Концепция программированного обучения
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Капустин H. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для вузов / H. П. Капустин. -Москва: Академия, 2010 .-216 c. ИФК(6)
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для студ. вузов/ И. А. Колесникова. -Москва: Академия, 2005 .-288 с.
3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Митяева. -Москва: Академия, 2008 .-192 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для пед. вузов/ ред. Е. С. Полат. -Москва: Академия, 2008 .-272 c.
Дополнительная:
1. Мицкевич А.А. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике. // Гуманитарные научные исследования. – Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/104
2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, 2006, №3. С.20-27
3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "Гном и Д", 2005
Задания для СРС:
1. Аргументируйте понятие «Технология контроля образовательного процесса» . Выводы запишите в рабочую тетрадь.
2. В чём вы видите перспективы (законспектировать) развития технологии развивающего обучения в современном образовании?
1.2 . Примерная тематика практических занятий
Целью практических занятий является: обеспечить усвоение студентами знаний об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности, предмете, методологии и структуре педагогики начального образования, о теории и методике обучения школьников, о профессиональном мастерстве и педагогических технологиях, основных направлениях педагогических исследований, а также овладение умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебного процесса в средней школе.
Практические занятия направлены на формирование умений, связанных с аналитической и проектировочно-конструкторской деятельностью педагога.
Практическое занятие № 1
Тема: Педагогика как область гуманитарного знания, наука о воспитании и обучении человека.
Основные понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, задача педагогической науки, категория педагогики, отрасль педагогики, междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи,
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.
2. Становление и развитие педагогики как науки.
3. Дать ххарактеристику основным педагогическим категориям: воспитание, обучение, образование; личность, индивид, индивидуальность; развитие, формирование, социализация личности.
4. Взаимосвязь и взаимная обусловленность «научного», «ненаучного», «донаучного» и «обыденного» знания в педагогике.
5. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
6. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие – развернутая беседа с выполнением практических заданий.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
· составление терминологического словаря;
· составление опорных схем;
· обсуждение теоретических вопросов;
· составлений аннотаций к научно-методическим статьям
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
2. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
3. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
4. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – Гл. 5,6.
Дополнительная:
1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)
2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.
Задания для СРС
1.Составьте схему «Связь педагогики и других наук».
2.Выполните аналитическую записку «Преимущества и недостатки одного из методов педагогического исследования» ( по своему выбору). Объем записки-1-1,5 страницы.
Практическое занятие № 2.
Тема: Методология педагогической науки и деятельности
Основные понятия: методология, методологические принципы, научное исследование, логика педагогического исследования, ттеоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Понятие о методологии педагогической науки.
2. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный.
3. Общее понятие о методологических принципах.
4. Научно-методологические основы педагогических теорий и систем. Общая характеристика основных личностно-ориентированных систем (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
5. Методы и логика педагогического исследования.
6. Методы исследования в педагогике. Теоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- составление терминологического словаря;
- составление опорных схем;
- обсуждение теоретических вопросов;
- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
3. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
5. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
Дополнительная:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.
2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
3. Педагогика. Под ред. И.Ф. Харламова. – М., 2000.
4. Педагогика/В.А. Сластёнин и др. – М., 2000.
5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
6. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
7. Сорокин Н.А. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы. – Тула, 1993.
Задания для СРС
2. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
3. В чем вы видите взаимосвязь между обучением, воспитанием и образованием?
4. Проанализируйте понятия «воспитание» и «предмет педагогики», отраженные в различных учебных пособиях, педагогической литературе. Найдите сходство и различие в их определении.
5. Раскройте роль и значение педагогики в решении задач обновления нашего общества.
Практическое занятие № 3.
Тема: Вариативность и инновации в образовании.
Основные понятия: методология, методологические принципы, научное исследование, логика педагогического исследования, ттеоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Понятие вариативности образования.
2. Вариативность форм получения образования . Вариативность образовательных учреждений.
4. Вариативность методов и организационных форм обучения.
6. Традиционное и инновационное в обучении.
7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания .
