Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ

4.2.1. Что значит научить ребенка слышать с кохлеарным имплантом?

Кохлеарный имплант дает возможность слышать даже тихие звуки, но после включения и первой настройки процессора КИ большинство малышей не реагируют на звуки. Это происходит, прежде всего, потому, что мозг малыша, его слуховые центры не умеют анализировать звуковую информацию.

После включения и настройки речевого процессора КИ у глухого ребенка должны сформироваться все центральные процессы слухового анализа, обеспечивающие восприятие окружающих звуков и устной речи:

ü умение обнаруживать звук (есть звук/ нет звука),

ü умение локализовать источник звука в пространстве,

ü умение различать 2 звука (определять одинаковые или разные 2 предъявляемых неречевых звука или 2 слова при парном сравнении),

ü умение оценивать разные качества звука (громкий/тихий, длинный/короткий, одиночный/повторяющийся, высокий/низкий, постоянный/меняющийся, считать количество звучаний и т.д.),

ü умение соотносить звук и предмет, издающий его, запоминать связь между звуком и предметом, что необходимо для умения узнавать неречевые звуки окружающей среды, звуки музыкальных инструментов и игрушек.

ü умение выделять акустические признаки разных речевых сигналов на сегментном уровне. При этом ребенок должен научиться различать гласные и согласные звуки, различать согласные по признакам глухие/звонкие, сонорные/не сонорные, взрывные/щелевые и т.д. Он также должен научиться выделять интонационно-ритмическую (надсегментную) информацию в речи -научиться различать число слогов в слове, число слов во фразе, положение ударного слога в слове, выделенного слова во фразе, интонацию. У малыша это проявляется в том, что он начинает различать слова с разным числом слогов, имитировать контур слова, фразы, интонацию.

ü умение соотносить слово и обозначаемый им предмет/ качество предмета/ действие;

ü запоминать связь между словом и предметом/ качеством предмета/ действием, что необходимо для умения узнавать разные слова и фразы.

ü умение запоминать новые слова и фразы.

ü умение различать и узнавать голоса людей.

У нормальнослышащего ребенка все эти слуховые умения к 2-м годам уже сформированы. Причем все это происходило у малыша спонтанно с первых дней его жизни (и даже внутриутробно) в процессе слушания окружающих звуков, наблюдения и действий с предметами (самостоятельных и совместных со взрослыми), и, прежде всего, слушания речи мамы и других близких людей.

Благодаря этому после 2-х лет ребенок, общаясь с другими людьми, слушая их речь, быстро накапливает словарный запас и осваивает грамматические правила родного языка (правила изменения и образования слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени и др., правила соединения слов в предложении). Все это необходимо для дальнейшего развития понимания речи окружающих и его собственной речи. У глухих малышей с КИ слуховое развитие происходит в 2-х ситуациях:

• В обычных условиях дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, спонтанно, интегрально, также как у нормальнослышащих детей. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации. На эти ситуации приходится большая часть времени в течение дня, поэтому именно им родители и педагоги должны уделить наибольшее внимание.

• Во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Наши рекомендации