Акмеологические условия и факторы
При решении задач развития профессионализма всегда одними из центральных являются вопросы, что этому развитию помогает, а что – мешает? В случае, когда некие условия и факторы способствуют прогрессивному развитию личности и профессионализма, их называют акмеологическими.
Акмеологические условия и факторы
Акмеологические условия и факторы | Характеристика |
Акмеологические условия | значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно ее профессионализма. |
Акмеологические факторы | основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и ее профессионализма. |
Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. В то же время, если речь идет о личностно-профессиональном развитии, акмеологические факторы могут быть только субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.), а также субъективно-объективными, связанными в первую очередь с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей и пр. Таким образом, акмеологические условия и факторы обладают разной «силой» или степенью значимости на различных этапах становления и развития профессионализма.
Значимыми акмеологическими условиями могут быть: задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма.
Важнейшими акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.
Литература для самостоятельной работы
Деркач А. А. Акмеология: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. – М.: МПСИ, 1995.
Кричевский Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / Р. Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1.
МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИИ
План
1. Акмеологическая диагностика.
2. Сравнительный анализ.
3. Акмеологический анализ.
4. Акмеолотическая экспертиза.
5. Акмеологический эксперимент.
6. Акмеологический подход.
7. Акмеограмма.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Акмеологическая диагностика – особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессиопального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе.
Проще говоря, это диагностика всего психологического «того», что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологическая диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионалыгого развития, предметом – механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Сравнительный анализ в акмеологии – это сравнение характеристик высоко-и малопродуктивной деятельности.
Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты, он и по настоящее время широко применяется в акмеологии. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществлять сравнение также и личностных характеристик, обеспечивающих успешность деятельности. В частности, помимо деятельностных показателей следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятельность с высокой продуктивностью, и «середнячков», у которых деятельность средне- или малопродуктивная. В результате этого даются ответы на вопросы – за счет чего, каких свойств и качеств личности, какого уровня их развития достигается высокая продуктивность деятельности. Или же – каких свойств и качеств, а также уровня их развития не хватает для существенного повышения эффективности и надежности деятельности. Формирование групп профессионалов и «середнячков» для такого сравнения осуществляется в основном с помощью экспертной оценки. Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы – психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следующие характеристики:
– психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а так же степень их выраженности;
– мотивы профессиональной деятельности и достижений;
– личностно-профессиональные стандарты и эталоны;
– общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.
Пример:
Объектами исследований были солисты балета ведущих российских музыкальных театров. Методом экспертной оценки были выделены три группы артистов: звезды, «середнячки» и те, у кого очень высокий, но не реализованный в сценической деятельности творческий потенциал. Сравнивались особенности мотивации творческой деятельности, система отношений, самооценка, уровень и направленность рефлексии, доминирующие эмоциональные состояния и характеристики эмоционального слуха как индикатора креативности. Были получены данные, свидетельствующие о существенных различиях по данным показателям у представителей данных групп. В частности, у «середнячков» отмечена невысокая мотивация достижений, «размытость» или отсутствие эталонов в творчестве. У нереализованных – неадекватно завышенная самооценка, эгодентричность направленности личности, низкая рефлексия, изначальная конфронтационность во взаимодействиях, недостаток волевых качеств и упорства. Результаты данных исследований послужили основой для составления программ индивидуального развития и психокоррекции.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Акмеологический анализ – это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении целого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерминант развития.
Акмеологический анализ позволяет выявить определяющие акмео-логические условия и факторы, инварианты профессионализма: С его помощью строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Акмеологический анализ должен также включать поиск закономерностей, механизмов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому.
АКМЕОЛОТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Акмеолотическая экспертиза – это комплексная оценка субъектов труда, направленная па выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования.
Акмеологическая экспертиза тесно связана с акмеологической диагностикой. Часто именно эксперты определяют, какие диагностические методы следует применять при решении акмеологических задач и как интерпретировать их результаты. Кроме того, только экспертная оценка является единственно возможным методом исследования в случае высокой сложности объекта исследования или при неполной информации о нем.
