задание 2:

Начертить и дополнить представленную ниже таблицу «субъективные и объективные условия правильного морального выбора»

Моральный выбор.
Объективные условия Субъективные условия
· Наличие у человека вариантов выбора поведения · Уровень нравственного развития личности.
· ·
  ·
  ·
  ·

Задание 3

Выписать несколько примеров героических мужественных поступков сотрудников ОВД как проявление их моральной свободы и ответственности, используя прессу, художественную и мемуарную литературу.

Задание 4.

Просмотреть кинофильмы «Огарева, 6», «Петровка, 38».

После просмотра кинофильма ответить на задания:

1. Охарактеризовать субъективные и объективные условия морального выбора следователей Костенко, Садчикова, Рослякова.

2. Охарактеризовать моральный выбор одного из главных героев фильма с точки зрения особенностей морального выбора в системе нравственных норм и ценностей.

3. Охарактеризовать нравственные конфликты главных героев фильма.

4. Охарактеризовать моральный выбор одного из главных героев фильма с точки зрения особенностей морального выбора в системе нравственных норм и ценностей.

Литература

1. Приказ МВД РФ «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплению дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам», № 170, 07.03.98

2. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. М., 2003

Дополнительная:

1. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России/ А.А.Гишин, Н.В.Румянцев, С.С.Пылев,А.В.Щеглов ; Учебное пособие. – М., МосУ МВД России, 2007;

2. Служебный этикет сотрудников ОВД России/ А.А.Гишин, Н.В.Румянцев, С.С.Пылев,А.В.Щеглов: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, 2007

3. Пылев С.С. Патриотизм –основа мужества и героизма. – М.: Издат.: «Щит - М», 2007.

Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе ОВД»

Задание 1.

Основываясь на тексте учебника и материалах лекции выписать основные этапы формирования служебных коллективов (всего их четыре) и дать характеристику каждого этапа.

Задание 2.

Начертить и дополнить представленную ниже таблицу:

«Основные факторы, влияющие на деятельность и результативность служебных коллективов».

Позитивные факторы Негативные факторы
I. Нравственно-эстетические
1. Оказание помощи (как профессиональной, так и моральной) вновь принятым в служебный коллектив. 1. Отсутствие надлежащего морального климата в служебном коллективе
2. 2.
3. 3.
4. 4.
II. Психолого-педагогические
1. Установление между начальником и подчиненными отношений делового сотрудничества при решении служебных задач 1. Запущенность воспитательной работы в коллективе
2. 2.
3. 3.
4. 4.
III. Социально-экономические
1. Проявление внимания со стороны руководителей и членов коллектива к семье и бытовым условиям каждого сотрудника. 1. Неудовлетворенность существующими жилищно-бытовыми условиями и отсутствие возможности их улучшить
2.
3. 3.
4. 4.
IV. Организационно-правовые и управленческие
1. Обеспечение законности по отношению к сотрудникам 1. Отсутствие общих целей в коллективе и служебных перспектив сотрудников.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Задание 3.

Основываясь на имеющихся у вас материалах определите на каком этапе формирования находится служебный коллектив Вашего учебного взвода.

Составьте план нравственного воспитания вашего коллектива.

Литература:

Обязательная:

1. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, (ст. 42, 58)

2. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. М., 2003. (гл. 8)

Дополнительная:

1. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 частях. Часть 3. М.: Юридический институт МВД России, 2001. С. 3-24.

2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России/ А.А.Гишин, Н.В.Румянцев, С.С.Пылев,А.В.Щеглов ; Учебное пособие. – М., МосУ МВД России, 2007;

3. Служебный этикет сотрудников ОВД России/ А.А.Гишин, Н.В.Румянцев, С.С.Пылев,А.В.Щеглов: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, 2007

Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника ОВД»

Задание 1:

Начертить схему: «Система нравственного формирования личности сотрудников ОВД». На схеме предусмотреть размещение следующих элементов (наряду с другими, которые здесь не указаны):

- «Нравственное формирование личности»;

- Нравственное самовоспитание личности;

- Нравственная культура личности ;

- Моральный облик личности.

