Концепция программированного обучения

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Капустин H. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для вузов / H. П. Капустин. -Москва: Академия, 2010 .-216 c. ИФК(6)

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для студ. вузов/ И. А. Колесникова. -Москва: Академия, 2005 .-288 с.

3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Митяева. -Москва: Академия, 2008 .-192 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для пед. вузов/ ред. Е. С. Полат. -Москва: Академия, 2008 .-272 c.

Дополнительная:

1. Мицкевич А.А. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике. // Гуманитарные научные исследования. – Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/104

2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, 2006, №3. С.20-27

3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "Гном и Д", 2005

Задания для СРС:

1. Аргументируйте понятие «Технология контроля образовательного процесса» . Выводы запишите в рабочую тетрадь.

2. В чём вы видите перспективы (законспектировать) развития технологии развивающего обучения в современном образовании?

1.2 . Примерная тематика практических занятий

Целью практических занятий является: обеспечить усвоение студентами знаний об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности, предмете, методологии и структуре педагогики начального образования, о теории и методике обучения школьников, о профессиональном мастерстве и педагогических технологиях, основных направлениях педагогических исследований, а также овладение умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебного процесса в средней школе.

Практические занятия направлены на формирование умений, связанных с аналитической и проектировочно-конструкторской деятельностью педагога.

Практическое занятие № 1

Тема: Педагогика как область гуманитарного знания, наука о воспитании и обучении человека.

Основные понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, задача педагогической науки, категория педагогики, отрасль педагогики, междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи,

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.

2. Становление и развитие педагогики как науки.

3. Дать ххарактеристику основным педагогическим категориям: воспитание, обучение, образование; личность, индивид, индивидуальность; развитие, формирование, социализация личности.

4. Взаимосвязь и взаимная обусловленность «научного», «ненаучного», «донаучного» и «обыденного» знания в педагогике.

5. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

6. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: практическое занятие – развернутая беседа с выполнением практических заданий.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

· составление терминологического словаря;

· составление опорных схем;

· обсуждение теоретических вопросов;

· составлений аннотаций к научно-методическим статьям

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

2. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

3. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

4. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – Гл. 5,6.

Дополнительная:

1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)

2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.

Задания для СРС

1.Составьте схему «Связь педагогики и других наук».

2.Выполните аналитическую записку «Преимущества и недостатки одного из методов педагогического исследования» ( по своему выбору). Объем записки-1-1,5 страницы.

Практическое занятие № 2.

Тема: Методология педагогической науки и деятельности

Основные понятия: методология, методологические принципы, научное исследование, логика педагогического исследования, ттеоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Понятие о методологии педагогической науки.

2. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный.

3. Общее понятие о методологических принципах.

4. Научно-методологические основы педагогических теорий и систем. Общая характеристика основных личностно-ориентированных систем (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

5. Методы и логика педагогического исследования.

6. Методы исследования в педагогике. Теоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- составление терминологического словаря;

- составление опорных схем;

- обсуждение теоретических вопросов;

- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

3. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

5. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

Дополнительная:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

3. Педагогика. Под ред. И.Ф. Харламова. – М., 2000.

4. Педагогика/В.А. Сластёнин и др. – М., 2000.

5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

6. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

7. Сорокин Н.А. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы. – Тула, 1993.

Задания для СРС

2. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?

3. В чем вы видите взаимосвязь между обучением, воспитанием и образованием?

4. Проанализируйте понятия «воспитание» и «предмет педагогики», отраженные в различных учебных пособиях, педагогической литературе. Найдите сходство и различие в их определении.

5. Раскройте роль и значение педагогики в решении задач обновления нашего общества.

Практическое занятие № 3.

Тема: Вариативность и инновации в образовании.

Основные понятия: методология, методологические принципы, научное исследование, логика педагогического исследования, ттеоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Понятие вариативности образования.

2. Вариативность форм получения образования . Вариативность образовательных учреждений.

4. Вариативность методов и организационных форм обучения.

6. Традиционное и инновационное в обучении.

7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания .

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- составление терминологического словаря;

- составление опорных схем;

- обсуждение теоретических вопросов;

- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

  1. Загвязинский, В.И., Емельянова, И. Н.Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.:Академия 2013.
  2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2010.
  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
  4. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
  5. ФЗ «Об образовании». – М., 2012.