В процессе акмеологической экспертизы применяют, собственно, те же методы, что и в экспертизе, осуществляемой в других научных областях. Отличием является их объектная и предметная направленность. В решении акмеологических задач применяются индивидуальные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые, в свою очередь, бывают:
♦ морфологическими, основанными на качественно строгих описаниях;
♦ рейтинговыми;
♦ проективного оценивания;
♦ парного сравнения;
♦ ролевого списка.
К экспертам, проводящим акмеологическую экспертизу, предъявляются жесткие требования, касающиеся их научной компетентности и квалификации, объективности, ориентированности на поиск истины и ответственности. Количество экспертов и оцениваемых ими параметров определяется с помощью точных методов, известных из теории экспертного оценивания.
Акмеологическая экспертиза как акмеологический метод находится на стадии своего становления, однако уже разрабатываются проекты ее автоматизированных вариантов, которые должны сочетаться с индивидуальной и групповой экспертными оценками в виде дискуссий.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, в рамках которого акмеолог варьирует условия становления специалиста и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии. *
Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности. Кроме того, эксперимент в акмеологии призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Иными словами, в настоящее время создаются необходимые предпосылки для создания экспериментальной акмеологии.
В акмеологии эксперимент проводится с непосредственным участием субъекта деятельности и развития в ходе выполнения трудовой деятельности. Такой эксперимент осуществляется в интересах не только акмеолога, проводящего его, а прежде всего – самого субъекта, поэтому экспериментатор и испытуемый являются в нем союзниками, так как у них общие главные интересы. Эта ситуация является в известной мере уникальной, не характерной для других наук.
Эксперимент в акмеологии отличается следующими особенностями:
♦ объектом является взрослый, уже сложившийся человек, что затрудняет варьирование переменными;
♦ необходимо согласие испытуемого на варьирование переменными в ходе эксперимента, так как это приведет к его личностным изменениям, возможно, необратимым;
♦ на личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать запланированным;
♦ не исключено, что некоторые процессы изменений в личностно-профессиональном развитии могут быть скрытно протекающими, что затруднит их контроль и оценку, поэтому в организации акмеологического эксперимента следует особое внимание уделить выбору методов, позволяющих точно регистрировать необходимые параметры.
В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат следующие свойства и характеристики субъекта развития:
♦ уровни продуктивности профессиональной деятельности (до высокого и наивысшего);
♦ уровни зрелости личности (мотивы, отношения, особенности профессионального сознания и пр.);
♦ психические новообразования, являющиеся своеобразными плацдармами дальнейшего прогрессивного развития;
♦ этапы становления субъекта деятельности и развития как профессионала.
В настоящее время в акмеологии хорошие результаты дают следующие виды экспериментов: естественный, формирующий и преобразующий. Среди них следует выделить естественный эксперимент, как наиболее соответствующий логике и специфике акмеологических исследований. В нем субъект труда и развития осуществляет свою жизнедеятельность в естественных условиях. Воздействия в нем осуществляются преимущественно на мотивационную и ценностную сферы личности. Важное значение имеют формирующие акмеологические эксперименты, в которых с помощью психологических и акмеологических технологий осуществляется развитие определенных свойств и качеств личности. Преобразующий эксперимент призван осуществлять мысленное моделирование процессов и результатов развития. Данные виды экспериментов решают, если так можно выразиться, тактические акмеологические задачи, поэтому для достижения поставленных целей считается необходимым проведение комплекса акмеологических экспериментов, а не какого-то одного его вида.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Естественный процесс формирования методов акмеологических исследований и решения практических задач привел к необходимости их целенаправленной интеграции для достижения наибольшей эффективности. Это, в свою очередь, привело к созданию научных подходов, позволяющих решать задачи прогрессивного развития личности и профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход,
Акмеологический подход является базисным и обобщающим и представляет собой совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи. В то же время широта акмсологической проблематики привела к тому, что в рамках данного подхода сформировались и иные:
Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических.
Акмеографический подход – обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографичсского подхода. Ядром акмеографичеекого подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного).
Акмеограмма – основной метод акмеографичеекого подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Особенным видом акмеологического метода является акмеографический метод, так как он был разработан в рамках акмеографичеекого подхода. Применение акмеографического метода позволяет получать научные результаты на уровне общего, особенного и единичного. На первых двух уровнях с помощью акмеографического метода разрабатываются акмеографические описания. В частности, обобщение акмеологических исследований по проблеме развития профессионализма деятельности позволяет утверждать, что в таком акмеографическом описании следует выделять следующие компоненты, отражающие:
♦ повышение профессиональной компетентности;
♦ совершенствование профессиональных навыков и умений;
♦ освоение новых способов принятия и реализации эффективных решений;
♦ освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач;
♦ совершенствование системы самоконтроля;
♦ освоение новых технических средств деятельности.