Задание 2:

Используя рекомендованную литературу, выписать основные формы, средства, методы нравственного формирования личности, используемые в МВД РФ. Одновременно выписать основные критерии нравственного формирования личности, используемые в нормативных документах МВД РФ.

Задание 3. Просмотреть кинофильм «Инспектор ГАИ»:

· Охарактеризовать моральные качества сотрудников милиции по их отношению к своему труду, своей профессии.

· Выделить и описать моральные качества сотрудников милиции, характеризующие их отношение к обществу;

· Охарактеризовать моральные убеждения офицеров милиции;

· Охарактеризовать моральные потребности офицеров милиции;

· Охарактеризовать моральные чувства сотрудников милиции;

Задание 4.По выбору курсанты готовят одно из следующих заданий

а) обзор литературы по теме: «Образ сотрудника милиции в художественной литературе»;

б) подготовка сообщения по теме: «Образ сотрудника милиции в изобразительном искусстве»;

в) подготовка сообщения по теме: « Образ сотрудника милиции в кино- и видеофильмах»;

Литература

Обязательная литература.

1. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. М., 2003. (гл.5 и 8);

2. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции 6 декабря 2002 г. М.: Московский университет МВД России, 2003;

3. Пылев С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность): Монография. М., 2003;

4. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в органах внутренних дел // Сборник материалов по совершенствованию воспитательной работы в ОВД. М., 2000. С.19-59

Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. М., 2003 (гл. 5 и 8)

Дополнительная литература

1. Гришин А.А. Механизм морального регулирования поведения и деятельности сотрудников ОВД//Проблемы духовного становления личного состава органов внутренних дел. М., 1993. С. 92-119;

2. Олейников В.С., Пономаренко А.В., Щеглов А.В. Акмеологические проблемы воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России: Монография. СПб., 1996;

3. Пылев С.С., Грядовой Д.И.,Вистяк С.С. Изучение и пропаганда традиций милиции – эффективная форма совершенствования воспитания молодого пополнения органов внутренних дел России // Духовность. Патриотизм. Традиция. М.,1997. С. 60-89.

4. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. Под ред. С.С.Пылева. М.,2007

5. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел России. Уч.пособие под ред. С.С.Пылева, М., 2007

6. Пылев С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (История и современность): Монография. М., 2003

Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в ОВД»

Задание 1.

Начертить и заполнить схему:

Структура морального фактора на коллективном уровне - student2.ru

Задание 2.

Начертить и заполнить схему:

Структура морального фактора на коллективном уровне - student2.ru

«Основные формы делового общения»

Литература:

Обязательная:

1. Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Утверждены Указом Президента Российской Федерации 12.08.2002г. / Российская газета, 2002. 15 авг. С. 6.

2. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. М., 2001. Гл. 10.

3. Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан: Пособие. М.: Московский университет МВД России, 2003.

Дополнительная:

1. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 частях. Часть 3. М.: Юридический институт МВД России, 2001. С. 3-24.

2. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие – М.: МосУ МВД России, 2007.

3. Служебный этикет сотрудников ОВД России: Учебное пособие – М.: МосУ МВД России, 2007.

4. СЛОВАРЬ по курсу (см.приложение 1)

Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»

Авторитет – признание за индивидуумом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности.

Аксиология(греч. axia – ценность и logos – учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, готовность жертвовать для общего блага личными интересами.

Аморализм – противоположность морали, отказ от законов нравственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.

Аскетизм (греч. askeo – упражняться) – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

Бесстыдство – сознательное и демонстративное пренебрежение общепризнанными нормами поведения.

Благо – понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности тех или иных предметов, явлений действительности. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.

Благодеяние – действие, имеющее положительное нравственное значение и объективный результат, последствия которого полезны окружающим людям.

Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство – моральное качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Верность – качество, характеризующее нравственную линию поведения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руководствуется личность в повседневности.

Вина – положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление.

Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Воля – способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного (профессионального) воспитания. Основная задача нравственного воспитания – внедрение нравственных требований общества в сознание каждого отдельного (конкретного) человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Выбор нравственный (моральный) – акт нравственной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.