Дополнительная:

  1. Бордовская Н.В. и др. Педагогика. – СПб, 2000.
  2. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996.
  3. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего
  4. обучения. – Майкоп, 1994.
  5. Педагогика наших дней. Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.
  6. Педагогический поиск. Под ред. И.Н. Баженовой– М., 1989.
  7. Педагогика/В.А. Сластёнин. – М., 2000.
  8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

Задания для СРС

- Составить опорно-логическую схему современным инновационным технологиям в школьном образовании.

- Подготовить сообщение о внедрении инновационных технологий в школах в ОУ.

Практическое занятие № 4.

Тема: Теория обучения как составная часть педагогики.

Основные понятия: дидактика, объект дидактики, дидактическая система, предмет дидактики, категория дидактики, дидактическая концепция.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Теоретические основы организации процесса обучения.

2. Общая и частная дидактика.

3. Сущность, движущие силы, образовательного процесса.

4. Противоречия и логика образовательного процесса.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- составление терминологического словаря;

- составление опорных схем;

- обсуждение теоретических вопросов;

- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

  1. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
  2. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2008. - № 2. - с. 113.
  3. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2009. - № 1. - с.181.
  4. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Дополнительная:

1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)

2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.

Задания для СРС

- Составить опорно-логическую схему современным инновационным технологиям в школьном образовании.

- Подготовить сообщение о внедрении инновационных технологий в школах в ОУ.

Практическое занятие № 5.

Тема: Сущность процесса обучения, его структура и задачи.

Основные понятия: процесс, обучение, знание", "умение", "навык", "способности", целевой компонент обучения, операционно-деятельностный компонент, оценка, самооценка, движущая сила обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.
  2. Понятия:"знание", "умение", "навык", "способности".
  3. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения.
  4. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).
  5. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
  6. Развитие учащихся в процессе обучения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- составление терминологического словаря;

- составление опорных схем;

- обсуждение теоретических вопросов;

- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

  1. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
  2. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2003. - № 2. - с. 113.
  3. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2005. - № 1. - с.181.
  4. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2009.

Дополнительная:

1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)

2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.

Задания для СРС

Подготовить презентацию на тему «Обучение как сотворчество учителя и ученика – опыт, проблемы, перспективы» .

Практическое занятие № 6.

Тема: Методы и средства обучения

Основные понятия:. метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения, средства обучения, форма обучения, форма учебной деятельности учащегося, виды форм организации текущей учебной деятельности, урок, принципы обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.

2. Сущность и содержание методов обучения.

3. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.

4. Виды и формы обучения. Типы и структуры урока.

5. Контроль и характеристика обучения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия - семинар-круглый стол.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Участие в диспуте;

составление структурно-логической схемы;

подготовка вопросов для диспута.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

  1. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
  2. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2003. - № 2. - с. 113.
  3. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2005. - № 1. - с.181.
  4. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Дополнительная:

1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)

2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.

Задание для СРС.

1. Разработать таблицы сравнительной эффективности методов обучения.

2. Выпишите основные формы организации обучения которые сложились в истории развития школы?

3. Каковы характерные черты классно-урочной формы обучения?

Практическое занятие № 7.

Тема: Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост

Основные понятия: учитель, ученик, учебно-воспитательная работа, педагогическая деятельность, профессиональный рост, педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Учитель как центральная фигура в школе.

2. Определяющая роль учителя в осуществлении учебно-воспитательной работы.

3. Профессиональная пригодность учителя.

4. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов.

5. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия - практическое занятие –развернутая беседа с выполнением практико-ориентированных заданий.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- составление терминологического словаря;

- беседа;

- индивидуальный опрос;

- учебная дискуссия;

- составление опорных схем;

- обсуждение теоретических вопросов;

- составлений аннотаций к научно-методическим статьям.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.. 1987. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

2. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.

3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

5. Кондрптенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989. Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 199Я. Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1993.

6. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве //Педагогика. 19У2. № 7-8, Щербаков Л. И. Психологические основы формирования личности М.1967.

Дополнительная:

1. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с. ( и последующие издания)

2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.

Задания для СРС

Наши рекомендации