Описание содержания данных компонентов должно включать в себя и нормативные показатели степени их выраженности.
Аналогично в подструктуре развития профессионализма личности следует описывать:
♦ формирование и развитие общих акмеологических инвариантов профессионализма;
♦ развитие личностно-деловых и психологических профессионально важных качеств;
♦ повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора;
♦ раскрытие творческого потенциала личности. (Основными инструментальными методами, применяемыми для разработки акмеографических описаний, являются экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в личностно-профессиональном развитии.
Описание на уровне единичного связано непосредственно с разработкой акмеограммы как системы акмеологических индивидуально ориентированных требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает исключительно уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма – всегда индивидуальна, она «чья-то», то есть принадлежит конкретному субъекту и не пригодна для другого. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессионального развития, ведь профессионал высокого класса – это обычно «продукт единичного производства». Содержательно акмеограмму можно представить как индивидуальный срез потенциального у субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь высокого уровня профессионализма.
Любая акмеограмма всегда индивидуальна, однако ее разработка все же должна осуществляться по единой типовой методической схеме. В разработанной типовой схеме акмеограммы имеются разделы, относящиеся к уровням:
♦ общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), оценивающие соответствие их требованиям конкретного субъекта;
♦ особенного (подструктуры направленности личности специфических акмеологических инвариантов профессионализма);
♦ единичного (подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств и пр.), составляющего главную ее часть.
В этом смысле акмеограмма частично пересекается с акмеографи-ческим описанием, но данные пересечения так же «индивидуальны» по отношению к субъекту развития.
Разработка акмеограмм требует от специалиста очень высокой квалификации. Акмеолог, ее разрабатывающий, должен в совершенстве владеть многими методами инструментальной и неинструментальной психодиагностики, быть опытным практическим психологом с развитой интуицией, помогающей «прочувствовать» динамические характеристики развивающейся зрелой личности, уважительно относиться к личности обследуемого, ведь задачи для него решаются чрезвычайно важные и ответственные, можно сказать, судьбоносные.
В настоящее время в акмеологической практике применяется следующая типовая схема разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития.
АКМЕОГРАММА 200 г.
Ф- И. О.
Пол
Возраст _____________
Образование _______________ Специальность
Кадровое движение___ __________„_
Уровень квалификации
Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)
Дополнительная информация
1. Подструктура способностей и потенциала:
♦ сложные частные;
♦ наличие одаренности или таланта;
♦ оценка потенциала личности;
♦ дополнительная информация.
Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития.
2. Подструктура индивидуальности:
♦ характеристики образа «Я»;
♦ особенности мотивации и потребности в достижениях;
♦ характеристики самооценки;
♦ характеристики ценностных ориентации, интересы;
♦ оценки самореализации;
♦ дополнительная информация.
3. Подструктура направленности:
♦ характеристики направленности (широта, глубина и пр.);
♦ содержание направленности;
♦ отношение к профессиональной деятельности;
♦ направленность на взаимодействия;
♦ дополнительная информация.
4. Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств:
♦ целеустремленность;
♦ инициативность;
♦ воля;
♦ организованность;
♦ ответственность;
♦ отсутствие зависти к успехам других;
♦ гуманистическая направленность в отношениях;
♦ честность;
♦ порядочность;
♦ принципиальность;
♦ объективность;
♦ дополнительная информация.
5. Подструктура профессиональных характеристик:
♦ профессиональная компетентность;
♦ глубина профессиональных знаний и умений;
♦ профессиональная креативность;
♦ характеристики профессиональных умений;
♦ дополнительная информация.
6. Акмеологические инварианты профессионализма:
♦ сила личности;
♦ уровень антиципации;
♦ уровень саморегуляции;
♦ умение принимать и реализовывать решения;
♦ уровень работоспособности;
♦ специфические (определяются с учетом особенностей профессиональной деятельности);
♦ психологические профессионально важные качества;
♦ личностно-деловые качества;
♦ дополнительная информация.