Выдержанность – моральное качество, включающее умение человека контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями вопреки трудностям. Проявляется в самообладании.

Высокомерность – качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.

Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Гордость – моральное чувство, в котором отражается осознание соответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.

Гуманизм (гуманность) – принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, уважение к личности, доброе отношение ко всему живому.

Деонтология (греч. deon – долг и logos – учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

Деятельность моральная – категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы.

Добро– нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность.

Долг – одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.

Достоинство – этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.

Жизненная позиция – направленность жизнедеятельности личности, ее точка зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане – это система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью.

Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.

Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде поведения, исходящего от какого-либо авторитетного лица. В религиозном истолковании нравственности законодателем выступает Бог.

Золотое правило – одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: “(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

Идеал нравственный (греч. idea – представление, идея) – категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремиться.

Измена – нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

Императивность – понятие, фиксирующее долженствование, повелительный характер нравственных требований.

Интуитивизм – направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как “самоочевидные истины”.

Иррационализм – методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное – отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе; правдивость, откровенность.

Категории – это универсальные формы человеческого мышления.

Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им “нравственный закон”, который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом.

Качества моральные – понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей.

Клевета – один из видов вероломства, ложное обвинение других, обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление к расправе).

Кодекс моральный – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.

Конформизм – социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей.

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды (в крайней форме – алчность).

Культура – совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

Личность – субъект нравственной деятельности. Человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.

Мещанство – моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах. Близко по значению к пошлости.

Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.

Мировоззрение– совокупность взглядов человека на окружающий мир.

Мораль (лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил, принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.

Моральная свобода – моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни.

Мотив (лат. moveo – двигаю) – внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Нигилизм (лат. nigil – ничто) – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Норма моральная (лат. norma – правило, образец) – форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.

Нормативная этика – составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Нравственная культура личности – степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали, выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее “рамки” достойного поведения.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Близко к понятию норм поведения.

Общение – установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

Общественное мнение – средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений.

Обязанность – нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.

Оптимизм (лат. optimus – наилучший) – воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом.

Полезность – одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.

Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Принципы – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно.

Проступок - поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.

Профессиональная культура – высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.

Профессиональная честь – забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика – это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

Профессионально-нравственная деформация – искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.

Релятивизм(этический) – (лат. relativus – относительный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, состоящий в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер; приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них какого-либо объективного содержания.

Репутация (лат. reputatio – обдумывание, размышление) – сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.

Ригоризм (лат. rigor – твердость, строгость) – строгое соблюдение нравственных принципов, исключающее какие-либо компромиссы; часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.

Самооценка – нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сознание моральное – одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Сострадание – сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье – этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.

Такт (тактичность) – принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.

Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Требовательность – качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.

Тщеславие – социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Вместе с тем уважение – это еще и самоуважение, вера в собственные силы.

Фамильярность - (лат. familiaris – семейный, близкий) – бесцеремонное, развязное обращение с кем-либо.

Фарисейство – отрицательное моральное качество; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в неукоснительном, но только внешнем, формальном, показном исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.

Формализм – исключительно внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

Ханжество – отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои “добродетели”, и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются: а) нравственное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; б) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания: моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы ценностей изучает аксиология.

Цинизм (греч. Kynosarges – название холма в Афинах, где проходили обучение и дискуссии философов) – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, выражающая общественное признание деятельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания.

Чувства – эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию.

Чуткость –качество, характеризующее отношение личности к окружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.

Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей.

Эмпатия – постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания. Вчувствование в другого.

Этика (греч. еthika, от ethos – обычай) – философская наука, изучающая мораль, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиции. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.

Этика личная – способность человека на деле соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными.

Этикет – совокупность правил поведения (обхождения с людьми), касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет – составная часть внешней культуры общества. Выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных социальных кругах.

Наши рекомендации