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- составление терминологического словаря;
- составление опорных схем;
- обсуждение теоретических вопросов;
- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
- Загвязинский, В.И., Емельянова, И. Н.Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.:Академия 2013.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2010.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
- Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
- ФЗ «Об образовании». – М., 2012.
Дополнительная:
- Бордовская Н.В. и др. Педагогика. – СПб, 2000.
- Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996.
- Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего
- обучения. – Майкоп, 1994.
- Педагогика наших дней. Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.
- Педагогический поиск. Под ред. И.Н. Баженовой– М., 1989.
- Педагогика/В.А. Сластёнин. – М., 2000.
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
Задания для СРС
- Составить опорно-логическую схему современным инновационным технологиям в школьном образовании.
- Подготовить сообщение о внедрении инновационных технологий в школах в ОУ.
Практическое занятие № 4.
Тема: Теория обучения как составная часть педагогики.
Основные понятия: дидактика, объект дидактики, дидактическая система, предмет дидактики, категория дидактики, дидактическая концепция.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Теоретические основы организации процесса обучения.
2. Общая и частная дидактика.
3. Сущность, движущие силы, образовательного процесса.
4. Противоречия и логика образовательного процесса.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- составление терминологического словаря;
- составление опорных схем;
- обсуждение теоретических вопросов;
- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
- Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
- Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2008. - № 2. - с. 113.
- Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2009. - № 1. - с.181.
- Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Дополнительная:
1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)
2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.
Задания для СРС
- Составить опорно-логическую схему современным инновационным технологиям в школьном образовании.
- Подготовить сообщение о внедрении инновационных технологий в школах в ОУ.
Практическое занятие № 5.
Тема: Сущность процесса обучения, его структура и задачи.
Основные понятия: процесс, обучение, знание", "умение", "навык", "способности", целевой компонент обучения, операционно-деятельностный компонент, оценка, самооценка, движущая сила обучения.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
- Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.
- Понятия:"знание", "умение", "навык", "способности".
- Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения.
- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).
- Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
- Развитие учащихся в процессе обучения.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- составление терминологического словаря;
- составление опорных схем;
- обсуждение теоретических вопросов;
- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
- Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
- Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2003. - № 2. - с. 113.
- Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2005. - № 1. - с.181.
- Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2009.
Дополнительная:
1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)
2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.
Задания для СРС
Подготовить презентацию на тему «Обучение как сотворчество учителя и ученика – опыт, проблемы, перспективы» .
Практическое занятие № 6.
Тема: Методы и средства обучения
Основные понятия:. метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения, средства обучения, форма обучения, форма учебной деятельности учащегося, виды форм организации текущей учебной деятельности, урок, принципы обучения.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.
2. Сущность и содержание методов обучения.
3. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
4. Виды и формы обучения. Типы и структуры урока.
5. Контроль и характеристика обучения.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия - семинар-круглый стол.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
Участие в диспуте;
составление структурно-логической схемы;
подготовка вопросов для диспута.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
- Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
- Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2003. - № 2. - с. 113.
- Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2005. - № 1. - с.181.
- Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Дополнительная:
1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)
2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.
Задание для СРС.
1. Разработать таблицы сравнительной эффективности методов обучения.
2. Выпишите основные формы организации обучения которые сложились в истории развития школы?
3. Каковы характерные черты классно-урочной формы обучения?
Практическое занятие № 7.
Тема: Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
Основные понятия: учитель, ученик, учебно-воспитательная работа, педагогическая деятельность, профессиональный рост, педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Учитель как центральная фигура в школе.
2. Определяющая роль учителя в осуществлении учебно-воспитательной работы.
3. Профессиональная пригодность учителя.
4. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов.
5. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- составление терминологического словаря;
- беседа;
- индивидуальный опрос;
- учебная дискуссия;
- составление опорных схем;
- обсуждение теоретических вопросов;
- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.. 1987. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
2. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
5. Кондрптенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989. Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 199Я. Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1993.
6. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве //Педагогика. 19У2. № 7-8, Щербаков Л. И. Психологические основы формирования личности М.1967.
Дополнительная:
1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)
2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.
Задания для СРС