Требования к результатам освоения курса

Учебный курс

Продолжительность обучения: 144 часов

Целью является формирование следующих компетенций:

Педагогика высшей школы как учебная дисциплина нацелена на содействие становлению профессиональной компетентности магистра на основе овладения теоретическими знаниями в области педагогики высшего профессионального образования как отрасли педагогической науки и области профессиональной деятельности преподавателя и развития профессиональных компе-тенций, необходимых для эффективного решения задач обучения и воспитания студентов вузов. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 033300 Религиоведение дисциплина «Педагогика высшей школы» направлена на формирование и развитие общекультурных компетенций: - ОК-12 (способность во всех областях своей учебной и научной деятельности целиком и полностью соответствовать общим и специфическим нор-мам преподавательской этики). Дисциплина «Педагогика высшей школы» призвана способствовать формированию и развитию следующих профессиональных компетенций в области педагогической деятельности: - ПК-17 (способность использовать профессиональные знания в области педагогики высшего профессионального образования); - ПК-18 (способность использовать профессиональные знания в области методики преподавания религиоведения); - ПК-24 (умение владеть основными навыками педагогической и методической работы, межличностного общения и работы в коллективе, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики).

Место курса в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «Педагогика высшей школы» изучается во втором и третьем семестрах. Данная дисциплина относится к общенаучному циклу дисциплин учебного плана. Сопряжено с данной дисциплиной изучаются такие дисциплины, как «История и методология педагогической науки и образова-ния», «Современные проблемы педагогической науки и образования». Магистратура в системе двухуровневого высшего профессионального образования является одной из основных форм плановой подготовки научно-педагогических кадров. При выборе в качестве основной профессиональной деятельности труда преподавателя высшего учебного заведения после оконча-ния аспирантуры они должны владеть методологией и методикой научного ис-следования, быть способными самостоятельно вести научно-исследовательскую, преподавательскую и воспитательную работу со студента-ми вуза. В современных условиях преподаватель вуза не может обойтись без опоры на знание ведущих закономерностей и принципов педагогического про-цесса в высшей школе, особенностей процесса становления личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса вуза, содержания и органи-зации профессиональной деятельности преподавателя вуза. Удовлетворение растущих требований к качеству и результатам вузовского образовательного процесса предполагает в качестве необходимых условий развитое психолого-педагогическое обеспечение, высокий уровень профессионально-педагогической культуры и компетентности преподавательского состава. По-следнее обусловливает реальную потребность в знаниях основ педагогики высшей школы. Дисциплина «Педагогика высшей школы» нацелена на решение задач, связанных с развитием профессионально-педагогического мышления молодых преподавателей, формированием у них системы профессионально-педагогических знаний, умений и компетенций, необходимых как для эффек-тивной преподавательской деятельности, так и для повышения общепедагоги-ческой компетентности. Дисциплина ориентирует на диагностический, преподавательский, вос-питательный, организационно-управленческий виды профессиональной дея-тельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач про-фессиональной деятельности: планировать, организовывать и оценивать обра-зовательный процесс в вузе; планировать, организовывать и оценивать профес-сионально ориентированный воспитательный процесс со студентами; планиро-вать, организовывать и оценивать собственную профессионально-педагогическую деятельность.

Требования к самостоятельной работе студентов:

Самостоятельная работа студентов направлена не только на углублен-ное изучение учебного материала, но и на выработку учебно-исследовательских умений и профессиональных компетенций. С этой целью в содержание само-стоятельной работы студентов входят различные виды учебной деятельности по закреплению и осмыслению теоретических знаний, их использованию при решении практических задач и выполнении учебно-исследовательских заданий. Перечень примерных заданий для выполнения в ходе самостоятельной работы: 1. Представить краткий обзор научных статей по проблемам педагогики высшей школы в отечественных научных журналах за последние 3 года. 2. Представить аннотации (3) на научные статьи в зарубежных или оте-чественных журналах по проблемам высшего профессионального образования. 3. Изучить, проанализировать и обобщить инновационный опыт вуза (по выбору) на основе публикаций в периодической печати. 4. Составить обзор журнальных статей по проблеме реализации компе-тентностного подхода в системе отечественного высшего образования. 5. Изучить, проанализировать и представить опыт конкретного вуза России по реализации компетентностного подхода. 6. Ознакомиться с проблематикой и тематикой защищенных диссерта-ционных работ по педагогическим наукам в области теории и методики про-фессионального образования. 7. Подготовить сообщение на тему «Психология ранней юности»/ «Сту-денчество как социальная группа». 8. Представить сравнительный анализ принципов обучения в средней и высшей школе. Представить пути реализации конкретного принципа обучения в вузе (на примере учебной дисциплины). 9. Представить модель системы высшего педагогического образования на основе компетентностного (культурологического, аксиологического, дея-тельностного) подходов. 10. Составить план проведения лекции по выбранной теме с соблюдени-ем методических требований к лекционному занятию. 11. Разработать план-конспект практического (семинарского, лабора-торного) занятия по дисциплине специальности с использованием активных методов обучения. 12. Посетить лекционное или практическое учебное занятие и подгото-вить его анализ с позиций дидактических требований. 13. Разработать анкету для студентов 1 курса с целью выявления труд-ностей адаптационного периода. 14. Разработать план-конспект учебного занятия с учетом дидактических требований. 15. Провести презентацию «Мое профессионально-педагогическое кредо». 16. Разработать мультимедийную презентацию одной из тем дисципли-ны (по выбору). Обосновать дидактическую цель занятия. 17. Разработать модель дидактического мастерства преподавателя вуза. 18. Предложить 1-2 оценочных или диагностических средств определе-ния уровня сформированности определенной (по выбору) компетенции студен-тов. 19. Проанализировать концепцию воспитательной работы БГПУ им. М.Акмуллы, выделив пути реализации ведущих принципов воспитания студен-ческой молодежи. 20. Разработать и апробировать в ходе социально-педагогической прак-тики матрицу формирования общекультурных и социально-личностных компе-тенций. 21. Составить план работы куратора с группой студентов первого курса (на первый и второй семестры). 22. Посетить кураторский час в одной из групп 1или 2 курса. Сделать его содержательный анализ с позиций теории и методики воспитательной рабо-ты в вузе.

Требования к результатам освоения курса

Знать:

теоретические основы педагогики высшей школы; профессиограмму преподавателя высшей школы; содержание деятельности преподавателя вуза; ведущие положения дидактики высшей школы; современные образовательные методики и технологии;

Уметь:

анализировать систему вузовского образовательного процесса с позиций того или иного методологического подхода; быть способным обоснованно разрабатывать дидактическое обеспечение профессиональной подготовки студентов по своему направлению; планировать и организовывать образова-тельный процесс на младших курсах вуза; в преподавательской деятельности соответствовать общим и специфическим нормам преподавательской этики;

Владеть:

Наши рекомендации